Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52319

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

как о слишком высоком, так и о слишком низком уровне требований, что в обоих случаях является отклонением от оптимальных условий.
Рассматриваемый подход применяется, в частности, для анализа характерных влияний со стороны факторов внешней среды, описан-ных в работах Broadbent (1971), Poutton (1970), Wilkinson (1969) и других авторов. Исследователи описывают влияние внешних воздействий на уровень выполнения деятельности, обращаясь к использованию психофизиологического понятия возбуждения. Согласно положениям, разработанным McGrath (1970), "... существует нелинейная связь между интенсивностью внешней стимуляции (в широком смысле) и уровнем восприятия стресса, а также степенью эффективности выполняемой в последующей деятельности11. В работах Fran-kenhaeuserc сотрудниками (см, Frankenhaeuser, 1975; Frankenhaeuser & Gardell, 1975) с помощью психофизиологических и социгально-пси-хологических методик исследовалось влияние на человека таких факторов, как перегрузка и недогрузка. По их мнению, это является одним из основных источников стресса в современном шщустриаль-ном обществе. При этом особое внимание уделялось анализу эффектов "качественной недогрузки" (выполнению очень простой работы) в комбинации с фактором количественной перегрузки (наличие большого объема работ).
В рамках описываемого подхода предпринималось множество попыток составить перечень "стрессогенных" стимулов. Так, например, Weitz (1970) вьщелил 8 различных типов ситуаций, классифицированных им как "стрессогснные": высокая скорость обработки информации, вредные внешние воздействия, переживаемая угроза, нарушение физиологического функционирования, изоляция, препятствия, групповое давление и, наконец, фрустрация.
Общие замечания
Оба описанных выше подхода представляют собой линейные модели, отличающиеся только тем, как в них определяется понятие "стресс". Эти различия, однако, оказывают существенное влияние на их применение. Оба определения небезупречны. Во-первых, краткость даваемых определений делает их слишком туманными. Во-вторых, они механистичны, поскольку рассматривают человека как пассивный объект воздействия стресса. В-третьих, они чаще всего не учитывают индивидуальных особенностей и специфики протекания психологических процессов.
Психологические модели стресса
Особое место в психологических моделях стресса отводится перцептивным и когнитивным процессам, направленным на определи
212
ние характера индивидуального реагирования. Типичная схема психологического подхода представлена на рис.3.
Одна из основных психологических моделей стресса была предложена Lazarus (1966? I976), который предположил, что "стресс возникает тогда, когда требования окружающей среды находятся на пределе или за пределами человеческих возможностей", В соответствии с таким определением главным становится анализ взаимодействий между требованиями внешней среды, индивидуальными особенностями человека н адекватностью привлекаемых защитных механизмов. В своих исследованиях Lazarus уделял особое внимание оценке ситуации человеком, а также роля фрустрации, конфликта и угрозы в возникновении стресса. Под оценкой при этом понималось определение индивидуальной значимости различных элементов ситуации. Как отмечается, процесс субъективной оценки, помимо всего прочего, зависит от уровня обученности и наличия соответствующего прошлого опыта.

Рис. 3. Психологическая модель стресса с учетом перцептивных, и когнитивных, процессов
В работах Lazarus подчеркивается, что оценка совсем не обязательно связана с сознательной психической активностью и может реализовываться на неосознаваемом уровне, Фрустрация рассматривается как некая форма общего вредоносного воздействия, препятствующего достижению цели* Под конфликтом понимается наличие одновременно даух или более несовмесгамых стремлений или целей, а под угрозой - воображаемое или ожидаемое в будущем лишение чего-либо важного или субъективно значимого. Сияа угро-
213
зы, независимо от ее физических характеристик (таких, как удаленность, величина и др.)» зависит от того, насколько человек в состоянии справиться с опасностью шш предупредить ее появление. Если человек ощущает способность сделать это, то опасность минимальна; В противном случае, если человек чувствует беспомощность или не в состоянии овладеть ситуацией, степень угрозы велика. Экспериментальный анализ природы взаимодействия перечисленных выше факторов является основным вкладом Lazarus в изучение проблемы стресса,
McGrath (1970) подчеркивает, что отправной точкой при обсуждении проблемы стресса должен стать характер взаимодействия между человеком и окружающей средой. Исходя ш этого, он полагает, что стресс возникает всякий раз, когда нарушается баяанс между воздействием окружающей среды и возможностями человека ком* пенсироватъ его. Согласно представлениям Lazarus, это дисбаланс между субъективным восприятием внешних воздействий и осознанием собственных возможностей справиться с ними, а не между объективными характеристиками самих переменных. Сначала человек пытается справиться с возникшим препятствием или оказываемым воздействием. Затем происходит процесс вторичной оценки, в ходе которой он сознательно или неосознанно оценивает свои действия и их перспективы.
Другим важным моментом при определении стресса является субъективное восприятие последствий неудачной реакции на оказываемое воздействие (Sells, I970). Если эти последствия минимальны для человека, то и стресс будет небольшим, и, напротив, заметная неудача приведет к более сильному переживанию стресса. Подобные исходные установки были проанализированы McGrath (1976). В связи с этим он писал: "Стресс возможен в условиях, когда внешняя сипсуа-ция воспринимается как воздействие, угрожающее превысить ресурсы человека и возможности позитивной реакции на него, особенно если при этом ожидается существенная разница в поощрении и затрачиваемых силах на сопротивление этому воздействию по сравнению с отказом от активного противодействия'1.
Трансактная модель стресса
В предыдущих разделах в общих чертах были рассмотрены основные из существующих подходов к изучению стресса, Бьшо показано, что некоторые из них, в силу тех или иных причин, недостаточно полно соответствуют действительности. Кроме того, все названные подходы различаются между собой по возможностям их применения в целях измерения, диагностики и профилактики стресса. Ниже дается описание разработанной нами модели стресса (Сох, 1978). Она охватывает множество характеристик, часть из которых, была уже упо-
214
иянута выше, а часть, по мнению авторов, центральная в создании полноценной концепции стресса будет рассматриваться впервые. Предлагаемая модель описывает динамический процесс, возникаю -ишй при наличии у человека затруднений, и его попытках отреагировать на них.
По нашему мнению, стресс - это ищщвидуальньга феномен, являющийся результатом взаимодействия (или трансакции) между человеком и ситуацией, в которой он находится. Термин "трансакция" использован в данном контексте для того, чтобы подчеркнуть активную и адаптивную природу осуществляемого процесса взаимодействия. В основе модели лежит взаимосвязь четырех основных аспектов действующей личности и окружающей среды. Схематически это показано на рис.4.
Внешняя среда
Человек
Рис. 4. Основные компоненты трансактной модели
215



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь