Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 29574
Автор: Слобин Д., Грин Дж.
Название: Психолингвистика. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Некоторые из этих аргументов относятся также и к проблеме овладения языком в детстве, которой мы почти не уделили внимания в этой книге. Трансформационалисты пытались описать, чем овладевает ребенок, основываясь на предположении, что ребенок постепенно постигает полную грамматику языка взрослых; эта точка зрения подтверждалась данными исследований грамматик детской речи, убедительно показавших, что овладение языком не есть результат положительно подкрепляемой имитации ассоциаций стимул — реакция (обзор работ по этому вопросу см: McNeill 1970). С другой стороны, явно недостаточно сказать, как это делает Хомский, что ребенок должен обладать какой-то врожденной языковой способностью, позволяющей ему открыть именно те трансформационные правила, при помощи которых можно наиболее экономным путем порождать предложения на данном языке. Если согласиться с тем, что человек имеет определенную предрасположенность к овладению человеческим языком, очевидно, отсутствующую у животных, то требуется установить те механизмы этого овладения, которые дают возможность ребенку овладеть правилами именно того языка, на котором ему суждено было говорить. Пока мы занимаемся описанием сложной структуры того, чем овладевает ребенок, нет никаких причин, почему бы психологам не попытаться создать различные теории того, как происходит это овладение. И снова задача лингвистического описания состоит в том, чтобы не допустить чрезмерного упрощения исследуемого поведения.
Если попытаться дать общую оценку того вклада, который внесла трансформационная грамматика в психологию, следует подчеркнуть, что психолингвистический подход дал возможность совершенно по-новому взглянуть на язык. Исследования, описанные в этой книге — которые появились исключительно благодаря трансформационной грамматике, — очень сильно отличаются от упрощенческих попыток ученых «до эры Хомского» исследовать словесные ассоциации и тому подобные явления. Центр внимания ученых переместился на исследования речевого поведения людей, порождающих предложения, и на поиски точного однозначного соответствия между правилами грамматики и речевым поведением, и как раз благодаря неудаче этих поисков мы узнали о многих, до сих пор абсолютно неизвестных факторах. В свете имеющихся сейчас данных о речевом поведении совершенно логически оправданно отступление Хомского к тезису, что неправильно рассматривать трансформационную грамматику как модель порождения и восприятия предложений. Справедливо также, что для целей грамматического анализа необходимо ограничиться нормативными высказываниями и пренебречь случайными флуктуациями в отдельных высказываниях. Но когда Хомский возвращается к более сильному утверждению, что он описывает структуру когнитивных процессов, он явно игнорирует исключительную сложность взаимосвязей между знаниями говорящего о языке и тем, как он реально использует эти знания. Было бы весьма досадно, если бы к прежней ограниченности взглядов психологов прибавилось бы упрямое нежелание некоторых сторонников трансформационной теории считаться с фактами речевого поведения, не укладывающимися в разработанную ими систему лингвистических правил. Когда представишь себе, как много еще предстоит нам узнать об этой важнейшей способности человека и об овладении ею, то остается только надеяться, что вместо того, чтобы поддаваться иллюзиям или становиться на заведомо неверные позиции только для того, чтобы указывать своим оппонентам на слабость их теорий, психологи и лингвисты объединят свои усилия и создадут теорию, адекватно описывающую все аспекты человеческого языка. БИБЛИОГРАФИЯ All port G. W. Postman L. The psychology of rumor. New York, 1947. A m s t e r H. Semantic satiation and generalization: learning? adaptation? — «Psy-chol. Bulletin», 1964, 62, 273—286. Bartlett F. C. Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge, 1932. Bellugi-Klima U. Linguistic mechanisms underlying child speech. In: Zale E. M. (Ed.) Proceedings of the conference on language and language behavior. New York, 1968. Вever T. Q. The influence of speech performance on linguistic structures. In: Flo-res dArсais G. В., Levelt W. J. M. (Eds.) Advances in Psycholinguistics. Amsterdam, 1970. В e v e r T. G. The integrated study of language behaviour. In: Mo r t on J. (Ed.) Biological and Social Factors in Psycholinguistics. L., 1971. В e r k о J. The childs learning of English morphology. — «Word», 1958, 14, 150—177. Black M. (Ed.). The importance of language. Prentice-Hall, Inc., 1962. Bloom L. M. Language development: Form and function in emerging grammars. Cam-brige, 1970. *B 1 о u n t B. G. The pre-lingui-stic system in Lyo children.— «Anthrop. Ling.», 1970, 12, 326—342. *B 1 о u n t V. G. Socialization and pre-linguistic development among the Lyo of Kenya.— «Southwest Journ. Anthrop.», 1971, 27, 41—50. Blumenthal A. L. Prompted recall of sentences.— «Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior», 1967, 6, 203—206. Blumenthal A. L., В о a-k e s R. Prompted recall of sentences. — «Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior», 1967, 6, 674—676. В г a i n e M. D. S. The ontogeny of English phrase structure: The first phase. — «Language», 1963, 39, 1—13. В г о a d b e n t D. E. In defence of empirical psychology. — «Bull. Brit. Psycho!. Soc.», 1970, 23, 87—96. Brown R. Words and things. Glencoe, 1958. Brown R. Psycholinguistics. N. Y., 1965. Brown R. Social Psychology. N. Y., 1970. Brown R. В e 11 u g i U. Three processes in the childs acquisition of syntax. In: Lenneberg E. N. (Ed.). New directions in the study of language. Cambridge, 1964, 131—162. Brown R., С a z d e n С. В., Bellugi U. The childs grammar from I to III. In: Brown R. Psycholinguistics. N. Y., 1970, 100—154. Brown R., Fraser C. The acquisition of syntax. In: Bellugi U., Brown R. (Eds.) The Acquisition of Language.—«Monographs of the Society for Research in Child Development», 1964, 29 (1), 43—79. Br uner J. S. О ! ver R. R., G г ее n f i e 1 d P. M. et al. Studies in cognitive growth. N. Y., 1966. Campbell R., Wales R. The study of language acquisition. In: Lyons J. (Ed.). New Horizons in Linguistics. Penguin, 1970. Carmichael L., H o-gan H. P., Walter A. A. An experimental study of the effect of language on the representation of visually perceived form. — «Journal of Experimental Psychol.», 1932, 15, 73—86. Carroll J. В., Casagran-d e J. B. The function of language classification. In: M а с с о b у E. E. et al. (Eds.). Readings in social psychology. N. Y., 1958, 18— 31. *C a r s w e 1 1 E. A., R о m m e t-veit R. (Eds.) Social Contexts of Messages. L.— N. Y., 1971. С a z d e n С. В. The acquisition of noun and verb inflections. — «Child Development», 1968, 39, 433—448. С h a s e W. G., С 1 a r k H. H. Mental operations in the comparison of sentences and pictures. In: G r e g g L. (Ed.) Cognition in Learning and Memory. Wiley, 1972. Chomsky N. Syntactic structures. The Hague, Mouton, 1957. Chomsky N. A review of verbal behavior, by B. F. Skinner. — «Language», 1959, 35, 26—58. Chomsky N. Current issues in linguistic theory. The Hague, Mouton, 1964. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge, 1965. Chomsky N. Topics in the Theory of Generative Grammar. The Hague, Mouton, 1966 (a). Chomsky N. Linguistic theory, 1966 (b). In: Lester M. (Ed.) Readings in Applied Transformational Grammar. N. Y., 1970. Chomsky N. Language and Mind. N. Y., 1968. Chomsky N. Formal discussion of «The development of grammar in child language» by W. Miller and S Ervin. In: Lester M. (Ed.). Readings in Applied Transformational Grammar. N. Y., 1970. Chomsky N. Remarks on no-minalization. In: J а с о b s R. A., R о s e n b a u m P. S. (Eds.) Readings in English Transformational grammar. Ginn and Company 1970. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|