Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41712

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

быть в себе уверены, тогда как в действительности мы себя еовсе не знаем и даже в самом малом не можем быть в себе уверены.
Мы должны понять теперь, что психология действительно означает изучение себя самого. Это вторая дефиниция психологии. Психологии нельзя научиться так же, как астрономии, т.е. отдельно от самого себя. И в то же время нужно изучать себя так же, как изучают любую новую и сложную машину. Требуется знать части этой машины, ее главные функции, условия ее правильной работы, причины неправильной работы и много других вещей, которые трудно описать, не прибегая к специальному языку, который тоже необходимо знать, чтобы быть в состоянии изучать машину.
Человеческая машина имеет семь различных функций: 1) Мышление (или интеллект)* 2) Чувство (или эмоции). 3) Инстинктивная функция (или внутренняя работа организма), 4) Двигательная функция (или внешняя работа организма, движение в пространстве и т.д.)* 5) Пол (функция двух начал, мужского и женского, во всех их проявлениях), Кроме этих пяти функций есть еще две, для которых в нашем обычном языке нет названия и которые проявляются только в высших состояниях сознания. Одна из них — высшая эмоциональная функция, проявляющаяся & состоянии самосознания, другая — высшая умственная функция, проявляющаяся в состоянии объективного сознания. Пока мы не находимся в этих состояниях сознания, мы не можем изучать эти функции или экспериментировать с ними, и мы знаем о них лишь опосредованно, от тех, кто достигал этих состояний, испытывал их,
В религиозной и ранней философской литературе разных народов есть множество намеков на высшие состояния сознания и высшие функции. Дополнительные трудности для понимания этих намеков создает отсутствие четкого различения двух высших состояний сознания. То, что называлось самодхи, состоянием экстаза или просветления, а в более поздних работах «космическим сознанием», может относиться как к одному, так и к другому, иногда к опыту самосознания, иногда к опыту объективного сознания. Сколь бы странным это ни казалось, у нас имеется больше материала относительно наивысшего состояния, т,е. объективного сознания, чем о промежуточном состоянии самосознания, хотя к первому можно прийти лишь после второго, Изучение самого себя должно начаться с изучения четы-рех функций: мышления, чувства, инстинктивной и двига-
239
тельной функций. Лишь много позже можно перейти к изучению половой функции, т.е. после достаточного понимания четырех функций, Вопреки некоторым современным теориям, половая функция является в действительности поздней — она проявляется в жизни достаточно поздно, после того как первые четыре уже полностью проявились и она обусловливается ими. Поэтому изучение половой функции может быть полезным только после полного познания первых четырех функций во всех их проявлениях. В то же самое время следует понимать, что всякая серьезная беспорядочность или анормальность в половой функции делает саморазвитие и даже самоизучение невозможным.
Итак, мы должны вначале постараться понять четыре главные функции. Я считаю само собой разумеющимся ваше знание относительно того, что я имею в виду под интеллектуальной или мыслительной функцией. Сюда включаются все умственные процессы: осознание впечатлений, образование представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение, отрицание, словообразование, речь, воображение и т.д.
Вторая функция — это чувства или эмоции: радость, печаль, страх, удивление и т.д. Даже если я уверен в том, что вам ясно, как и чем эмоции отличаются от мыслей, посоветую вам проверить свои воззрения на сей счет. Мы путаем мысли и чувства в нашем обыденном мышлении и речи, но для начала изучения самого себя требуется четко знать, что есть что.
Две следующие функции, инстинктивная и двигательная, труднее для понимания, поскольку ни одна из обычных психологических систем не описывает и не определяет эти функции должным образом. Слова «инстинкт», «инстинктивный», как правило, используются в ложном значении, а иногда вообще без всякого смысла. В частности, инстинкту обычно приписываются внешние функции, которые в действительности принадлежат двигательной (а иногда и эмоциональной) функциям. Инстинктивная функция у человека включает в себя четыре различных класса функций:
Первый. Вся внутренняя работа организма, вся, так сказать, физиология; переваривание и усвоение пиши, дыхание, циркуляция крови, вся работа внутренних органов, построение новых клеток* элиминация отработанного материала, работа желез внутренней секреции и т. д.
Второй. Так называемые пять чувств: зрение, слух, обоня-
240
ние, вкус, осязание, а также все другие чувства, такие, как чувства тяжести, температуры, сухости или влажности и т. д., иначе говоря, все безразличные ощущения — ощущения, которые сами по себе не вызывают ни удовольствия, ни неудовольствия.
Третий, Все телесные эмоции, т,е. всякие физические ощущения, которые либо приятны, либо неприятны. Это разного рода чувства боли или неудовольствия, скажем неприятного запаха или вкуса, и всякого рода физические удовольствия, такие, как приятный вкус, запах и т. д.
Четвертый, Вес рефлексы, даже самые сложные, такие, как смех, зевота; любого рода физическая память — память о вкусе, запахе, боли, являющаяся в действительности просто внутренним рефлексом.
Двигательная функция включает в себя все внешние движения, такие, как ходьба, письмо, речь, принятие пищи и память о них, К двигательной функции относятся также те движения, которые на обычном языке называются «инстинктивными*, такие, например^ как при ловле падающего предмета без всякого мышления.
Разница между инстинктивной и двигательной функциями совершенно ясна и может быть легко понята, если только припомнить, что все без исключения инстинктивные функции являются врожденными и нет никакой нужды им учиться для использования, в то время как ни одна из двигательных функций врожденной не является и всем им требуется учиться, подобно тому, как ребенок учится ходить или некто учится писать или рисовать.
Помимо этих нормальных двигательных функций существуют также некоторые странные двигательные функции, которые представляют бесполезную работу человеческой машины, каковые не входили в намерения природы, но которые занимают весьма значительное место в человеческой жизни и отнимают у него огромное количество энергии. К таковым можно отнести сновидения, воображение, мечтательство, разговоры с самим собой и всякого рода болтовню ради болтовни и вообще все неконтролируемые и не поддающиеся контролю проявления этой функции.
Четыре функции — интеллектуальная, эмоциональная, инстинктивная и двигательная — сначала должны быть поняты во всех своих проявлениях, и только потом они должны наблюдаться сами по себе. Такое самонаблюдение, т.е. наблю-
241
дение на правильном фундаменте, с предварительным пониманием состояний сознания и различных функций составляет основу изучения самого себя. Иначе говоря, это начало психологии.
Очень важно помнить, что при наблюдении различных функций полезно наблюдать в то же самое время их отношение к различным состояниям сознания. Возьмем три состояния сознания — сон, бодрствование и возможные проблески самосознания — и четыре функции — мышление, чувство, инстинктивную и двигательную. Все четыре функции могут проявляться во сне, но тут их проявления недостоверны и бессвязны. Их никак нельзя использовать, они просто сами собой происходят* В состоянии бодрствования или относительной сознательности они до известной степени могут служить нам ориентирами. Результаты их сравниваются, проверяются, выправляются, и, хотя ими создается немало иллюзий, все же в обычном нашем состоянии другого у нас нет и мы должны пользоваться ими, насколько возможно. Если бы мы знали число ложных наблюдений, ложных теорий, ложных дедукций и заключений в этом состоянии, то вовсе перестали бы себе верить. Но людям неведомо, насколько ложными могут быть их наблюдения и теории, и они продолжают в них верить. Именно это отвлекает людей от наблюдения тех редких моментов, когда эти функции проявляются в связи с проблесками третьего состояния сознания — самосознания.
Все это означает, что каждая из четырех функций может проявляться в любом из трех состояний сознания. Но результаты в каждом случае различны. Когда мы научимся видению этих различий, то поймем и правильное соотношение между функциями и состоянием сознания.
Но еще перед тем как мы перейдем к различиям функций в отношении их с состояниями сознания, необходимо понять, что сознание и функции человека представляют собой совершенно различные феномены совершенно различной природы. Они зависят от различных причин и могут существовать друг без друга. Функции могут существовать без сознания, а сознание — без функций.
242



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шефер Ч. Техники работы с фантазией в игровой терапии
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Белякова Марина Вениаминовна. «Влияние игровой терапии на познавательную активность и регуляцию поведения дошкольников»
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Журавлева Н.А. Кокшарова М.В.. Мастер – класс: «Использование социо — игровой технологии в работе с дошкольниками»
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Помыткина Татьяна Владимировна. Способы социализации дошкольников.
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Ягнюк К.В. Вклад Генри Дикса в развитие супружеской терапии объектных отношений
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Алгоритм предсказывает будущее пар по интонациям голоса
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Кобелева Ольга Николаевна. Тема: Публикация презентации 'Развитие игровой деятельности средствами макетирования'
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Упорова Ольга Сергеевна. Статья «Игровой массаж как одна из форм реализации здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного пространства ДОУ»
  • Саммерс Ф. Один случай, три точки зрения
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Улдукис Ирина Васильевна и Улдукайте Янина Станиславовна. Образовательно-игровой цикл с участием родителей и детей.
  • Егорова А. Строим мостик между мирами (случай работы с синдромом Аспергера в танцевально-двигательной терапии)
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Шамратова Юли Ибрагимовна. Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь