|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39121
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке П. Холловэй (2002) справедливо подчеркивает, что медицинская модель лечения пациентов, переживающих суицидоопасный кризис, усугубляет присущее им чувство беспомощности и стыда, подкрепляет пассивную жизненную позицию. Преимуществом подхода Морено является творческая активность пациента в роли автора и главного героя драмы своей жизни.
Холловэй описывает разработанную им программу амбулаторной драматерапии кризисных пациентов. Курс состоит из 10-ти двухчасовых сессий, проводимых в группе из 6–8 человек дважды в неделю. Первые три сессии открыты для новых пациентов. На первой сессии в основном используется психогимнастика, на второй участники «лепят» друг из друга скульптурные образы известных сказочных персонажей, на третьей – знакомятся с техникой «горячего стула». Начиная с 3-й встречи группа становится закрытой. В начале сессии группа делится на две подгруппы. Каждая ищет достаточно динамичный сценарий на тему страдания, опустошения, изоляции, давления и т.д. Персонажи являются вымышленными и действуют в придуманных ситуациях. После репетиций одна подгруппа показывает свой спектакль другой, которая вносит в игру по ходу действия свои коррективы в поисках более эффективного разрешения ситуации. Затем подгруппы меняются местами. А.Н. Моховиков (2003) выделяет механизм конфлюэнции у суицидентов, который заключается в слиянии с другими и растворением собственного «Я». Этот механизм часто наблюдается в юношеском возрасте и способствует эпидемиям самоубийств и деятельности деструктивных культов. Стратегия терапии заключается в ненавязчивости контакта и разграничении «мое» – «не мое». Проговаривая свои желания и потребности, человек начинает осознавать, чего он хочет на самом деле, не опасаясь при этом разобщения со значимыми людьми, и находя собственное решение своих проблем. Автор использует модифицированную методику конфронтации со смертью И. Ялома (1999). Вначале участник группы отображает свою нынешнюю точку жизни на отрезке прямой, отражающей ее предполагаемую длительность. Применяется также техника направленных визуализаций, с помощью которых пациент достигает начала жизни и просматривает ее от начала до конца. Затем предлагается инструкция: «Вы узнали, что вам предстоит прожить три дня. Как вы их проведете? Что будете делать в каждый из дней? С кем встретитесь? Как пройдут последние минуты вашей жизни? Кто будет при этом присутствовать? Какими будут ваши последние слова? Какой могла бы быть ваша эпитафия?» Участники группы играют роли протагониста, присутствующих при его смерти лиц, исполнителя похоронного плача. По данным автора, подобная инициация собственной смерти, усиленная методами психодрамы, ослабляет душевную боль у суицидента и готовит его к терапевтической реконструкции истории жизни, а также устраняет конфлюэнтные тенденции в группе при торможении групповой динамики. Следует, однако предостеречь от десенсибилизации страха смерти у кризисных пациентов, для которых этот страх служит доминирующим антисуицидальным фактором. Одной из наиболее частых кризисных ситуаций является развод, причем без помощи в этой ситуации обычно остаются самые уязвимые ее участники – дети. Психообразовательная программа для детей от 8 до 16 лет и их родителей после развода имеет целью, во-первых, предотвратить или снизить выраженность у детей тревоги, депрессии, агрессии и проблемного поведения и, во-вторых, расширить социальные навыки, необходимые для нормального функционирования детей после развода родителей. Данные цели определяют пять специфических задач: 1) научить ребенка отличать чувства и эмоции, вызванные разводом, от имеющих другое происхождение; 2) редуцировать у ребенка чувство изоляции и превратные представления о разводе; 3) помочь ребенку понять значительные последствия развода для родителей; 4) расширить репертуар поведенческих реакций ребенка на проявления гнева со стороны родителей; 5) научить родителей справляться с тревогой детей по поводу факта развода, налаживать родительские отношения с бывшим супругом и с собственным ребенком. Работа предусматривает эмоциональную взаимоподдержку и обмен положительным опытом. Используются техники: помощь в процессе знакомства участников, структурирование группы, сочувственное выслушивание участников группы, «отзеркаливание» сказанного, поощрение активного участия в работе группы, поощрение взаимной поддержки участников, переадресовка высказываний другим участникам, индукция желаемого поведения с помощью конкретизации высказываний участников, указание на сходство мнений разных участников, переориентация внимания группы на авторов конструктивных высказываний. На нежелательное поведение участников группы, чаще всего – детей, терапевт может реагировать различным образом: выслушивая нежелательные высказывания участников группы (такие, как демонстрация отсутствия интереса к дискуссии или неконструктивные предложения); наблюдая за невербальным поведением, мешающим групповому взаимодействию (таким как отодвигание своего стула в сторону от других участников); игнорируя подобное поведение в интересах самого индивида и группы в целом, и переориентируя группу на обсуждение более продуктивных тем. Грусть достаточна сама по себе, но чтобы получить от нее настоящее удовольствие, нужно поделиться ею с другими (Марк Твен). Депрессия Когнитивная терапия. Ряд депрессогенных установок основаны на «тирании долженствования» по Карен Хорни (1993). Наиболее распространенные долженствования таковы. o Я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным, мужественным и самоотверженным. o Я должен быть идеальным другом, любовником, супругом, родителем, студентом, учителем. o Я должен справляться с любым затруднением с полным самообладанием. o Я должен быть способен быстро найти решение любой проблемы. o Я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным. o Я должен все знать, понимать и предвидеть. o Я должен всегда владеть собой, я должен всегда управлять своими чувствами. o Я должен считать виновным себя, я не должен никогда и никому причинять боль. o Я никогда не должен испытывать усталость или боль. o Я должен быть всегда на пике продуктивности. Аарон Бек (2003) обнаружил в происхождении депрессии патогенную роль следующих когнитивных нарушений: • функциональная фиксация (снижение активности мышления, его стереотипность вследствие «связанности» мышления прошлым опытом); • избирательность памяти с акцентом на негативные аспекты прошлого опыта; • произвольность выводов – формирование их в отсутствие достаточных фактических данных; • избирательная абстракция, когда целостное представление о ситуации формируется на основе одного, вырванного из контекста элемента с игнорированием остальных; • сверхгенерализация – формирование обобщающего вывода на основании единичного случая; • «максимизация-минимизация» – приписывание ситуации или ее аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения. Автор выделяет установки, предрасполагающие к развитию депрессивных переживаний. «Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях. Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны понимать (любить, восхищаться) все и всегда. Если я не достиг вершины, то потерпел провал. Как чудесно быть популярным, известным, богатым; ужасно быть неизвестным, посредственным. Если я допускаю ошибку, значит, я глуп. Моя ценность как личности зависит от того, что думают обо мне другие. Я не могу жить без любви. Если моя супруга (возлюбленная, родители, ребенок) не любит меня, значит, я ни к чему не годен. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня. Если я не использую каждый шанс для собственного продвижения, то позже я об этом пожалею». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|