Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58365

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Там же. С. 48.
Данные исследований
Возраст и готовность к изменениям
В исследовании, проведенном О. С. Советовой (1999), обнаружена тенденция зависимости от возраста силы выраженности обобщенной инновационной диспозиции. В возрасте после 40 лет преобладают люди с консервативной и умеренной обобщенной инновационной диспозицией. В группе молодых слабо выражена консервативная тенденция. По данным мас-
259
сового обследования, консервативная обобщенная диспозиция наиболее выражена в группе 50—59-летних (37,1%), умеренная — в группе людей старше 60 лет (43,3%). Инновационная диспозиция представлена полнее в группе 25-29-летних (23,4%), радикально-инновационная— в группе 30-39-летних (10%).
На основании результатов исследования автором был сделан вывод о том, что возрастные характеристики существенным образом определяют отношение к переменам и. изменениям (Советова О. С, 1999, с. 211).
9.2.3. Взаимоотношения в семье
Проблемы в сфере семейных взаимоотношений в этот период могут явиться следствием противоречия между особенностями развития семьи и личностным развитием ее членов. Семья, как правило, требует много внимания, времени и сил, изменения привычных стереотипов поведения. Далеко не всегда эта перестройка происходит беспроблемно, поскольку личные особенности, предшествующий опыт взаимоотношений мало помогают формированию семьи. Обострение противоречия происходит вследствие того, что «строительство» семьи вносит дополнительные обязанности в жизнь как мужчины, так и женщины, требует проявления тех личностных особенностей, которые могут быть еще не сформированы. При устроенном быте, как правило, семейная адаптация происходит менее болезненно.
Зарисовки из жизни
Личностное развитие женщины в семье
Соседки, мамаши сверстников моих детей, пренебрегая подобной логикой, постепенно превращались в клинические существа с тяжелым взором скота, идущего на бойню. Они
260
целый день стояли в очереди, у плиты, у стиральной машины, у гладильной доски, бегали по дому с тряпкой и пылесосом. Уже почти ненавидели собственных детей и все время дергали их, орали, запрещали землю, лужи, возню и лазанье на деревья. К вечеру они дожидались «сверхчеловека» — мужа с работы, снова орали на детей, потому что «папа устал», метались у стола с тарелками, смотрели кино «про любовь» по телевизору и ложились с мужем в постель, о чем потом отзывались с большим омерзением. Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 178.
Изменение интересов, отношения к себе и окружающим после постановки диагноза
Главным занятием Ивана Ильича со времени посещения доктора стало точное исполнение предписаний доктора относительно гигиены и принимания лекарств и прислушивание к своей болезни, ко всем своим отправлениям организма. Главными интересами Ивана Ильича стали людские болезни и людское здоровье. Когда при нем говорили о больных, об умерших, о выздоровевших, особенно о такой болезни, которая походила на его, он, стараясь скрыть свое волнение, прислушивался, расспрашивал и делал применение к своей болезни.
Теперь же всякая неудача подкашивала его и ввергала в отчаяние. Он говорил себе: вот только что я стал поправляться и лекарство уже начинало действовать, и вот это проклятое несчастье или неприятность... И он злился на несчастье или на людей, делавших ему неприятности и убивающих его, и чувствовал, как эта злоба убивает его; но не мог воздержаться от нее.
Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести. Рассказы. М., 1999. С. 313, 314.
261
Диссертационные исследования
Акиндинова И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000.
Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становлении ролевой структуры молодой семьи. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990.
Ермихина М. О. Субъективно-психологические факторы формирования родительства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2003.
Канатов А. И. Обучаемость взрослых в зависимости от развития их мышления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986.
Кокконен Е. И. Конструктивное разрешение педагогических конфликтов на основе модификации стиля вербального общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.
Колобкова А. И. Особенности самооценки в связи с критическим событием-потерей и отсутствием работы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1999.
КошелеваА. Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп в условиях безработицы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001.
Кошкарова Т. А. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005.
Кочурова М. Г. Влияние личностных особенностей на совместимость в супружеских парах. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.
Родина А. М. Представления о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000.
262
Смирнова Н. В. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.
Стреленко А. А. Социально-перцептивные образы подростков и взрослых, переживших сексуальное насилие. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.
Сыманюк Э. Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.
Тимофеева И. М. Социально-психологические факторы жестокого обращения с женщинами в семье. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.
Фау Е. А. Сравнительный анализ психологических и психосоматических характеристик людей, переживших кризисные ситуации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.
Шарай Т. П. Изменение самоотношения личности у женщин в результате многомерного психологического воздействия. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2005.
Яцышин С. М. Проявление созависимости в ценностно-смысловой сфере матерей при наркотизации ребенка. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.
Литература
БаризДж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993.
Бодалев А, А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002.
Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998.
263
Джидарьян И. А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях // Психологическое образование. 1997. № 3. С. 27-30.
Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружества // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 41-43.
Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998.
Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. Вып. 5. СПб., 2001.
Коростылева Л. А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. Вып. 4. СПб., 2000.
Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000.
Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
Кулюткин Ю. Н„ Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971.
Либина А. Чтобы не осталась женщина одинокой. Психология совладения с жизненными кризисами и сложными ситуациями. М., 1995.
Ливерхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.
Мален П., Конгер Д., Каган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты. М., 1982.
Поссель Ю.А. Бедность и богатство: психологическое дистанцирование // Интегративный подход в психологии / Под ред. В. Н. Панферова. СПб., 2003.
Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 1997.
РеанА.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 83-88.
264



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь