Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию

Категория: Статьи » Психология | Просмотров: 15023

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Манипулятивный запрос

Управление отношениями другого
Управление желаниями другого
Управление поведением другого
Управление эмоциями другого
Управление психологом
Запрос с предельным обобщением

Конструктивные запросы

Запрос об информации

Запрос о границах нормы
Запрос о возможностях психологического изменения и его прогнозе
Запрос о помощи в самопознании

Запрос об определении способностей
Запрос о структурировании Я-концепции
Запрос о помощи в самопринятии и самопонимании
Запрос о помощи в саморазвитии

Развитие когнитивных способностей
Развитие коммуникативных навыков
Развитие навыков саморегуляции
Запрос о трансформации

Экзистенциальный запрос
Помощь в освобождении от прежнего жизненного сценария
Помощь в достижении личностной целостности
Запрос о снятии симптома

Жалобы на эмоциональные нарушения
Психосоматические симптомы
Коммуникативные трудности
Когнитивные нарушения
Энергетические проблемы
Как мы видим, три вида запроса из типологии Столина, а именно «Просьба об эмоциональной и моральной поддержке», «Просьба о содействии в анализе», «Просьба о помощи в выработке позиции» были исключены; еще три вида запроса были переформулированы, «Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь» и «Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента» – в «Манипулятивный запрос», а «Просьба об обучении навыкам» – в «Запрос о помощи в саморазвитии»; один вид запроса, а именно «Просьба об информации/Запрос об информации» остался неизменным. Кроме того, были предложены формулировки еще четырех новых видов запроса: «Запрос с предельным обобщением», «Запрос о помощи в самопознании», «Запрос о трансформации» и «Запрос о снятии симптома».

По-моему, новый вариант формулировки «Запрос о/об …» ничем не лучше прежней формулировки «Просьба о/об …». Мне также представляется необоснованным отказ от трех видов запроса из типологии Столина. Наряду с таким самым простым вариантом запроса как просьба о возможности выговориться и выразить свои чувства, просьба о содействии в анализе жизненной ситуации, выработке позиции и/или принятии решения довольно часто предъявляется клиентами в практике психологического консультирования, Однако, на мой взгляд, это скорее один и тот же запрос, а не три различных вида запроса. При просьбе о содействии в анализе жизненной ситуации обычно присутствует и желание обрести собственную позицию и принять верное решение о том, как поступить.

Предложение же таких новых видов запроса как «Запрос о помощи в самопознании», «Запрос о трансформации» и «Запрос о снятии симптома» представляется мне обоснованным и ценным для практики. Кроме того, их предложение – это шаг к расширению концепции запроса на область психотерапии. Давайте обратимся к тому, как Лосева и Луньков (1995) определяют эти виды запроса.

Запрос о помощи в самопознании Лосева и Луньков (1995) описывают следующим образом:

Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и отражает возрастные закономерности их развития. Часто его возникнове­ние провоцируется проблемами профориентации («какие у меня способно­сти?») и трудностями общения со сверстниками.

Взрослые также предъявляют его в кризисных жизненных ситуациях, требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, пе­реструктурирования Я-концепции. Нередко этот запрос возникает при вне­запном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия, туберкулез и др.). Это связано с адекватной интуицией пациента о том, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наибо­лее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с какими-то своими ошибками и неправильными решения.

При работе психолога с таким запросом следует стремиться к тому, чтобы растущее самопонимание пациента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение.

Хотя не конкретизированный запрос о помощи в самопознании может быть ничем не лучше запроса с предельным обобщением, его более конкретная формулировка – это благодатная почва для заключения контракта на курс психотерапии. Когда клиент просит содействовать в понимании, что он из себя представляет, на что способен и чего хочет от жизни, стремится осмыслить свою личную и семейную историю, желает обрести уверенность и укрепить самооценку, или понять свой вклад в неудачные личные отношения, прохождение курса психотерапии выглядит логичным шагом для обоих участников этого процесса.

Введение запроса о трансформации авторы (Лосева, Луньков, 1995) объясняют следующим образом:

Особым видом запроса является запрос о трансформации. Мы исполь­зуем понятие трансформации в смысле, характерном для традиции аналити­ческой психологии К.Г. Юнга. Оно включает в себя потребность человека начать жить как бы «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного.

Такой запрос характерен для людей, столкнувшихся с кризисом середи­ны жизни (второй половины жизни). Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения.

Лосева и Луньков (1995) выделяют также три варианта этого запроса, а именно 1) экзистенциальный запрос; 2) помощь в освобождении от прежнего жизненного сценария; и

3) помощь в достижении личностной целостности. Формулировка данного вида запроса, конечно же, удовлетворит юнгианских аналитиков, а второй его вариант – терапевтов, практикующих транзактный анализ, однако терапевты, использующие в своей работе другие подходы, вряд ли найдут эти формулировки полезными. Как мне представляется, формулировки видов запросов должны учитывать специфику и направленность различных видов психотерапии, но их следует, по возможности, формулировать на языке общей психотерапии, без специальных терминов, активно используемых только в том или ином направлении психотерапии. Термин «жизненный сценарий», например, вполне может быть заменен термином «неадаптивный паттерн», который имеет более широкое употребление в различных психотерапевтических подходах. Бывает так, что какой-то феномен, который был акцентрирован в рамках отдельного направления психотерапии, становится общепризнанным явлением в психотерапии. Экзистенциальный запрос представляется мне как раз таким термином, поскольку работа с экзистенциальными переживаниями может осуществляться не только в рамках экзистенциальной терапии, но и в других подходах. А, например, работа по самопринятию клиента может быть целью не только в клиент-центрированной терапии.

Запрос о снятия симптома Лосева и Луньков (1995) обосновывают следующим образом:

Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о снятии симптома. Мы используем понятие симптома в широком смысле, по­нимая под ним любое психологическое, телесное или психосоматическое на­рушение, беспокоящее человека и являющееся знаком более глубокой пробле­мы. Сюда мы относим и энергетические нарушения, типа хронической усталости и переживания «нехватки сил».

Как правило, пациент рассматривает симптом достаточно изолированно, не улавливая глубинной его связи с разными сторонами своего существова­ния, В ряде случаев пациент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-следственные связи типа «все причины – в переутомлении, пе­ренесенном гриппе и т.п.».

Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно, например, посредством техник нейро-лингвистического программирова­ния. Так, если человек испытывает страх перед начальником, то тогда рабо­тают именно с этим страхом, не вникая в личную историю пациента и исто­рию развития симптома. Конечно, при таком подходе человек не застрахо­ван от возникновения подобных, но связанных с другими ситуациями, страхов, но он, по крайней мере, знает, что существует метод совладания с каждым отдельным страхом.

Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим способом, через осознание психологических источников и функций симп­тома. Это приведет к построению новых схем поведения и самоосознания и, возможно, появлению новых конструктивных запросов к психологу.

Любой симптом всегда является решением психологической проблемы человека, пусть и не самым удачным. Он выступает свидетельством того, что человек, во всяком случае, проблему решал, пускай и неосознанно. Поэтому симптом всегда защищает человека от необходимости осуществлять пове­дение, которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает от ответственности за ряд аспектов свой жизни и по-новому организует отношения с окружающими людьми. Игнорирование этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам в консультировании.

Некий симптом или ряд симптомов – одна из основных причин обращения за психотерапевтической помощью (Budman & Gurman, 1998), поэтому предложенная Лосевой и Луниковым формулировка данного запроса представляется весьма обоснованной. Довольно часто клиенты хотят лишь облегчения их страдания, что, правда, не исключает, как оговаривают это Лосева и Луньков, что через осознание его психологических источников и функций запрос о снятие симптома может быть трансформирован в иные виды конструктивного запроса. Иначе говоря, мотивация на облегчение симптоматического страдания может быть дополнена мотивацией на осознание и изменение.

Как мне представляется различные методы психотерапии можно разделить на симптомо- или проблемо-центрированные и на личностно-центрированные или ориентированные на развитие. Краткосрочная или ограниченная во времени терапия, как правило, нацелена на облегчение симптомов и решение определенной проблемы за максимально короткое время, неограниченная во времени терапия с открытым концом чаще ориентирована на личностные изменения и фасилитацию развития. Когнитивно-поведенческая терапия, краткосрочная ориентированная на решение терапия и стратегическая терапия – это примеры симптомо- или проблемо-центрированной терапии. Психоаналитическая терапия, клиент-центрированная терапия и экзистенциальная терапия – это примеры личностно-центрированной или ориентированной на развитие терапии. Понятно, что тут есть исключения, и, что представители этих подходов могут с этим мнением не вполне согласиться, но по большей части это так и в этом достоинства этих методов. Помимо этого можно отдельно говорить о поддерживающей терапии, в которой основной целью является укрепление защит и содействие самоэффективности и адаптации клиентов. Это может быть ограниченная во времени поддерживающая терапия, помогающая справиться с трудностями на том или ином этапе жизни или неограниченная во времени поддерживающая терапия, например, с целью содействия адаптации и сведению к минимуму госпитализаций клиентов с серьезными психиатрическими нарушениями.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь и релевантные идеи в зарубежной психотерапии
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Ягнюк К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Психотерапия: инструкция по применению
  • Притча «Лучший клиент»
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Коррекционно-развивающая работа – «приоткрыть завесу» неизвестного в себе
  • Психологическая травма, связанная с событиями прошлого века (разбор случая).
  • Профессия психолог
  • Будинайте Г.Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: революция, эволюция или…?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь