Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61409

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

с пошел сначала. Когда Ёзер готов был войти в состояние открытости, он сказал, что хочет оста
ваться в каждом состоянии немного дольше. Ему удавалось погрузиться в нужное состояние, но нужно было больше времени на то, чтобы его углубить. Но так как компьютеры были запрограммированы на определенное время, то длительность процедуры определяла техника. И все же техники решили выполнить просьбу и быстро сумели перепрограммировать устройство, наполовину увеличив рабочую стадию и уменьшив нейтральный период. Обследование возобновилось.
Учитывая время, затраченное на перепрограммирование и устранение технических неполадок, вся процедура заняла более трех часов. Обследуемые редко появляются из томографа (особенно когда пробыли в нем так долго) с каким-нибудь другим выражением лица, кроме как усталого облегчения. Но Дэвидсон оказался приятно поражен, увидев, что после этой утомительной процедуры Ёзер выбирается из машины с широкой улыбкой на лице и со словами: «Это похоже на мини-ретрит!»
Очень-очень хороший день
После короткого перерыва Ёзер отправился в зал для проведении следующих тестов, на этот раз с использованием электроэнцефалографа — устройства для измерения мозговых волн, больше известного как ЭЭГ. При проведении большинства исследований с помощью ЭЭГ используются тридцать два датчика, которые закрепляются на голове пациента, и улавливают электрическую активность мозга; многие исследователи используют всего шесть датчиков.
Однако мозг Ёзера предстояло обследовать дважды, с помощью двух разных шлемов ЭЭГ: на одном было 128 датчиков, на другом — целых 256. Первый шлем должен был снимать показания в то время, когда Ёзер будет снова проходить через те же самые медитативные состо
яния; второй планировалось использовать синергичес- ки, то есть в сочетании с полученными ранее данными
ЯМР-томографии.
В мире есть только три или четыре нейронаучные лаборатории, где используются ЭЭГ с 256 датчиками. Анализ такого большого количества показаний с помощью самой современной аналитической программы, которая называется локализацией источников, позволяет проводить триангуляцию и точно выявлять место происхождения нервного сигнала. Локализация источника помогает добираться до участков в глубине мозга, чего нельзя добиться использованием обычных ЭЭГ, способных следить лишь за верхними слоями мозга.
Перейдя через коридор в кабинет ЭЭГ, Ёзер настроился на следующий раунд процедуры. Но на этот раз ему предстояло сидеть в удобном кресле в шлеме, похожем на горгону Медузу или на дуршлаг с торчащими из него вермишелинами, а не лежать в «утробе» ЯМР-томогра- фа. Обследование на ЭЭГ заняло еще два часа.
После окончания программы кто-то поинтересовался у Ёзера, не сказалось ли нахождение в ЯМР-томографе на его способности к медитации. «Шум был неприятным, но повторяющимся, — ответил Ёзер. — Вскоре о нем забываешь, и он не слишком мешает медитации. Думаю, что гораздо важнее в этой ситуации, в каком состоянии вы находитесь в этот день». И как показали результаты анализов, состояние Ёзера в этот день — как, наверное, и в любой другой — было очень-очень хорошим.
Ощущение тишины
На следующее утро, когда моросил мелкий дождик, шикарное черное авто в сопровождении эскорта полиции Мэдисона и машин с сопровождающими лицами из службы охраны дипломатов при государственном депар
таменте остановилось напротив Центра Вайсмана, где располагалась наша лаборатория. Из черной машины вышел Далай-Лама; на приветствие Дэвидсона он ответил сияющей улыбкой. Далай-Лама решил сначала осмотреть лабораторию, а затем отправиться в конференц- зал ближайшего кампуса, чтобы ознакомиться с результатами обследования Ёзера.
Дэвидсон проводил Далай-Ламу в приемную, в общих чертах охарактеризовал оборудование лаборатории и рассказал об исследовании, которое там проводилось. Он отметил, что в ходе предыдущих встреч Далай-Лама порекомендовал ему сфокусировать внимание на позитивных эмоциях, и его особенно удивили слова Далай- Ламы о том, что связь между матерью и новорожденным является источником сострадания и естественным способом выражения этого чувства. Теперь Дэвидсон собирался приступить к реализации программы исследования сострадания и спросил, нет ли у Далай-Ламы каких-нибудь идей по поводу наилучших способов вызывать сострадание. Далай-Лама, обладающий отличным чувством юмора, посоветовал: «Наилучший способ — уколы!»
Первую остановку в своем путешествии по лаборатории Далай-Лама сделал в комнате, где аспиранты работали за компьютерами, пытаясь справиться с морем данных, полученных накануне при обследовании Ёзера. Дэвидсон указал на один из мониторов, на котором был виден мозг с разноцветными лужицами, каждая из которых показывала уровень активности различных участков мозга Ёзера.
Есть несколько конкретных научных вопросов — например, о природе сознания, — которые давно интересовали Далай-Ламу, и в течение многих лет он пытался найти способы получить на них ответы. Один из таких вопросов — о силе разума или способности сознания уп
равлять мозгом — возник у него, когда Дэвидсон показывал ему ЯМР-томограф.
«Мы можем с большой степенью точности определить место расположения конкретных источников активизации мозга, возникающих по мере усиления умственной активности», — объяснил Дэвидсон. Он добавил, что главное достоинство ЭЭГ — скорость, а ЯМР-томографа — пространственная точность. Если функциональный ЯМР-томограф способен определить изменения в мозге с точностью до миллиметра, то оснащенный компьютером ЭЭГ может определить изменения в мозге в тысячную долю секунды.
Далай-Лама спросил: «А можете ли вы показать мысль, которая предшествует действию? Можете ли вы доказать, что мысль появляется до того, как в мозге произойдут изменения?»
В ходе последовавшего обсуждения Дэвидсон был изумлен тем, что Далай-Лама продемонстрировал чуть ли не сверхъестественные способности в оценке научных данных и методов — талант, который он снова и снова демонстрировал в своих беседах с учеными. Дэвидсон сказал на это: «Я видел, как Его Святейшество проникает в суть данных, в которых не смог бы разобраться никто, кроме узких специалистов».
Цифровая обработка
Как только показания Ёзера начали появляться на дисплее компьютера в зале управления, данные начали обрабатываться на многочисленных рабочих станциях, работающих параллельно. Одна из них математическим способом убирала со снимков череп Ёзера, чтобы сконцентрировать внимание на работе самого мозга. Затем другая программа трансформировала уникальные контуры мозга Ёзера в «стандартную форму», виртуальную
модель универсального мозга, которая позволяет сравнивать мозг одного человека с мозгом других людей.
Этот проект двигался ускоренными темпами, время на анализ данных сократили с семи дней до полусуток. Обычно на такую обработку данных уходят недели, потому что персоналу приходится одновременно заниматься двадцатью или тридцатью другими исследовательскими проектами, которые реализуются в лаборатории Дэвидсона. Однако Дэвидсон хотел представить Далай-Ламе хотя бы предварительные результаты уже на следующий день, во время встречи, назначенной на 8 часов утра. Поэтому анализ данных проводился почти всю ночь, и последний трудоголик покинул лабораторию в 04:45, чтобы немного отдохнуть и вернуться уже в семь утра.
Данные функционального ЯМР-томографа, которые потенциально могли стать самыми показательными, были слишком объемными и сложными, поэтому за такой короткий срок можно было выявить лишь самые общие модели. Но все же за несколько минут до начала дневного заседания измученный аспирант, который провел большую часть последних суток за компьютером, обобщая данные, смог представить Дэвидсону первые результаты.
Даже при первом взгляде на показания ЯМР-томографа Дэвидсон смог на следующий день сообщить о существовании явных признаков того, что Ёзер способен произвольно регулировать активность своего мозга с помощью только умственных процессов. В отличие от Ёзера большинство неподготовленных испытуемых, получив умственное задание, не могут полностью сосредоточиться на нем, и в результате сигналы, отражающие сознательные умственные стратегии, «засоря



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь