Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20648

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

мя были опубликованы серьезные исследовательские работы: М.Д.Александровой "Проблемы социальной и психологической геронтологии"; Б.Г.Ананьева "Человек как предмет познания"; А.В. Дмитриева "Социальные проблемы людей пожилого возраста"; Ю.К.Дупленко "Старение: очерки развития проблемы"; Т.В. Кар-саевской и А.Т.Шаталова "Философские аспекты геронтологии"; В.Д. Шапиро "Человек на пенсии"; труды Д.Ф.Чеботарева, а также А.А.Дыскина, Н.Н.Сачук, М.Э.Елютиной, Е.В.Якимовой. Среди зарубежных авторов наиболее известны работы С. де Бовуар и Л .Би-не (Франция), А.Комфорт (Великобритания), Тиббитс (США).
Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков в обществе вызвало появление новой отрасли геронтологии - социальной геронтологии. При развитии этого научного направления на первый план вышли разработки социологических, социально-психологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологический подходы к решению собственных проблем.
Социальная геронтология к настоящему времени переросла рамки узко академических исследований, приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Её девиз: "Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам".
23

Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.
Социогеронтологические теории. Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область социологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литературе. Практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания.
Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном междутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметричной по отношению к геронтосологии выступает социология молодежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалистический подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости.
Нейл Смелзер в книге "Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависимости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем первый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не только не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.
И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская группа, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно-
24

му положению. Классификация социальных проблем каждой социальной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями.
Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: индивида, малой группы, и группы социальной структуры.
На первом уровне ведутся исследования эволюции личности с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личностную характеристику пожилого человека, рассматриваются его поведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликтных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), анализируются изменения потребностей, интересов и ценностных ориентации.
На втором уровне исследуется место, роль и функции пожилого человека в производственном коллективе, в сообществе соседей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье.
Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-знаковые события в жизни общества, проводит анализ государственной политики по отношению к пенсионерам.
Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформальный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершеннолетие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрастные нормы.
Неформальные возрастные нормы определены не так четко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку именовать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого холостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Существует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Социальные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.
25

Как и другие социально-демографические группы (например: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциацию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в обществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре.
Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам.
Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу.
Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мнению автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.
Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-
26



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культура
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Польчикова Лариса Николаевна. Проект «Я и моя семья»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Марусина Наталия Викторовна. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Притча «Прогресс и проблемы»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Притча «Решение проблем»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь