|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54505
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Д/Следующим шагом может быть знакомство студента с другими
работами по данной теме и написание аналитического литера- турного обзора. Здесь формируются навыки работы с каталогами, навыки логического анализа состояния проблемы по литератур- ным данным, навыки упорядочения суждений и их ясного изло- жения. После проведения эксперимента и написания аналитическо- го литературного обзора студенту целесообразно выступить перед аудиторией на практических занятиях, на заседании кружка и т. д. Далее следует новый экспериментальный этап, который ^может служить достижению разных целей, возникающих в ходе.,'анали- тического обзора: проверка имеющегося в литературе факта, по- лучение нового факта, который восполняет недостающее звено в логической структуре проблемы, и др. На этом этапе студент учится формулировать и экспериментально проверять эмпириче- ские гипотезы. Дальнейшая работа над рефератом может привести к необхо- димости критического анализа дискуссии по какому-то вопросу. На этом этапе студент учится подходить к анализируемому ма- териалу диалектически, т. е. проникать в суть явлений, давать правильное объяснение имеющимся фактам, вскрывать их внут- ренний механизм. На каждом из указанных этапов работа студента может оце- ниваться дифференцированным баллом. Один балл—это качест- венный показатель проделанной работы. Но вся работа много- плановая, в ней концентрируются многие стороны деятельности студента. Поэтому оценку всей работы преподаватель дает с уче- том следующих показателей: полнота раскрытия содержания темы, оригинальность суждений (на основе теоретических и опыт- ных материалов), новизна фактического материала, глубина ана- лиза, органичность сочетания теоретического и фактического ма- териала, самостоятельность студента при выполнении работы и практическая значимость работы. Общая оценка за курсовую выставляется в зачетную книжку студента. Но автору работы желательно знать мнение товарищей, гак сказать, общественное мнение. Во многих педвузах стало традицией устраивать конкурс исследовательских работ: сначала внутрикафедральный, а затем внутривузовский. Нередко резуль- 21 таты последнего дают путевку на республиканский и всесоюзны)" конкурсы. Другим, не менее полезным средством морального по- ощрения и стимулирования является конференция, на которой в присутствии сокурсников, преподавателей кафедр студент зачи- тывает либо полный текст, либо сокращенный вариант работы. Не исключено, что студенты, успешно выполнившие курсовые ра- боты по психологии, могут проявить желание продолжить иссле- дование в области психологии. Этот интерес следует всячески поощрять. Используя опыт курсового исследования в области пси- хологии, студент может подготовить хорошую выпускную дип- ломную работу, квалифицирующую его как творческого педагога- исследователя. Однако, как бы хорошо ни осуществлялся контроль препода- вателей за самостоятельной работой студентов, его одного недо- статочно. Студентам важно научиться самоконтролю. Особое вни- мание должно быть проявлено к окончательному оформле- нию работы'. Написать хорошую работу с первого раза—дело почти невозможное. Даже такие мастера слова, как Д, Н. Тол- стой, по нескольку раз переделывали отдельные места, а то и целые главы своих произведений. Лев Николаевич однажды за- писал в своем дневнике: «Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. Переделывать три, четыре раза—это еще мало... Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильность вы- ражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписы- вать, обрабатывая правильность выражения»2. После того как первый вариант работы написан, необходимо дать ему «отлежаться», т. е. не читать его в течение одной-двух недель. При повторном чтении следует сделать следующее: 1) убрать тот материал, который не имеет прямого отноше- ния к теме; 2) убрать повторения; 3) убрать слова и фразы, без которых смысл остается понят- ным (например, в фразе «убрать все повторения» вполне можно убрать слово «все»); 4) длинные предложения разбить на более короткие, чтобы облегчить понимание; 5) постараться избавиться от деепричастных оборотов; 6) уточнить правильность использования терминов, обращаясь к различным словарям; 7) уточнить правильность написания слов и пунктуации; 8) проверить цитаты и правильность ссылок; 9) привести к единообразному употреблению терминов, сокра- щений, единиц измерения; 10) проверить нумерацию страниц, таблиц, рисунков; ' См.: Ашмарин Б. А., Хентов Р. Я. Методика самостоятельной работы. • Л., 1974. 2 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.—М., 1937.—Т. 46.—С. 244. 22 11) заново переписать работу, прочитать и дать прочесть то- варищу. Большое значение для успешной учебной деятельности студен- тов имеет планирование самостоятельной работы во времени: на год, семестр, на предстоящую неделю—и умения организовать свой учебный труд так, чтобы каждый раз добиваться его высо- кой эффективности при наименьшей затрате времени. В этом пла- не велика роль выполнения студентами установленного на факуль- тете графика самостоятельной работы и соблюдения правил ги- гиены умственного труда. Тема 1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии Методические указания Возрастная и педагогическая психология — наиболее развитые отрасли современной психологической науки, теснейшим образом связанные с общей психологией, раскрывающей природу и зако- номерности психической жизни человека. Основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушин- ский более ста лет тому назад писал в предисловии к своему тру- ду «Человек как предмет воспитания»: «Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для пе- дагога, занимает первое место между всеми науками»'. Особенно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «если педагогика хочет воспи- тывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»2. Возрастная и педагогическая психология тесно взаимосвязаны, так как имеют общий объект исследования — психическую дея- тельность и поведение развивающегося человека. Но вместе с тем это самостоятельные отрасли психологического знания. Каждая из них имеет свой предмет и задачи исследования. На семинарских занятиях и при выполнении самостоятельной работы по данной теме студентам следует четко представить себе различия в предметах и задачах исследования каждой из этих областей психологической науки. В озрастная психология изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Предметом ее исследования является возрастная динамика, за- кономерности и ведущие факторы развития психических процес- сов и свойств личности человека на разных этапах его жизненно- го пути. На семинарских занятиях необходимо раскрыть основные на- .правления современной возрастной психологии и рассмотреть (в соответствии с принятой периодизацией психического развития че- ловека) основные характеристики отраслей возрастной психологии: детской психологии, психологии младшего школьника, психологии подростка, психологии юности, психологии взрослого человека. .1974'ZT™C,V человек как "Р^" °°спитавия//Избр. пед. соч.-М . 2 Там же. — С. 237. 24 Педагогическая психология изучает психоло- гические закономерности обучения и воспитания. Предметом ее исследования является познавательная деятельность и умственное развитие учащихся, формирование их как сознатель- ных субъектов познания, общения и труда. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|