Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14269

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Очевидно, что если тот или иной процесс проходит в границах психологического пространства, мы можем внутри них определить пространственные координаты такого процесса. Разумеется, границы и координаты психологического пространства также психологичны.
Иными словами, каждый из нас и все мы вместе существуем как бы в двух сферах. Первая из них — обычная, земная, координаты которой (высота, широта, глубина) ничего кроме себя самих не значат; вторая: — тоже конкретная, наблюдаемая сфера имеет некоторую знаковую природу, ее координаты уже приобретают определенное смысловое значение, становятся знаками. Так, эта страница одновременно является и листом бумаги, неравномерно намазанным краской, и текстом, содержащим информацию.
Любой визуальный невербальный знак, например жест (условно изобразим его звездочкой), как и любой наблюдаемый объект, может быть с достаточной точностью скоординирован по трем основным осям трехмерного психологического1 пространства (рис. 1 и 2). Местом пересечения этих координат является субъект визуального невербального высказывания (субъект, в данный момент использующий знак).

«Каждый человек есть как бы центр воображаемой окружности. Он мыслит или от себя, или по отношению к себе. Он сам — отправная точка всех своих проявлений и конечная точка всех своих восприятий. Или от центра к окружности, или от окружности к центру, — другого направления нет ни в физической, ни в душевной, ни в умственной деятельности человека. Между этих двух деятельных состояний есть третье, — спокойное равновесие, сосредоточие центра в самом себе», — писал С.М.Волконский.
1 Далее, говоря о пространстве, мы будем иметь в виду только его психологическую сферу.
19

Разумеется, направления различных по форме движений в пределах указанных координат могут совпадать (кпримеру, направление прогулки и направление взгляда), и наоборот, одинаковые по форме движения часто не совпадают (например указательные жесты в разных направлениях). Но в любом случае мы с уверенностью можем выделить «звездочку» — конечный пункт знакового движения, его значимую цель.
Эта цель знакового движения (значимое местоположение) и есть основной, базовый визуальный невербальный знак, который нуждается в самостоятельном терминологическом определении. Предлагается дать ему название — топонома1 (от греч. топикос, — место, местность). На рис. 2 звездочкой обозначена одна из топоном. Одна и та же топонома как конечный пункт знакового направления движения может принадлежать кому угодно и не зависит от того, каким образом на нее указывают (позой, жестом, взглядом и т.п.).
Приступив к изучению природы топоном, мы можем попытаться, во-первых, проанализировать общие законы взаимосвязей топоном, во-вторых, определить характер их самостоятельных значений и, наконец, с учетом первого и второго, рассмотреть процесс восприятия топоном человеком. Все это, по мнению автора, может являться предметом изучения самостоятельной дисциплины — «топономики».
Как морфема является элементарно значимой частицей речи, так топонома — элементарно значимая часть визуального невербального языка.
Если топонома — знак, то каково его значение? Значение топономы заключается в совокупности ассоциаций2, разного рода прошлых переживаний, связанных у человека с тем или иным локальным местом в пространстве.
В статье «Как я стал режиссером» (1945 г.) С.М.Эйзенштейн писал о том, что он «...усвоил то первое положение, что, собственно, научным подход становится с того момента, когда область исследования приобретает единицу измерения». Наш подход к структуре психологического пространства потому может быть близким к научному, что ему в этом помогает выбранная нами единица измерения — топонома.
Впервые догадку о существовании топоном высказал М. А.Чехов: «В воздухе остаются живые формы от движений моего тела... Еще
1 Термины «топонома» и «топономика» введены автором — А.Б.
2Ассоциация (в психологии) — связь, образующаяся между двумя или более ощущениями, а также между представлениями, восприятиями и т.д., объединяющая их в единый ассоциативный комплекс.
20
глубже и тоньше овладеете вы характерностью роли, если к созданному вами телу присоедините и воображаемый центр... Даже вне пределов тела можете вы вообразить центр. Для Гамлета, Просперо или Отелло, например, вы можете поместить его перед телом. Для Санчо Пансы — сзади, пониже спины, и т.п.
Найдя воображаемое тело и центр и вжившись в них, вы заметите, что они становятся подвижными и способными меняться в зависимости от сценического положения. Вы заметите, что не только вы играете созданными вами телом и центром, но и они играют вами, вызывая новые душевные и телесные нюансы в вашем исполнении...
Вы готовите роль Дон Кихота... [Его] центр — сияющий, маленький, беспокойный, горячий — вращается высоко-высоко над его головой...
[Враг приближается и] центр уходит все выше и выше...
[Дон Кихот нападает]. В мгновение ока центр падает вниз и застывает в верхней части груди, спирая дыхание!
Прыжок на врага, и центр, теперь маленький, темный как мяч на резинке, летает вправо и влево, вперед и назад. Вслед за ним мечется рыцарь, то пригибаясь всем телом к земле, ширясь в плечах, то на мгновение худея и устремляясь вверх на цыпочках...» [36].
Очевидно, что если бы мы захотели отобразить все возможные центры такого рода — топономы, то изображенное на рисунке 2 пространство было бы заполнено ими полностью, образуя континуум1 топоном. При этом мы бы обнаружили, что часть топоном континуума расположена непосредственно на каждой из трех осей, изображенных на рис. 3.
Рис.3
Иными словами, местоположение большинства топоном внутри пространства может быть определено по другим менее численным топономам, расположенным непосредственно на линии координат.
1 Континуум — совокупность всех точек.
21

Таким образом, одну часть топоном можно отнести к координируемым, а другую — к координирующим.
Мы встречаемся со следующими типами координирующих топоном: вертикальной, сагиттальной, горизонтальной и одной центральной. При этом координирующие топономы каждого типа подразделяют на шесть групп: верхние, нижние, передние, задние, правые и левые. Различие значений топоном внутри каждой группы определяется лишь степенью удаленности каждой из них от центральной топономы.
Координирующие топономы — это особые знаки, не имеющие формы. Они условны и невидимы точно так же, как и линии координат, которые они образуют. И подобно тому, как изображение осей координат — это фиксация некоторой общей договоренности об ориентирах окружающего человека пространства, так и изображение их составляющих топоном есть не более, чем условное изображение основных стереотипов психологии восприятия пространства, связанного у нас с такими понятиями как «вверху», «внизу», «сзади», «спереди», «справа» и «слева».
В отличие от координирующих топоном (назовем их основными), координируемые топономы (простые) всегда приобретают ту или иную конкретную форму визуального невербального знака: жеста, взгляда, архитектурной детали, живописной композиции и т.д. Очевидно, что в объемном пространстве каждой простой топономе могут соответствовать 3 основные (см. рис. 2).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Ценность спора»
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Фокина Мария Николаевна. Жизнь ребенка в детском саду.
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Сидякина Ольга Анатольевна. Работа педагога дошкольного общеобразовательного учреждения по взаимодействию с семьей
  • Закономерности психических систем
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Редактор. Сценарий дня рождения для малыша 1-2 лет.
  • Отт Эрика Викторовна. Пожелание всем родителям
  • Притча «У каждого свое место»
  • Редактор. Как преподнести подарок ребенку?
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Притча «Белый свет»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Я ее лучше знаю»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Пчелина Татьяна Дмитриевна. Сценарий урока: «Трудолюбивая пчелка»
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 9-е
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Заговор, чтобы ребенок хорошо спал избавит от бессонных ночей
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Гладченко Анастасия Александровна. Дидактическая игра «Предлоги» для детей от 3 до 5 лет
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь