|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117047
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 18 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
■ В каком возрасте следует начинать школьное обучение? ■ Как определить психологическую готовность ребенка к школе? ■ Что обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости? ■ Как пережить кризис середины жизни? Основными сферами приложения усилий практических возрастных психологов являются система образования, семья и семейное воспитание, психологическое консультирование по вопросам развития, обучения и воспитания детей, система здравоохранения. В литературе используются два названия — возрастная психология и психология развития. Возрастная психология — термин, используемый в отечественной психологии, психология развития — в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-первых, в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возрастная психология» связано с традицией, заложенной Л. С. Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе, где в качестве «единицы» анализа развития выступает психологический возраст. Исследователь считал, что проблема возраста является не только центральной для всей детской психологии, но и ключом ко всем вопросам практики. Условимся, что это термины, обозначающие одну дисциплину. Однако если в психологии развития в центре внимания — общие законы развития, то в возрастной психологии — психологические особенности возрастов. Так, частью возрастной психологии, охватывающей жизненный цикл, является детская психология. Другое понятие, широко используемое для обозначения психологии развития, — психология жизненного цикла, возникшая как своеобразная оппозиция детской психологии. Своеобразие психологии жизненного цикла определяется двумя особенностями: 1) этот подход охватывает все стадии возрастного развития от младенчества до старости, а не только детские возрасты; 2) сторонники этого подхода используют новый метод — изучения индивидуального случая (case-study). Этот метод использовал в психоанализе 3. Фрейд. Психология жизненного цикла настаивает на том, что этот метод должен стать основой научной психологии. Основная цель метода — выстроить целостную траекторию развития от начала до конца на примере индивидуального случая. Акцент не на общей универсальной картине развития, а на индивидуальности. В работах Л. С. Выготского этот метод выступает в форме реконструкции истории развития ребенка, в которой центр тяжести переносится Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 19 на причинно-следственную связь и преемственность процессов развития. П. Балтес, один из основателей психологии жизненного цикла, развивает всевозрастной подход, основные положения которого приведены ниже [7]: ■ всевозрастное развитие — процесс возрастного развития проис- ходит в течение всей жизни, сочетая количественные (кумуля- тивные) и качественные (инновационные) изменения; ■ многонаправленность — сочетание прогресса и регресса на каж- дой из возрастных стадий; ■ развитие как «приобретения» - «потери». На каждой возраст ной ступени соотношение приобретений и потерь изменяется: на ранних стадиях развития приобретения преобладают над потерями, в поздние возрасты — удельный вес потерь в общем балансе увеличивается; ■ пластичность (изменчивость) — в определенных границах. Обес- печивает возможность функционирования психических функ- ций в условиях недостаточной морфофизиологической зрелос- ти, т. е. начало функционирования до достижения полной зре- лости в раннем возрасте и возможность компенсации; ■ историко-культурная обусловленность развития в онтогенезе (когортные различия). Психическое развитие осуществляется в историческом времени и несет на себе его отпечаток; ■ контекстность как парадигма. Психическое развитие определяя- ется тремя группами факторов — возрастными, историко-куль- турными, индивидуальными; ■ развитие выступает как междисциплинарный объект, являясь предметом изучения разных наук: психологии, антропологии, биологии, социологии. 1.5. Основные разделы возрастной психологии Детская психология включает младенческий возраст (от рождения до года), ранний возраст (от года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет, до начала полового созревания). Подростковая и юношеская психология (психология отрочества) включает младший подростковый возраст (от начала полового со- 20 ■ Возрастная психология. Конспект лекций зревания 11-12 до 15 лет), старший подростковый возраст (ранняя юность) от 15 до 17 лет и юность (17-19 лет). Психология зрелости включает молодость, раннюю, среднюю и позднюю зрелость. Если в детской психологии эти границы возрастов определены достаточно четко, то в психологии зрелости эти границы весьма относительны. Психология старения и старости включает пожилой возраст, старость и долгожительство. Лучше всего изучены детские возрасты — максимальное число исследований и теорий связаны с изучением именно детского возраста. Длительное время возрастная психология развивалась как детская психология. Такое положение обусловлено двумя причинами. Во-первых, высокий темп развития, фундаментальность и яркость изменений, происходящих в детском возрасте. Во-вторых, социальный запрос к психологии, обусловленный интересом к оптимальной организации воспитания и обучения детей. 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии Возрастная психология связана со всеми отраслями психологии. Закономерности развития личности в онтогенезе составляют общий предмет исследования возрастной и общей психологии. Психика не существует вне развития, поэтому учение о законах развития составляет ядерную часть фундаментального психологического знания. На материале изучения психического развития ребенка общая психология получает блестящую возможность исследования структуры и функционирования инте-риоризованных форм психической деятельности. Интериориза-ция представляет собой фундаментальный закон развития психических процессов, механизм порождения психических явлений через переход от внешнего к внутреннему путем последовательного преобразования. В зрелом возрасте психические функции интериоризованы и симультанизированы (сокращены и осуществляются одномоментно), в силу чего труднодоступны для изучения. У ребенка их структура только складывается и выступает во внешней и развернутой форме, открытой для изучения как генезиса и становления, так и самой структуры. Общая психология предоставляет возрастной психологии знания об общих формах психической деятельности. Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии » 21 Возрастная психология тесно связана с педагогической. К. Д. Ушин-ский писал, что если педагогическая психология хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать его во всех отношениях. Возрастная психология дает психологический портрет ребенка определенного возраста, используемый в педагогической психологии для определения сроков, содержания и программ обучения, разработки методов обучения. А. В. Запорожец, определяя соотношение возрастной и педагогической психологии, считал, что возрастная психология формулирует общие законы развития, дает фундаментальные знания, а педагогическая психология использует эти знания для разработки своих концепций. Итогом является разумное и обоснованное проектирование и построение процесса обучения детей, подростков и взрослых. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|