Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 27287

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Субтест 7. Спрятанная форма
Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.
Инструкция испытуемому: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения субтеста = 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6), всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:
1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл.
Б = n
2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов
Ор = 5 × k
где Ор — оригинальность.
Т7 = n + 5 × k
где Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.
Следует отметить, что в первом издании данного теста /13/ приводится только один рисунок, который является стимульным изображением для седьмого субтеста. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказанной брошюры, а стимульное изображение-рисунок 6.1 стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для субтеста 7. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского государственного педагогического университета г. С-Петербурга Дмитриеву Дмитрию за помощь в композиционном построении рисунков 3 и 4.
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления
3.2.1. Качественное описание полученных данных
Используемые нами тесты назывались веселыми занятиями, проводились в непринужденной атмосфере, дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы, предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись.
Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.
Будем обсуждать данные по объединенной выборке -100 человек, возраст ~ 7 лет
Субтест 1. Использование газеты (вербальная область) По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 6 ответов на человека (за 3 мин.), разброс по числу ответов велик — от 1 до 14 ответов. Наиболее часто встречающиеся ответы: "Сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать газету. Узнавать из нее новости. Узнавать программу ТV".
Редкие, оригинальные ответы: "Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки".
Субтест 2. Заключения ( гипотетическая ситуация) (вербальная область).
Этот тест вызвал у некоторых детей затруднение. В среднем было дано 4 ответа (за 3 мин.)
Размах составляет от 0 до 11 ответов. Было приведено ~ 80 типов ответов. Часто повторяющиеся ответы: "Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить. Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха".


Рис. 7 Примеры рисунков, выполненных в субтесте 5
(Изображения)

Рис. 8 Примеры рисунков, выполненных в субтесте 6 (Эскизы)

Редкие, оригинальные ответы: "Звери будут учить иностранные языки; будут учиться петь песни, будут выступать по телевидению; голубь полетит и передаст письмо словами; звери будут ездить на дачу; у зверей отпадет шерсть и хвост".
Субтест 3. Слова ( вербальная область). (5-8 лет)
Этот тест обладает большой различительной силой.
Среднее число придуманных слов (каждого типа) — 5. Размах по числу слов от 0 до 20.
Примеры часто приводимых слов: 1 часть (пол, пошла, поле, поезд). 2 часть (кошка, мышка).
Примеры оригинальных слов: 1 часть ( подорожник, поздравление, поминки, порка). 2 часть ( креветка, строчка).
Выражение (9—15 лет)
Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений — 4. Размах по числу предложении от 0 до 9. Примеры часто приводимых предложений: "В Москве стоит кинотеатр.", "В машине сидит кот." Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений:
В масленицу скворцы кричат.
Всегда можно солить картошку.
Воробей мешал сороке кричать.
Вода морская соленая, караул.
Витя мухобойкой сбил комара.
Субтест 4. Словесная ассоциация. Определения, (вербальная область).
Среднее число приведенных ответов — определений к слову "книга" составляло 11, размах по числу ответов — от 1 до 30 (за 3 мин.) Было дано 180 ответов.
Ответы с наибольшей частотой: интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая.
Редкие ответы: удивительная, странная, забытая, правдивая, хреновая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая и т.д.
Субтест 5. Изображения (образная область)
Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее число изображенных элементов, число использованных классов фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов, также учитывалось в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных. С помощью примеров рисунков поясним вышеописанные правила подсчета баллов (рис. 8).
Субтест 6. Эскизы ( образная область).
Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая.
При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунков, число изображенных предметов: например, изображения 6 различных лиц относится к одному классу, изображения нескольких разных букв также относится к одному классу. Считается ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка (рис. 9), учитывается оригинальность изображения, редкость его появления (пример оригинального изображения приведен на рисунке 9), а также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т.д.
Субтест 7. Спрятанная форма (образная область). К рис. 6 (1).
Этот субтест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту — 12, размах от 5 до 25 ответов. Всего дано 190 различных ответов, т.е. по этому субтесту получено самое большое число ответов.
Ответы с наибольшей частотой: зонт, рыба, кувшин, ведро, птица, шляпа, человек, солнце, лампа, лодка, облако.
Редкие, оригинальные ответы: баскетбольная корзина, взрыв, кактус, банан, якорь, мина, дядя Степа, таракан, каштан, круг для плавания, кувшин из под старика Хоттабыча, сосиска, забор и т.д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сидорова Юлия Владимировна. Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Талалаева Ольга Викторовна. Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления
  • Пироговская Надежда Георгиевна. Сказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Шевченко Татьяна Павловна. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Азарова Светлана Николаевна. Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий).
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
  • Кучеренко Наталья Александровна. «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»
  • Жильцова Евгения Владимировна. Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Банальность против креативности: как мозговые альфа-волны влияют на творчество
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Полкунова Вера Михайловна. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
  • Кряжева Людмила Николаевна. «Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»
  • Симоненко В.Д. и др. Технология. 5 класс. (Вариант для мальчиков)
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Афанасьева Светлана Генриховна. Методическая разработка по работе с родителями «Что такое толерантность»?
  • Долгополова Наталья Геннадьевна. Технология ТРИЗ «Системный оператор»
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Егорова Татьяна Хакимовна. «Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
  • Калицкая Елена Николаевна. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Остапкевич Ольга Федоровна. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЛАДЬЯ» старший дошкольный возраст 5-7 лет
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Д. Халперн. Психология критического мышления



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь