Лэйн Дэвид А. Школьная травля (буллинг).

Категория: Возрастная психология, Социальная работа | Просмотров: 35326

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Роль школьных систем

Если предполагаемое вмешательство планируется осуществить в рамках школьной системы, необходимо учесть рекомендации Дэвиса (Davies, 1990), специально занимавшегося этим вопросом. С позиций системного подхода целесообразно проводить профилактику школьной травли на школьных игровых площадках. Игровая площадка представляет собой важную социальную систему с особыми правилами. В айлингтонском психолого-педагогическом центре были разработаны несколько этнографических подходов к работе с детьми на игровых площадках; с соответствующими методиками можно познакомиться во время проводимых центром семинаров. Ценную информацию об игровой работе можно почерпнуть у Титмена (Titman, 1988), который особо отметил разницу между голым бетоном большинства школьных площадок и волнующей атмосферой хорошо оборудованных игровых комплексов. Сравнительно недавно опубликованы подробные рекомендации по организации работы на игровой площадке (Ross & Ryan, 1990), в основе которых лежат результаты пилотных проектов, выполненных на базе детских садов.

Проведение тренингов

Многие исследователи (Askew, 1988; Burden et al., 1990) считают целесообразным проведение тренинговых семинаров с учителями с целью развития у них необходимых навыков и мотивации деятельности. Даже однодневный тренинг способен послужить мощным толчком к изменению при условии, что участники осваивают механизм превращения желаемого в действительное, составляя план своих действий. Особенно заметен эффект от занятий, если педагог дает по окончании семинара публичное обещание предпринять практические шаги к исправлению ситуации, при этом желательно сразу же договориться о продолжительности проспективного наблюдения и дате контрольной встречи.
Возможности для разного рода вмешательств поистине безграничны. Однако, по мнению Таттума (Tattum, 1988), чтобы быть эффективным, вмешательство непременно должно затрагивать политику школьной администрации в целом. Это важнейшее условие, хотя автор привел еще 12 рекомендаций по проведению вмешательств.

Удастся ли окончательно разрешить проблему буллинга? Оценка перспектив

Опубликованные результаты многочисленных описательных проектов свидетельствуют о возможности эффективного вмешательства и разрешения проблемы школьной травли. Большинство авторов, о которых шла речь выше, уделили достаточно внимания описанию проблемы. Однако эффективность вмешательств редко получала экспериментальное подтверждение. Отчасти это объясняется тем, что интерес к проблеме травли возник сравнительно недавно, а малочисленность экспериментальных проектов характерна для детской психотерапии в целом. Кроме того, не следует забывать и о высокой стоимости такого рода экспериментальных проектов. Немногие страны и страховые компании способны взять на себя расходы по их реализации.
Заслуживает одобрения позиция норвежского правительства, оказавшего активную поддержку исследовательским проектам, которые возникли на волне общенациональной кампании по преодолению школьной травли. Позднее, под давлением общественности и средств массовой информации, к этой работе подключилось правительство Великобритании, которое оказало финансовую поддержку коллективу исследователей из Шеффилдского университета (Sheffield University, 1991). Фонд профессионального развития (Professional Development Foundation, 1990) предпочел альтернативный подход и профинансировал небольшие проекты, во главе которых стояли разные исследователи, чтобы можно было сравнить полученные ими результаты. До середины 1990-х гг., когда были опубликованы первые результаты сравнительной оценки эффективности, крупномасштабные проекты ограничивались кампанией по преодолению буллинга в общешкольных масштабах. Результаты оказались противоречивыми. Олвеус (Olweus, 1989: цитировано по Yates & Smith, 1989) подчеркивал высокую эффективность такого подхода. Другие исследователи (Roland, 1988; Munthe, 1989) пришли к иным выводам. Так, Роланд отметил вполне очевидную и вместе с тем важную закономерность: действенность программы определяется активностью участия персонала и учащихся конкретной школы в ее проведении. Кроме того, оказалось, что те школы, где проблема буллинга была выражена умеренно, после профилактической кампании научились справляться с ней еще лучше. Эти наблюдения служат неопровержимым доказательством того, что понять структуру такого явления, как школьная травля, можно лишь через призму конкретного социального контекста, в котором это явление существует.

Случай из практики

Что касается учителей, то 25 % из них хотя бы иногда пытаются игнорировать проблему буллинга, в то время как большинство детей ждут от них активных действий (Stephen-son & Smith, 1988). Учитывая многолетние страдания тысяч детей и собственную причастность к проблеме, школа не может позволить себе стыдливо отворачиваться от проблемы. Концепция "безопасной школы", впервые возникшая в США, заслуживает самого пристального внимания (Lane, 1989).
Какие же результаты можно получить, используя программы терапии? Мы попытаемся доказать, что перед психотерапевтом открывается обширное поле деятельности. Во-первых, можно произвести непосредственное индивидуальное или групповое вмешательство. Многие их тех, кто в результате травли испытывают сильные страдания, нуждаются в психотерапии. Поднятые в данной главе вопросы актуальны для любой терапевтической программы. Далее описан случай из практики, который иллюстрирует важнейшие моменты вмешательства.
Джон был младшим в семье, где кроме него было еще четверо детей. Хотя его отец имел постоянную работу, он отличался агрессивным поведением в отношении всех членов семьи. Мать пыталась вмешаться, чтобы защитить детей от побоев, однако быстро отступала, если муж обрушивался на нее с кулаками. По мнению женщины, отец имел одинаково плохие отношения со всеми детьми. На протяжении многих лет попытки вовлечь эту семью в семейную психотерапию были безрезультатными. Старшего из братьев временно лишили права посещать школу за издевательства над одноклассниками, он часто имел дело с полицией. В раннем детстве Джон провел многие месяцы в больнице, пережив несколько операций по коррекции врожденных дефектов. Мальчик хорошо помнил то время и свой постоянный страх. Ко всему прочему у Джона было нарушено речевое развитие. Его переводу в обычную среднюю школу предшествовала многолетняя работа с логопедом, два года мальчик провел в специальном отделении для детей с дефектами речи, а позднее в отделении для детей с "эмоциональными нарушениями". К моменту поступления в школу мальчик все еще не умел читать, а его социальные навыки были недостаточно развиты, хотя речь заметно улучшилась. В возрасте 12 лет Джон начал сильно заикаться, все чаще принимал участие в делах, связанных с насилием и вандализмом, а затем стал членом банды футбольных болельщиков-хулиганов.
В школе, которую посещал Джон, в качестве меры наказания широко применялось сечение розгами, хотя заместитель директора заявлял: "Сечь некоторых из этих детей все равно, что сечь стену". Тем не менее существовало и несколько положительных моментов в жизни Джона. У него установились хорошие взаимоотношения с учителем-дефектологом (special needs teacher), который предпринял успешную попытку научить мальчика читать. Некоторые учителя также отмечали хорошие стороны Джона, хотя никак не реагировали на преследования им других учеников. Другие педагоги считали, что Джон сам заслуживает побоев и оскорблений. Мать, будучи не в силах защитить мальчика от отца, сочувствовала ему, и он видел это. В школе Джону дали направление в психолого-педагогическую консультацию, но безрезультатно. Затем его направили в айлингтонский центр. Ниже приведено краткое описание ключевых элементов вмешательства.
1. Отец и некоторые учителя подавали пример агрессивного поведения: Джону это не нравилось, однако ему приходилось признавать их силу и авторитет.
2. Мальчик высоко ценил сочувствие, но считал его признаком слабости.
3. Джон любил бывать в школе, во всяком случае, когда ему удавалось достичь некоторых успехов. Его пугала перспектива временного отстранения от школы.
4. Недостаточно развитая речь и нехватка социальных навыков мешали эффективному самовыражению и самоутверждению мальчика. Наиболее эффективным средством разрешения конфликтами считал драку и бросался колотить всех без разбора: дети не станут дразнить того, кто их терроризирует. Да и учителя воздержатся от лишних замечаний, если вести себя непредсказуемо. Демонстрация силы убедительнее разумных доводов.
5. Политика школьной администрации отличалась непоследовательностью. Между педагогами, вовлеченными в данный конфликт, существовали разногласия.
Рассмотрим подробнее пункт (4), в котором драчливость рассматривается как результат стресса. Были спрогнозированы три возможные ситуации применения насилия:
1. издевательства над детьми,
2. нападки на некоторых учителей,
3. проявления насилия в других ситуациях.
Первоначально было высказано предположение о связи
стресса с насилием, который проявляется следующим образом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Буллинг: агрессоры и их жертвы
  • Эрлинг Руланн. Методы предотвращения моббинга
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Ирина Млодик. Психолог в школе.
  • Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX - начало XXI века
  • Биграс Ж. Психоанализ как повторение инцеста: некоторые технические соображения
  • Комарова Л.Э. Тревога неопределенности и проблемы формирования психоаналитического сообщества в России
  • М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Нежейко Яна. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Шарфф Д.Э. Динамика внебрачного секса
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Красивая внешность влияет на жизненный успех и социальный статус
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Рамиль Гарифуллин. Об опасности детских конкурсов красоты
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Самый сильный приворот
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Ю. Г. Чернов. Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы
  • Потапович Юлия Владимировна. ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
  • Глушкова Елена Юрьевна. Памятка для родителей: «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»
  • Притча «Школа жизни»
  • Притча «Старая дева и плотник»
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Шклярова Т.В. Как научить Вашего ребенка писать без ошибок
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Наталья Петровна Ефарова. Социальная дезадаптация дошкольников
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Характеристику острого стрессового расстройства и стратегии раннего вмешательства при работе со взрослыми и детьми непосредственно после травматических событий
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь