Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. | Психотерапия и консультирование | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 6 страница



Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38754

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В 1949 г. Эндрю Солтер (Salter, 1949) в своей книге «Условно-рефлекторная терапия» заложил основы поведенческой терапии в соответствии с теорией условных рефлексов И.П. Павлова, в которой взаимодействие человека с окружающим миром происходит по принципу: «стимул – реакция». В 1950-х гг. Беррес Фредерик Скиннер, работая с пациентами психиатрических больниц, разработал теорию оперантного обусловливания, согласно которой поведение контролируется его результатами и последствиями желательных подкреплений. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы – влияние на его результаты. Оперантные методы стали широко использоваться для формирования нового стереотипа поведения, закрепления уже имеющегося стереотипа и ослабления нежелательного шаблона. Роман Б.Ф. «Уолден-два» привлек внимание американского общества к связи психологических и социологических проблем и способствовал бурному развитию поведенческого подхода в групповой работе.
В 1958 г. была издана книга Джозефа Вольпе (1998) «Психотерапия реципрокным торможением» с описанием базовой бихевиоральной техники – систематической десенсибилизации. В конце 50-х гг. Арнольд Лазарус (2001) и Ганс Айзенк независимо друг от друга ввели в практику понятие поведенческой терапии, которая породила различные формы тренинга умений. В 80-х гг. поведенческая терапия испытала муки обновления в «когнитивной революции», идеологами которой явились Альберт Эллис (1999, 2002) и Аарон Бек (1998, 1999, 2002. 2003).
В настоящее время десятки тысяч американцев проходят групповую психотерапию, более 5 миллионов принимают участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и расширения сознания насчитывается вдвое больше.

 У психологии длинное прошлое, но короткая история (Герман Эббинхгаус).

Теоретические модели
Групповая терапия, как и индивидуальная, базируется на трех основных теоретических подходах. Психоаналитический подход рассматривает человека как управляемого своими инстинктами. Причина заболевания видится в подавлении Суперэго сексуальных и враждебных инфантильных влечений. Цель терапии состоит в превращении бессознательного в сознательное, преодолении детской амнезии, раскрытии вытесненных воспоминаний. Данный подход является теоретической основой группового психоанализа, трансактного анализа, психодрамы.
Согласно клиентоцентрированному подходу человек от рождения является хорошим, неиспорченным и обладает интрапсихическим самоактуализирующимся Я. Психические расстройства объясняются чрезмерным старанием соответствовать внешним требованиям и обязательствам, неспособностью ассимилировать опыт в Я-концепцию. Цель терапии – дать человеку возможность сознательно и глубоко прочувствовать свое истинное, хорошее Я. На этом подходе основана идеология групп встреч, гештальт-групп и экзистенциальных групп.
По теории социального научения человек при рождении не имеет сущности, его поведение и симптомы определяются воздействием средовых факторов и дефицитом научения. Целью терапии является приведение намеченного поведения в соответствии с заданными критериями: при дефиците следует обучить, при эксцессе – отучить. Данная теория легла в основу когнитивно-поведенческой терапии.
Римантас Кочюнас (2000) приводит характеристики наиболее распространенных моделей терапевтических групп различной теоретической ориентации.

Теорети-
ческая
ориен-
тация Цели группы Роли и
функции терапевта Распределение ответственности между терапевтом и участниками Используемые техники

Психо-
аналити-ческие группы Создаются условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни в первичной семье. Раскрываются чувства, связанные с прошлыми
событиями и
переносимые в
настоящее поведение. Посредничает взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства. Обращает внимание участников на их сопротивление и
реакции переноса,
интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к
«незаконченным ситуациям прошлого» и закончить их.
Определяет нормы и правила группы.
Терапевт: устраняется от
прямого руководства группой и позволяет ей самой определять ход работы;
интерпретирует поведение участников группы. Участники: представляют проблемы для
обсуждения; постепенно принимают на себя ответственность за ход работы;
спонтанно общаясь, интерпретируя поведение друг
друга; постепенно
становятся вспомогательными «психотерапевтами» друг для друга. Интерпрета-ция, свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса.

Группы трансакт-ного анализа Помогают участникам избавиться от
«сценариев» и
«игр» в своих
отношениях; заново оценить свои
прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Выполняют дидактическую роль: учат участников
узнавать «игры», в которые они играют, стремясь избежать
близости, состояния Эго, в котором они
бывают во время
конкретного межличностного взаимодействия, а
также негативные
стороны прежних решений. Разделение ответственности по контракту; в нем перечисляется, что участник хочет
изменить и что
обсудить в группе. Анализ «сценариев», моделирование семьи, структурный анализ.

Группы психо-драмы Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в
нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Действует как
помощник и
режиссер, направляя ролевую игру,
помогает создавать
психодраму и
обсуждать ее
последствия. Терапевт: применяет методы интенсификации чувств, воссоздания ситуация прошлого, конфликтов; гарантирует, что
протагонист психодрамы не
будет оставлен в
«подвешенном состоянии» и что
участники смогут
поделиться своим опытом. Участники: дают материал психодрамы в роли протагонистов, режиссируют свои психодрамы. Самопредстав-ление и
представление другого, беседа в роли другого и
самого себя, монолог; обмен ролями; дополнения Эго; «зеркало», проекции будущего, техники «сдваивания», «репетиция жизни».

Гештальт – группы Дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и
принять ранее игнорируемые аспекты самости. Побуждают интенсификацию опытов участников
и чувствительность к реакциям тела;
помогают участникам идентифицировать и закончить «незаконченные ситуации прошлого», имеющие влияние на настоящее
поведение. Терапевт: отвечает за осознание и
использование своих опытов «здесь и теперь» в
контексте группы; придает структуру группе, применяя
техники интенсификации чувств. Участники: обязаны быть активными и интерпретировать свое поведение. Конфронта-ция, «пустой стул», игра
диалогов, фантазирова-ние, анализ
сновидений, техники регулируемого воображения и многие
другие, предназначен-ные для
осознания реакций чувств и тела.
Группы, ориенти-рованные на личность Создают безопасную атмосферу, в
которой участники могут изучать свои чувства, помогают
участникам стать
более открытыми
новому опыту и



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Групповая психотерапия
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Групповой анализ
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Куттер Петер - Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Терапия; therapy
  • За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера - Автор неизвестен.
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Гроза Оксана Ивановна. Эссе — Гроза Оксана Ивановна
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Нардонэ Дж., Вацлавик П. - Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии: Учебное пособие
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь