|
Акимова Е. Е. Самый полный учебник для тренеров, переговорщиков и всех-всех-всех.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 37750
Автор: Акимова Е. Е.
Название: Самый полный учебник для тренеров, переговорщиков и всех-всех-всех. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Дайте, пожалуйста, четкое определение тому, чем Вы занимаетесь.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «И все-таки, что Вы можете нам предложить?» Ошибка № 4. ОБЪЯСНЯТЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, В ДЕТАЛЯХ И ПОМИНУТНО Многие мысли, столкнувшись с жизнью, падают замертво. Кристиан Моргенштейн Бывает еще более ужасная штука, просто кошмар не только для начинающего специалиста, но и для продолжающего, а также для хорошо продвинутого в своей теме — искренний интерес клиента к тому, что мы будем делать. Выглядит это примерно так. Клиент смотрит горящими глазами, вся его поза демонстрирует искренний интерес. Предлагает чай, кофе, соки, воды, устроиться поудобнее, пересесть на диван, в кресло, закурить, открыть форточку... и при этом задает вопросы типа: — А как Вы вообще ведете свои тренинги? — А вот если вся группа откажется заниматься, как Вы себя поведете? — А если, например, один человек не захочет в упражнениях участвовать, а остальные на него смотрят, Вы как поступите? — А вот еще знаете, как бывает, иногда приходят на планерку сонные, как мухи, ничем не прошибешь, а что Вы сделаете, если на занятии так? Собственно, вопросы-то закономерные. И не так важно, почему они возникли, хотя иногда именно причина дает нам возможность выглядеть достойно в подобной ситуации, главное, что а) клиенту искренне интересно то, о чем он спрашивает, и б) на такой вопрос невозможно ответить односложно. Давайте подумаем, как быть в такой ситуации. Есть, как минимум, три варианта поведения, которые не дублируют друг друга, но применимы в подобных ситуациях. Вариант первый — ответить серьезно. Я вообще всегда приветствую серьезность в поведении и речи, когда человек серьезен, говорит медленнее, чем обычно, он всегда звучит весомо, чувствуется и уровень владения предметом, и уважение к предмету беседы и собеседнику. — А как Вы вообще ведете свои тренинги? — Если бросить беглый взгляд, то, как правило, тренинг строится по простой схеме: мы ставим перед собой задачу развить какой-то навык, в нашем с Вами случае речь идет о работе с возражениями. 23 24 Сначала смотрим, как мы это делаем сейчас, то есть как участники группы действуют привычным для них образом. Рассматриваем плюсы и минусы данных стратегий, выявляем стратегии, которые действуют не так эффективно, как другие. Пробуем что-то изменить, берем новые стратегии, пытаемся их применить. Смотрим, что изменилось, где участникам стало комфортнее, а где жмет. Пробуем еще раз. Анализируем. Вот так потихоньку и движемся к цели. Иногда — это от группы зависит — приходится с участниками слова учить. Иногда, особенно в группах с матерыми переговорщиками, дебаты «как нужно на самом деле» до четырех часов могут длиться, это всегда по-разному. Но принцип всегда один: опыт — анализ — изменения — опыт. То есть мы предельно кратко, буквально схематично, при этом на полном серьезе и с огромным уважением к интересу клиента — все бы так нами интересовались — делаем эскиз нашей деятельности. При этом обязательно намекаем, проговариваем между строк, что эта простота для наблюдателя, только если «бросить беглый взгляд». Подбрасываем пару «интересинок», как здесь — про разные варианты развития событий, которые нашу схему очеловечивают. Можно перевести разговор в другую сферу, например сказав, что нам больше всего нравится в тренинге («Больше всего люблю этап анализа, когда участники делают свои маленькие открытия»), или спросив у клиента, что в подобном обучении нравится ему («А Вы участвовали в тренингах? Что показалось наиболее интересным?»1). Главное — не перебрать, не дать слишком заумное объяснение, перегруженное терминами, вариантами, поскольку очень просто зажечься и начать рассуждать вслух на такую животрепещущую тему. Вариант второй — ответить с юмором. Юмор — наша спасительная шлюпка практически в любой ситуации, поэтому грех не воспользоваться емким афоризмом или анекдотом, если, конечно, придет на ум, или просто пошутить, если, конечно, получится. — А вот если вся группа откажется заниматься, как Вы себя поведете? — На этот случай у меня всегда есть ремень: либо выпорю, либо повешусь! Здесь есть одна тонкость, которую нельзя не учитывать. Хорошо, если наш собеседник — человек с чувством юмора и спрашивает скорее из вежливости. Но обратите внимание: мы говорили о том, что клиент интересуется нашим предметом, настроился слушать. Хватит ли ему нашего каламбурчика? Возможно, он будет ждать продолжения банкета, и нам не останется ничего другого, как продолжать разговор, переходя на более серьезные нотки. Хотя и в этом случае шутка не повредит, скорее обеспечит небольшую паузу в разговоре и возможность собраться с мыслями. Вариант третий — начать выяснять, почему возник такой вопрос. Это как раз тот момент, который я затронула чуть раньше, — у каждого вопроса есть некая причина, взрослые люди редко спрашивают гипотетически. Возможно, был предыдущий опыт участия в тренингах, возможно, не совсем удачный. — А если, например, один человек не захочет в упражнениях участвовать, а остальные на него смотрят, Вы как поступите? — Интересный вопрос. Раньше было что-то подобное? Не факт, что клиент ответит, в том, например, случае, если он сам присутствовал на тренинге и не хотел участвовать в упражнении, а тренер его ну так достал, так достал, что до сих пор осталось неприятное ощущение («Да нет, просто интересуюсь»). Но может и ответить с огромным энтузиазмом: «Да, Вы знаете, месяц назад был на тренинге, там один уперся, ну ни в какую не хотел участвовать в переговорах, уж тренер бился-бился, но так и не смог его заставить!» Уже есть за что зацепиться: «Заставлять точно никого не буду, а способов вовлечь человека в общую деятельность есть великое множество, хотя иногда бывает достаточно просто объяснить, для чего проводится то или иное упражнение». Если у клиента был какой-то камешек в ботинке, то здесь мы его совместными усилиями вытряхнули, поскольку он получил шанс проговорить то, что его беспокоило. И заодно убедиться, что вы — тренер экологичный, палкой бить никого не будете. Или даже так: — А вот еще знаете, как бывает, иногда приходят на планерку сонные, как мухи, ничем не прошибешь, а что Вы сделаете, если на занятии так? — Значит, вот кого Вы мне на тренинг посылаете, поня-атно. И что же Вы делаете в этом случае? 25 Если в том, о чем клиент спрашивает нас, звучит какая-то ранее возникавшая проблема, возможно, что он подсознательно хочет получить совет, возможно, чуть-чуть проверяет нас на прочность, может быть, хочет помочь, сразу предупредить о весьма вероятных трудностях. Как бы то ни было, всегда стоит поблагодарить за предупреждение — ведь оно дает нам возможность должным образом подготовиться. Дальше можно обсуждать, как можно в принципе решать такие проблемы в тренинговом пространстве и в рабочей ситуации. Ведь никто нас не неволит в обязательном порядке тут же выдать один универсальный рецепт поведения, годный на все случаи жизни, — это беседа, а не допрос и не пытка. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|