|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164602
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1.1.3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками
Как отмечалось, в настоящее время потребность в акмеологическом знании существенно актуализировалась. Данный этап развития нашего общества поставил перед каждой личностью непростые задачи, для которых, вероятно, не существует стандартных готовых решений. Соответственно нынешнему состоянию общества в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения личность должна проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы. Иными словами, должен формироваться активный и независимый тип личности, противоположный исполнителю. Данная острая социально-психологическая ситуация в стране стала своеобразным социальным заказом для развития акмеологии и ее прикладных направлений как науки о ценности личности, ее самосовершенствовании и способности высокоэффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью. Отмеченный подход к изучению развивающейся личности обусловил доминирование в акмеологии научной парадигмы, по образному выражению К. А. Абульхановой, «идущей от реальности», но в то же время, по нашему убеждению, направленной на перспективу. Поэтому такие характеристики акмеологии, как реалистичность и перспективность, во многом определили ее научные ориентации и положение в системе человекознания. Научные ориентации акмеологии опираются на совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творческому саморазвитию и самосовершенствованию (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Как отмечал один из идейных основателей акмеологии выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев, «... прогресс народа, его цивилизация и культура зависят прежде всего от степени развития личности...». Именно жизненные пути, личностные, творческие и профессиональные достижения выдающихся личностей составляют конкретную почву теоретических акмеологических исследований. Сказанное определяет и своеобразие научных ориентации и статуса акмеологии. При изучении и описании научных ориентации акмеологии следует помнить, что они проявляются преимущественно в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и методологическом планах или аспектах. Онтологический план характеризует объектное пространство акмеологии. Как наука, она охватывает такую сферу человеческой реальности (прежде всего профессионализм и его развитие), которая специально глубоко не рассматривается другими науками, следовательно, не может характеризоваться «простым переносом», экспликацией и интеграцией знания из смежных с акмеологией наук. Гносеологический план характеризуется самостоятельностью исследовательской деятельности, в которой рассматривается прежде всего собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для данной науки методами. В практической деятельности акмеология использует собственные технологии и приемы саморазвития и самосовершенствования. Аксиологический план выражает собой базисные ценности личности. С акмеологической точки зрения, одной из целей жизни человека в современном постиндустриальном и информационном обществе является его направленность на достижение вершин в личностном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития. Методологический план отражает статус акмеологии как новой самостоятельной науки, интегративной и междисциплинарной, комплексной по форме и системной по способу организации знания. Среди других аспектов акмеологии следует назвать культурологический, этический, геронтологический, эстетический, синергетический. В проведенных акмеологических исследованиях, направленных на решение методологических задач, было доказано, что в акмеологии имеются как минимум три научно-методологические ориентации: • естественнонаучная; • общественно-гуманитарная; • технологическая. Естественно-научная ориентация выражается в том, что эмпирические акмеологические факты и отношения описываются и интерпретируются в дисциплинарных стандартах, характерных для классического естествознания, ведь акмеология, как и родовая по отношению к ней психология, главным образом взаимодействуют с конкретными объектами. Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Она имеет разные онтологические определенности, но основное связано с прогрессивным развитием личности при гармоничном сочетании личностных и общественных интересов. Технологическая ориентация проявляется в связи с системотехникой, теорией информации и праксиологии, а также через технологические стандарты практически ориентированного прикладного знания. Акмеология как наука комплекса человекознания имеет различные межпредметные связи с другими науками, помогающие ей в решении акмеологических проблем, определении акмеологических закономерностей. Межпредметные связи акмеологии отличаются содержанием и направленностью, характером и широтой предмета, его ценностными ориентациями, онтологическим статусом объекта, научными и практическими задачами, по высоте и значимости целей субъекта развития. У акмеологии тесные междисциплинарные связи с науками, входящими в комплекс человекознания. Там акмеологии принадлежит заметное место. Каково оно? На этот счет имеются различные точки зрения. Так, Б. Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» указал место акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд «педагогика — акмеология — геронтология». В те годы это соответствовало ее научному статусу. Прошло время, акмеология расширила свое предметное поле, проведенные научные исследования показали ее возможности в решении сложных комплексных проблем, что обусловило расширение ее междисциплинарных связей. Изменились и точки зрения относительно ее места в системе наук о человеке. Остановимся на них. В настоящее время распространенным является мнение, что родовой наукой для акмеологии является психология. Это, безусловно, справедливо. Психология многими теоретиками науки (Б. М. Кедров и др.) часто оценивается как центральная дисциплина в системе современных наук, изучающих человека, поэтому психологические знания постоянно используются в акмеологических исследованиях. Особенно это касается таких направлений психологии, как психология личности, дифференциальная и генетическая психология, психология развития, психология труда и профессий, социальная и возрастная психология, психология творчества, а также специальных разделов психологии. Мало того, длительное время в акмеологии использовался исключительно психологический инструментарий исследований и прежде всего психодиагностические методы и развивающие психотехнологии. Они используются и сейчас, но уже в новом качестве и совместно с собственно акмеологическими методами. Но особенно тесные связи у акмеологии с психологией развития, которая имеет более широкий объект — развивающуюся личность во всех возрастных диапазонах (напомним, акмеология, согласно своему предмету, изучает прогрессивно развивающуюся зрелую личность при достижении ей вершин в своем развитии). Другой наукой, с которой акмеология связана самым непосредственным образом, является, конечно же, философия. Связи с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической. Философия, рассматривающая общие тенденции развития науки, пристальное внимание уделяет и акмеологии, в частности ее научному статусу, ценностным точкам отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, исторических, нравственных, культурологических, эстетических и др.), которые позволяют точно определить, что является движением к АКМЕ, а что — нет. Философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и праксиологические цели для акмеологии. Она же непосредственно влияет также на методологические основания построения акмеологии как комплексной науки, направляя научный поиск на определение акмеологического содержания ведущих методологических принципов. Тесными являются связи акмеологии с педагогикой, так как объектом педагогики является также развивающаяся личность, правда другой отдельной возрастной группы (дети и подростки). Однако некоторые подходы, принципы и методы являются общими как для педагогики, так и для акмеологии. В силу своей общественно-гуманитарной природы и аксиологически-гносеологического статуса акмеология тесно связана также с такими науками, как история и культурология, социология и экономика, экология и политология. Осевой линией во взаимодействии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного бытия личности и ее профессиональной и экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|