Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85597

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тема I. Управление эмоциями
27
3) направленные на изменение процесса внутреннего эмоционального переживания события;
4) направленные на изменение внешней, доступной для наблюдения реакции;
5) направленные на изменение эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.

Рис. 3. Группы методов управления эмоциями
Работа № 1
ИЗУЧЕНИЕ РАЗРУП1АЮЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
ИНФОРМАЦИЯ К РАБОТЕ
Слово «конфликт» обладает негативной семантической нагрузкой, и поэтому мало кто может признаться, что с кем-то конфликтует. Негативные переживания являются неотъемлемым компонентом конфликтных отношений, и посему могут служить индикатором имеющегося или зарождающегося конфликта. Если встречи с каким-то человеком или даже воспоминания о нем вызывают у вас негативные эмоциональные переживания, не исключено, что ваши отношения можно определить как конфликтные.
Мы уже говорили, что преодоление конфликта связано с управлением эмоциями. Однако большинство конфликтующих людей обычно настойчиво отстаивает свое право на негативные переживания. Идея привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к уступке и путь к поражению. Однако есть ряд причин для того, чтобы взять свои эмоции под контроль.
Во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. У человека, охваченного эмоциями, уменьшается способность к разумным действиям. Если разворачивается конфликтное противоборство, контролировать ситуацию будет, скорее всего, тот оппонент, который первым совладает со своими эмоциями. Хладнокровный анализ происходящего поможет ему спрогнозировать возможные варианты развития событий и выбрать наилучшую стратегию поведения.
Во-вторых, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников; однако и само наличие не
Тема I. Управление эмоциями
29
гативных эмоциональных реакций ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Поэтому для разрешения конфликта необходимо предпринять меры, направленные на уменьшение эмоционального напряжения. Контроль над эмоциями помешает нарастанию враждебности и сохранит конструктивность взаимодействия.
Есть еще и третья причина для того, чтобы контролировать эмоции. Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, — разрушающими переживаниями.
Если человек механически, шаблонно реагирует на людей и обстоятельства разрушающими переживаниями, он, по сути дела, позволяет им сокращать ему жизнь. Поэтому у него есть все основания не позволить посторонним людям и обстоятельствам управлять его настроением.
Надо сказать, что возможность вызывать сильные эмоции в другом человеке становится для некоторых людей чрезвычайно привлекательной: она дает им чувство власти, избавляющее от базовой тревоги. Людей, которые намеренно стремятся управлять желаниями других, вызывать в них эмоциональные переживания, «играть на нервах», называют «манипуляторами». Поскольку манипуляторов немало, актуальной задачей становится защита своего эмоционального состояния от их манипуляций.
Разрушающие переживания
Создатель рационально-эмотивной терапии А. Эллис предложил выделять пять групп разрушающих переживаний:
• эмоции тревожного круга: волнение, беспокойство, страх, тревога;
• эмоции агрессивного крута: обида, раздражение, гнев, ярость;
• аутоагрессия: чрезмерное чувство вины;
30
Тренинг преодоления конфликтов
• эмоции депрессивного круга: глубокое уныние, апатия, тоска, депрессия;
• сильное огорчение, отчаяние.
Для состояния фрустрации, которое сопутствует конфликту, наиболее характерно переживание эмоций агрессивного круга. Нередко в популярной литературе можно обнаружить рекомендации не копить гнев в себе, чаще проявлять его. Встречаются и групповые терапевты, считающие своей миссией побуждение клиентов к непосредственному выражению гнева, поскольку в соответствии с «гидравлическими» моделями эмоций сдерживаемый гнев разрушает того, кто его сдерживает. Люди, буквально понимающие призыв «не копить в себе гнев», находят в нем моральное оправдание своему агрессивному поведению.
Но существует и иная точка зрения: вред наносит не сдерживаемая агрессия, а само состояние избыточного стресса; эмоции являются лишь одним из способов его снятия.
Основоположник теории стресса Г. Селье утверждал, что стресс представляет собой мобилизацию всех защитных сил организма в ответ на тревогу. Стресс дает возможность человеку, находящемуся в опасности, выжить и преодолеть трудности за счет мобилизации дополнительных ресурсов. Стресс — это физиологическая реакция, приводящая к изменению функционирования всех систем организма, в том числе и состояния его тканей. Если защитных ресурсов в организме достаточно для того, чтобы справиться с опасностью, ничего страшного не происходит. Такой стресс Селье назвал «эвстресс». Но если силы исчерпаны, ресурсы подходят к концу, в организме могут происходить патологические изменения. Эта фаза стресса называется «дистресс». Длительное пребывание в этом состоянии приводит к серьезным нарушениям в работе внутренних органов. В первую очередь, это повышенное артериальное давление, головные боли, язвенная болезнь, гастрит, болезни сердца, нервные расстройства.
Гнев — всего лишь один из способов уменьшения стресса, снятия напряжения. Поскольку конфликт часто связан с выражением гнева, для некоторых людей это способ эмоциональной разрядки.
Между тем получены убедительные данные, что люди, часто пребывающие в состоянии гнева, имеют специфические проблемы
Тема I. Управление эмоциями
31
со здоровьем. Так, Фридман и Розенман открыли, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у лиц, обладающих повышенной агрессивностью, гневливостью, существенно повышается. Под названием «личность типа А» они объединили такие личностные черты, как постоянное ощущение нехватки времени, высокие амбиции, стремление конкурировать, доминировать. Такой человек часто переполнен злостью, ищущей повода вылиться наружу. Выяснилось, что именно реакция гнева несла ответственность за сердечно-сосудистые нарушения, гастриты, язвенную болезнь.
Одна из функций гнева заключается в том, что он временно приостанавливает ощущение дискомфорта, вызываемое стрессом. Проявление чувств дает разрядку или хотя бы на время блокирует болезненность эмоционального или физического возбуждения. М. Мак-Кей, Ю. Мак-Кей и П. Роджерс считают, что гнев способен снимать четыре вида стресса.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Что будет, если вам повезет?
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Разнообразие»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Притча «Если вам надоела ваша работа...»
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Редактор. Зайчишка из шишки
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Сексуальные жесты женщин и мужчин - описание
  • Джуди Аппс. Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • «Пойми меня»
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Принципы ассертивного поведения.
  • Притча «Молитва»
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • К чему снится начальник
  • Как использовать силу воображения?
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Обучение адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи. ЗАНЯТИЕ 19
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь