|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218068
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 2
УЧЕНИЕ О ВЛЕЧЕНИЯХ В АНАЛИЗЕ СУДЬБЫ 1. Происхождение влечений: ген-теория То, что присуще всем влечениям, Анализ судьбы усматривает в генном происхождении. В соответствии с предварительной (рабочей) гипотезой Анализа судьбы источником влечений являются гены. Общая природа влечений определяется природой генов, то есть природой тех, скорее всего, очень маленьких материальных частичек определенного качества, содержащих, возможно, одни только молекулы и определяющих собою наследование отдельных признаков и реакций. В ген-теории влечений считается, что действия, осуществляемые под воздействием влечений, детерминируются специфическими генами. Мы их называем «генами влечений». В соответствии с ген-теорией, в людях существуют бессмертные, материальные прачастицы, которые передаются по наследству от одного поколения к другому, от родителей — потомкам. Это именно те гены, среди проявлений которых мы встречаем не только психические и соматические реакции, но и реакции, обусловленные влиянием влечений. Конечно, имеются еще и другие гены, которые определяют частично соматические, частично психические (причем не испытывая на себе воздействия влечений) реакции, например, интеллектуальные действия, понимание и представления (архетипы). Если влечения имеют генетическое происхождение — как это считается в Анализе судьбы, то становится очевидным, что природа генов будет определять и природу всех влечений. Природе геновприсуще то, что каждый из них переносит на последующее поколение всегда только одно-единственное стремление семейного, родового или видового прошлого. Каждый ген — так уж издавна считается в генетике — стремится воспроизвести в новом поколении одно из существовавших ранее состояний. Таким образом, если мы стоим на точке зрения ген-теории и утверждаем, что все без исключения стремления влечений имеют генетическое происхождение, то этим мы само собой утверждаем, что ничего другого общего во всех влечениях быть не может, кроме того, что они стремятся воспроизводить какое-нибудь из прежних состояний. В этом пункте встречаются ген-теория Анализа судьбы и психоаналитическое учение о влечениях. В работе «По ту сторону принципа наслаждения» Фрейд пишет: «Таким образом, можно сказать, что влечением является присущее живому организму стремление к воспроизведению одного из прежних состояний»*. Но Фрейд оставляет без ответа сам собой напрашивающийся вопрос: почему собственно влечения должны стремиться воспроизводить одно из прежних состояний? А ответ этот можно найти только в ген-теории: стремление влечений воспроизводить одно из прежних состо-яний явно объясняется тем, что влечения имеют генетическое происхождение. Только на основе ген-теории становится понятно, почему влечения стремятся воспроизвести одно из прежних состояний, которое уже когда-то существовало во время филогенеза. Из только что нами сказанного следуют строгие выводы: • Если каждое влечение имеет генетическое происхождение, то мы должны говорить о столь большом количестве стремлений влечений, сколько существует генов влечений. • Прежний дуализм влечений, лежащий и сегодня в основе психоанализа — сексуальное и Я- влечение или влечение к жизни и влечение к смерти, — должен быть дополнен и систематизирован заново. На место прежнего дуализма влечений психоанализа в Анализе судьбы вступает дуализм противоположных пар элементов влечений, а биологическую основу этого следует искать в унаследованных парах, в аллелях потребностей влечений. Давайте теперь подытожим последствия принятия ген-теории влечений: 1. Источником влечений являются гены влечений. Система влечений Анализа судьбы базируется на фундаменте генетической теории. В системе влечений мы различаем: стремления влечений = тенденции влечений, потребности влечений = факторы влечений, и влечения = векторы влечений. 2. Одно-единственное стремление влечения = тенденции влечения тогда будет определяться только одним отдельным геном из пары генов, то есть или отцовским, или материнским геном. Выражение «стремление влечения» или «тенденция влечения», следовательно, означает только один компонент, только одну энергетическую часть потребности. Ген-формулой стремления влечения является таким образом: А или а, В или b, С или с и т. д. По ген-биологическим причинам в случае наслед- *Freud S. Ges. Sehr., том VI, стр. 226 ственно смешанных, гетерозиготных индивидов полностью исключается, что одна тенденция влечения сможет проявляться самостоятельно, без содействия своего контрагента от родителя противоположного пола. Хотя этот контрагент и может оказаться подавленным, он все равно будет проявляться обходными путями. Стремление или тенденция влечения является генетически мельчайшей единицей влечения. Любое стремление неразрывно связано со своим стремлением-партнером с противоположными свойствами, с которым они ген-биологически образуют одну судьбоносную пару для формирования влечения; взаимосвязанная пара стремлений влечения является ничем иным как потребностью. Одна потребность влечения = фактор влечения состоит уже из двух взаимосвязанных стремлений влечения, то есть совместно определяется парой генов влечений, двумя гомологичными — отцовским и материнским — генами влечений. Ген-формула потребности влечения у наследственно смешанных индивидов поэтому будет выглядеть следующим образом: Аа или Вb или Сс и т. д. Любое влечение = вектор влечения возникает в результате смешивания, скрещивания двух таких потребностей, двух факторов влечения, преследующих одну и ту же цель влечения, идущих в одном направлении. В судьбоаналитической системе влечений одно влечение в качестве вектора влечения означает поэтому ограниченное двумя определенными факторами скрещивание потребностей, следующих единому физиологическому направлению влечения. Ген-формулой любого влечения, следовательно, будет являться в случае наследственно смешанных персон АаВb или Cc Dd и т. д. Явление, вкратце называемое нами «влечением», является поэтому не каким-либо единым процессом, чья стимулирующая и неисчерпывающаяся энергия исходит из одного источника влечения, а определяется смешиванием, скрещиванием по меньшей мере четырех частичных энергетических резервуаров влечений, четырех отдельных генов влечений или двух пар генов влечений. 3. Из такой вот структуры влечений мы и выводим принцип полярности, присущий стремлениям и потребностям. Мы говорим о двух формах полярности: • факториальной (полярности стремлений), происходящей из противоположности отцовской и материнской тенденций влечения, то есть из противоположности двух гомологичных, взаимосвязанных, отдельных генов той же самой пары генов влечений (А против а, или В против b). Парадигма: противоположность в проявлениях нежности со стороны матери и со стороны отца; • векториальной (или полярности потребностей), происходящей из противоположности тех двух потребностей (факторов влечений), которые сливаются вместе в одно влечение в результате следования в одном и том же направлении. А потому и полярность внутри влечения будет соответствовать той противоположности, которая генетически существует между скрещивающимися друг с другом парами генов влечений (Аа ↔ ВЬ; или Сс ↔ Dd). Парадигма: противоположность между женской нежностью (Аа) и мужской агрессией (Вb). 4. Судьбоаналитическое учение о влечениях строится с учетом дуализма противоположных пар стремлений или потребностей. Понятие «пара противоположностейво влечении» является всего-навсего психологическим эквивалентом генетического понятия «пара генов влечения». В соответствии с генетическим дуализмом «дуализироваться»* могут только стремления (тенденции) и потребности, но отнюдь не влечения. Явление, называемое нами на повседневном языке «влечение», появляется в результате дуализации, соединения двух потребностей, имеющих одну и ту же цель. Таким образом, влечение является продуктом соединения двух потребностей. Животные наделяются ими еще при своем рождении в силу доминирования у них инстинктов. Человек же должен самостоятельно создавать эти физиологические связки. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|