|
Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 25028
Автор: Рауш де Траубенберг Нина Константиновна.
Название: Тест Роршаха: Практическое руководство. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Качественные замечания. Чтобы судить о ведущейся борьбе против охватывающей испытуемого тревоги, в дополнение к ответам как таковым важно учитывать последовательность и развитие ассоциаций.
Используемые в этой борьбе механизмы должны быть тщательнейшим образом изучены. Иногда они очевидны благодаря своему символическому значениию или же представленному в них антифобическому отрицанию. Так, эти механизмы выражаются в детерминантах формы, но еще чаще — кинестезии, причем ассоциация М и Ch рассматривается как благоприятный прогноз в той степени, в какой М представляет собой точный, динамичный элемент, тогда как Ch остается достаточно расплывчатым и общим. Следует все же отметить, что введение человеческого образа кристаллизирует тревогу, даже если человеческие образы в этих М искажены в размерах и имеют сверхъестественный характер, а приписываемые им действия вредоносны (это могут быть великаны, злобные чудища, агрессивные и коварные создания). При виде этих образов зарождается ощущение беспомощности и нависшей угрозы, оно отсылает испытуемого в иррациональный мир, в котором владычествует колдовство. Например, ответ взрослого по таблице IV: «Горилла, у нее все... уши... она приближается... страшная» (MCh) — и вслед за этим общий неопределенный ответ с образом животного, затем: «Ковер из шкуры животного, белого медведя» (WFE), и наконец: «Пустынная страна, конечно, символическая, безнадежный серый и черный цвет» (чистый WCh). Здесь были задействованы все средства защиты от ощущения покинутости и тревоги, но последняя оказалась более сильной и возобладала над попытками адаптации к объективности. Обратное развертывание ассоциаций также встречается довольно часто: первое впечатление — WCh или ChF, а затем — постепенное восстановление при помощи ответов D или Dd, которое завершается WM Ch или WM с тенденцией к Ch. Как видно из нижеследующего примера, реактивное образование содержит в себе элемент сублимации: «Значит, это немного фантастичекий образ... что-то вроде конца света, и это все, что я вижу... что-то огромное, и оно разрушается... что бы это могло быть? Я совсем 145 не знаю... или это кто-то, кто защищает... но... вот, эти вещи не совсем сходятся друг с другом» (таблица IV 50"). «Итак, значит, мы находимся в лесу (DW ChF), в густом лесу; мы продираемся сквозь чащу около замка, поглощенного растительностью...» Другая интерпретация возникает после поворота таблицы: «Какой-то сказочный персонаж [WM Ch (Н)], можно увидеть нос, глаза, волосы, напоминающие гриву; у него слегка угрожающий вид, оттого что руки расставлены в стороны». Определенное превозможение воспринятого образа становится возможным, поскольку испытуемый анализирует детали, в результате чего угроза конкретизируется, принимает реальную форму. Заметим, что проявляющиеся в ответах ChF и Ch первичная тревожность и иррациональное мышление, соединяющиеся с анимизмом, свойственным маленьким детям, могут быть преодолены также уходом от ответа; в этом случае имеет место шок Ch и ассоциативная блокировка. Иногда наблюдается импульсная агрессивная реакция, которая обнаруживается в комментариях и замечаниях, а также в возникновении чисто цветовых ответов, которые скорее будут играть роль реактивного механизма, что имеет значение личностной характеристики. Такое одновременное появление реакций Ch и С наблюдается при депрессии. Итак, мы рассмотрели спектр реакций на светотень, начиная с шока Ch, при котором моторное торможение стремится справиться с тревожностью, и заканчивая FCh, в которых тревога освоена и интегрирована. Из приведенных примеров ясно, что вызываемые образы сходны с кошмарами и фобиями и ассоциируются с переживаемыми испытуемым ситуациями угрозы и беспомощности перед грозящей опасностью. В этих ответах, следовательно, происходит регрессия, переход на более низкую иррациональную стадию, где действует магическое, а не рациональное и где зависимость абсолютна, а беспомощность агрессивна. Иначе говоря, тревожность провоцирует регрессию, весьма, впрочем, преходящую и мимолетную, но относящуюся тем не менее как к мыслительной деятельности, так и к эмоциональной сфере. Контекст, в котором появляются ответы Ch, позволяет подсчитать колебания, иногда очень быстрые, между фазами регрессии, объективной адаптации и прогрессии. Чем более интенсивна и часта проекция в этом типе ответов, тем больше шансов, что функции адаптации и контроля Эго будут ухудшаться. 146 7. ТИП ПЕРЕЖИВАНИЯ Определение типа переживания Тип переживания служит выражением соотношения между количеством кинестетических ответов (здесь учитываются только М-ответы) и суммой цветовых ответов (включая С'), т. е. хМ/ ZC. В итоге мы получаем величину, более значимую, нежели абсолютное количество ответов: их взаимозависимость определяет фундаментальную установку личности по отношению к самой себе и к внешнему миру или «по отношению к собственному Эго, к миру и окружающей среде». Роршах считал, что тип переживания обусловливает характер и даже тип восприятия, определяет форму невроза, отражает все глубинные функциональные связи — т. е., в сущности, имеет характерологическое значение. Интроверсивные или экстратенсивные компоненты личности являются «врожденными, первичными, основополагающими», тем не менее они не задействуются одновременно все целиком; они составляют спектр видов восприятия и реакций, который может быть приведен в действие, но не обязательно весь сразу. Опыт индивидуума, его стиль переживания, его способ реагирования на события и жизненные трудности может бесконечно превосходить то, что отражается в конкретной ситуации. Можно сказать, что тип переживания указывает на панораму возможных реакций индивида в жизни, но не обязательно на очевидные, конкретно описываемые реакции; в каком-то смысле тип переживания представляет собой клавиатуру, которую использует субъект, и понятие «резонанс»*, соответствующее термину «erleben», употребляемому Роршахом, в этом отношении имеет чрезвычайно большое значение. Роршах различает четыре типа переживания. Он указывает их частоту у нормальных и психически больных испытуемых, а также психологические переменные теста, связанные с этими типами. Как мы видим, определение типа переживания основывается на данных теста, а отнюдь не на терминологии теории психических процессов, и именно это отсутствие операционального определения может отчасти объяснить тот факт, что понятию типа переживания уделяется все меньше и меньше внимания в контексте диагностического использования методики. Отсутствие теоретических исследований в этой области ощущается очень остро, Type de resonance intime (франц.) — тип переживания. 147 тем более, что экспериментальное исследование типа переживания в его целостности практически невозможно; оно всегда ограничено исследованием либо одного, либо другого его компонента. Два параметра типа переживания по Роршаху: м - ; кинестезия и цвет Опираясь на результаты обследования различных групп ис- пытумых, Роршах рассматривает взаимоотношения между кинестетическими и цветовыми ответами и психологическими характеристиками испытуемых с доминантой М или С. Различия между ними сводятся к следующему: - Эти две группы различаются по роли мыслительного процесса: испытуемые, принадлежащие к типу М, живут и приспосабливаются к реальности при помощи мышления и воображения, и внешняя адаптация — не самая главная их забота. Из этого вовсе не следует, что они более умны, чем испытуемые типа С, просто они придают больше значения логической функции, и им более свойственно размышление, нежели немедленное деятельное самовыражение. - Второе качество, по которому различаются две группы, — аспект стабилизации. Испытуемые с доминантой М более стабильны с точки зрения подвижности и аффективности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
![]() |