Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106571

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. — сог-rectio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми обусловлено следующими причинами:
1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.
22
В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психологической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокупность приемов, используемых психологом для исправления психики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.
Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со спецификой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом.
И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ психологического воздействия. Ряд авторов видят отличие между психотерапией и психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном применяется в клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко
23
используется в психиатрической клинике (В. П. Критская, Т. К. Ме-лешко, Ю. Ф. Поляков, 1991). Другие авторы подчеркивают широкую сферу применения психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики (Р. А. Защепицкий, 1983; Г. Л. Исурина, 1983). «Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший удельный вес приобретают методы психологической коррекции» (с. 250).
А. А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности, ориентация на среднесрочную помощь, направленность на изменение поведения и развития личности. Нельзя согласиться с автором в том, что объектом психологической коррекции в отличие от психотерапии могут быть только клинически здоровые лица. По нашему мнению, в психокоррекционном процессе могут участвовать как здоровые, так и больные. Основная цель психокоррекции здоровых детей (т. е. не отягощенных биологическими факторами отклонений в развитии) — способствовать полноценному психическому и личностному развитию.
Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психолош, пато- и нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.
24
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симптомы у детей могут быть вызваны различными причинами и, вследствие этого, по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка. Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи), могут быть полезны специальные релаксиру-ющие упражнения, направленные на устранение этого дефекта. Тем не менее, особенно в экстремальных ситуациях, эти явления у ребенка могут повторяться, несмотря на успешность психокоррекции в целом. Такой способ психологической коррекции не является достаточным, если мы не знаем истинную причину возникновения энуреза. Она может быть обусловлена как психогенными (например, испуг ребенка), так и биологическими факторами (аномалия тазовых органов).
Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.
25



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Песенка Зайца и Волка на карнавале
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Притча «Молчание бабушки»
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Развитие эмпатических способностей, развитие воображения, словесно-логического мышления
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Игрушечные звери
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Редактор. ТЕКСТЫ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК. часть 1
  • Развитие зрительной и смысловой памяти, мышления. ЗАНЯТИЕ 17
  • Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 14
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом
  • Развитие эмпатических способностей у школьников. ЗАНЯТИЕ 16
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Притча «Ты прости меня, дед!»
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Кучерова Людмила Николаевна. Театрализованное представление по сказке «Репка»
  • Абрамова Наталья Васильевна. «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Составление повествовательного рассказа «Как Дед Мороз искал дорогу в детский сад»
  • Коннова Наталья Борисовна. Сценарий Нового года 'В гостях у нечистой силы!'
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
  • Притча «Два мира»
  • Развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение, формирование чувства уверенности в себе
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Притча «Платиновая рыбка»
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Развитие зрительной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 09
  • Толузаков Геннадий Петрович. «Мой дед, безымянный солдат войны…»
  • Притча «Лучшая школа»
  • Редактор. Как должен быть одет Дед Мороз?
  • Вера в Деда Мороза и Санта Клауса - это плохо?
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Притча «О силе знания»
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Карпова Ольга Викторовна. Конспект развивающих занятий с элементами сказкотерапии с детьми второй младшей группы
  • Неттина Тамара Васильевна. Развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • Хоменко Вероника Викторовна. Музыкальный спектакль 'Мой друг - Снеговик'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь