Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 10213

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

26 УЧЕНИЕ О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ


Уже в глубокой древности велся поиск субстрата – носителя психики. Пифагорейцы полагали, что душа располагается в головном мозгу. Гиппократ причислял к сердцу лишь плотские явления души, а органом разума считал головной мозг. Так же, как и Немезий, поместивший в передний желудочек мозга функцию восприятия, в средний – мышление, а в задний – память, в средние века и Магнус относил умственные способности души к переднему, а память – к заднему желудочку мозга. В Новое время отмечается тенденция причислять все психические способности не к разнообразным участкам мозга, а только к одному из них. Известно, что Р. Декарт помещал душу в эпифиз, а другие ученые – в белое вещество мозга или в его мозолистое тело. В XVIII–XIX вв. особую известность получает френологическая система Ф. Гал-ля, согласно которой каждой психологической способности соответствует определенный участок мозга. Возникала так называемая «мозговая карта». Ошибка Ф. Галля заключалась в том, что он стремился автоматически наложить систему психических способностей на морфологическое строение мозга. Ж. Флуранс с помощью ряда опытов удостоверил выдвинутую еще в XV1I1 в. гипотезу А. Галлера, что мозг является не совокупностью самостоятельных органов, а единым однородным целым, не обладающим четко выраженной специализацией. В 1861 г. П. Брок на основе клинических наблюдений обнаружил в головном мозгу центр речи. Это открытие явилось для Брока исходным положением о том, что каждая из мыслительных функций имеет строго ограниченное место в мозгу. В доказательство такого вывода спустя недолгое время после открытия П. Брока в мозгу были обнаружены «центры зрительной памяти» (А. Бастиан, 1869 г.), «центры письма» (З. Экснер, 1861 г.), «центры понятий» (Ж. Шар-ко, 1887 г.) и др. Благодаря опытным изысканиям А. Фрича и К. Гитцига в 1870 г. получилось определить присутствие в коре головного мозга двигательных центров.
Т. Мейнерт (1867 г.) обосновал, что корковый слой мозга состоит из большого количества клеток, каждая из которых является носителем собственной психической функции.
Справиться с подобными ошибками явилось вероятным лишь после трудов русских ученых И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, которыми было доказано, что мозг – это орган психики. В середине XX в. были проведены операции на мозге.
Повысилось внимание к вопросу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, были осмыслены недостаточность морфологических данных и необходимость их дополнения, в частности психологическим анализом (Р. Спэрри, С. Спрингер, Г. Дейч). Анализы доказывают то, что оба полушария вносят немаловажный вклад в организацию поведения, но каждое полушарие реализовывает специализированные функции.


27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В


В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.
Идеализм. Представители этого течения признавали сознание, дух первичным, а бытие, материю – вторичным.
Ключевые тезисы:
1) мир является олицетворением совершенной идеи, мирового духа;
2) подлинно только человеческое сознание, а физический мир живет лишь в нем: в ощущениях, понятиях, представлениях;
3) отрицание возможности постижения закономерностей природы, объективной истины. Идеализм сформирован на суждениях немецких философов-идеалистов конца XVIII – начала XIX вв. – И. Канта, Й. Г. Фихте, Г. Гегеля. Они установили две главные разновидности идеализма – индивидуальный (субъективный) и объективный.
Субъективный идеализм (Дж. Беркли) не признает объективную жизнь внешнего мира, признавая лишь действительность чувств и суждений, конкретного личного сознания человека.
Объективный идеализм (Г. Гегель) базируется на тезисе, что в начале всего сущего лежат автономные от материи и сознания дух и идея.
Иррационализм и волюнтаризм – философ-ско-идеалистические течения, отрицающие рациональность познания явлений природы рассудком, что в первом случае трактовалось зависимостью сознания и деятельности человека от природных явлений, а во втором – доминированием воли над интеллектом (Ф. Ницше и др.).
Рационализм. Сформирован на преобладании рационального начала как объективного мерила постижения действительности. Мыслительные способности являются подлинным отражением естественных закономерностей в субъективной и социальной деятельности. Это воззрение общей целесообразности, которому следуют последователи Б. Спинозы, Р. Декарта, в свою очередь привнесших вклад в схоластику и метафизику.
Материализм. Исходит из положения, что мир материален и объективен независимо от сознания. Последнее вторично и производно от материальной субстанции – его носителя. Поэтому материалисты опирались на данные исследований в области естествознания. Это были труды И. М. Сеченова и Ч. Дарвина, начиная с положений русских революционных демократов.
Марксистская философия образована в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксисты следовали постулатам о единстве естественных и социальных явлений.
Классиками марксизма сформированы следующие виды материалистического учения: диалектический материализм, философский материализм и исторический материализм, включающие в себя положения о закономерностях эволюционирования природы и общества.


28 ПОЗИТИВИЗМ


Позитивизм (от лат. positivus – «положительный») – это парадигмальная гносео-методоло-гическая установка, согласно которой положительное познание может быть приобретено в результате чисто научного (не философского) знания; программно-сциентистский пафос позитивизма состоит в отречении от философии в качестве познавательной деятельности, имеющей в контексте формирования конкретно-научного познания интегрирующие и прогностические возможности.
В первой половине XIX вв. рождаются системы, призванные нейтрализовать упорную склонность естественников материалистически постигнуть открытия естествознания. Наиболее существенной среди них была философия позитивизма, объявившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, призвавшая научное мышление ограничиться от только наблюдаемых фактов и их устойчивыми зависимостями.
Первая программа позитивизма была сформулирована О. Контом (1718–1857) в «Курсе позитивной философии» в шести томах.
О. Конт создал новую классификацию наук, в которой психологии вообще не было. Психические явления в качестве предмета положительного изучения раздробились на две дисциплины – физиологию и социологию. О. Конт раскритиковал индивидуальный, интроспективный метод.
Идея О. Конта о духовном мире явится объектом научного анализа лишь тогда, когда будет забыта безрезультатная почва интроспективного изучения. Формулируя истинную потребность психологии в одолении субъективизма, конкретное осуществление своей идеи он усматривал в том, чтобы наблюдать операции сознания на доступных объективному изображению реалиях общественной жизни. В таком взаимообщении появляется сознание. Социальный организм образует объективное ядро фактов сознания.
Изображая общество в виде организма, а семью – мельчайшей его ячейкой, О. Конт переносил в область социальной науки макет, заимствованный у биологии. В 1830-х г., когда формировалась его «позитивная философия», биология еще не стала эволюционной. Поэтому, чтобы истолковать эволюцию общества, он был вынужден в поисках движущей силы этого формирования выйти за границы биологических соответствий и направиться коснов-ной пояснительной категории идеализма – разуму. Разум проходит три стадии развития: теологическое, метафизическое и позитивное. Данные стадии закономерны как для каждой особи, так и для человечества в целом.
Беря за отправную точку процесс общения, он анализировал динамику сознания личности как производное от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. О. Конт не видел, что человеческие отношения сформированы на процессе труда, но само по себе выделение общения в характерную детерминанту психического было его существенной заслугой.
В дальнейшем под влиянием О. Конта создавалась социальная психология.


29 ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ВОЛЮНТАРИЗМ


Иррационализм – идеалистическое течение в философии, противопоставляющее научно-логическим способам постижения закономерностей формирования природы и общественного развития внелогические («сверхразумные») методы.
В отличие от рационализма – течения в теории постижения, сформированного на преобладании разума, мышления как критерия истины (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др.), – иррационализм принимал закономерности мышления, отстранение от принятых норм и правил поведения, зависимость условий деятельности человека от воздействия природных сил как причин тех или иных человеческих проявлений, не поддающихся рациональному пояснению.
Последователи идеалистического философского течения (субъективного и объективного идеализма) принимали иррационализм независимо от сознания существования материи. Склоняясь к религиозным воззрениям, они полагали невозможным целесообразное постижение явлений природы.
Волюнтаризм – идеалистическое направление, истолковывающее немаловажность воли как сверхприродного первоначала. В идеалистической психологии волюнтаризм представляет собой теорию доминирования волевых процессов над рассудком, где первым придается ведущее значение в психической жизни, а второму – второе, зависимое значение.
Материалистические принципы основаны на том, что воля проявляется в намеренных действиях и поступках человека, связанных с преодолением внешних или внутренних преград на пути к намеченным целям.
Наиболее знаменитые представители волюнтаризма.
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ-идеалист, отвергающий научное постижение и исторический прогресс. Волюнтаризм и «гиперболизация субъекта» стали одним из источников появления мировоззрения фашизма в Германии.
Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, иррационалист и волюнтарист. Также являлся идейным предшественником фашизма, проповедуя культ «сильной личности» (сверхчеловека).
Вильгельм М. Вундт (1832–1920) – немецкий психолог и философ-идеалист, основоположник научного течения в исследовании психологии. Первым ввел опыт в физиолого-психологическую практику, открыл экспериментально-психологическую лабораторию.
Воля в волюнтаризме неотделима от ее свободного самовыражения. Ведущая позиция здесь – абсолютизация свободы воли, несмотря на определенные проявления внешних ситуаций.
В качестве философского течения волюнтаризм чужд взглядам двух других своих центральных «оппонентов»: фатализма, не рассматривающего независимость выбора в поведении и деятельности человека, основывающегося на предопределенности всего сущего, и марксистского материализма, не отрицавшего оба эти направления.


30 ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ


Вульгарный материализм – философское учение XIX в., созданное на более простых материалистических взглядах сравнительно с деятельностью психики человека и ее способности к воспроизведению окружающей действительности.
Главные представители:
1) Карл Фохт (Фогт) (1817–1895) – немецкий естествовед, занимался проблемами вобласти биологии и геологии. Антагонист материалистических представлений К. Маркса, раскритиковавшего его суждения в памфлете «Господин Фогт» в I860 г.;
2) Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий физиолог, приверженец естественнонаучных представлений, социального дарвинизма – направления в социологии, применяющего научные достижения Ч. Дарвина, сформированного на переносе позиции борьбы за существование из животного и растительного миров на законы исторического эволюционирования социума (войны, классовая борьба, национализм и пр.);
3) Якоб Молешотт (1822–1893) – голландский философ и физиолог. Является приверженцем естественнонаучного способа постижения окружающей действительности. Его воззрения остро критиковались представителями марксизма.
Противоположным философии вульгарного материализма послужило формирование в 1840-е гг. К. Марксом и Ф. Энгельсом метафизического, философского и исторического материалистических учений.
Различия между марксистским материализмом и вульгарным: революционный, а не реформистский подход к процессу увеличения сведений о реальном мире. Критика диалектических взглядов оказала влияние на явления природы в их взаимосвязях и взаимодействиях, а также на законы деятельности психического отображения человеком окружающей среды и социального формирования в целом. Исходным положением послужил метафизический способ постижения мира при наличии необходимости революционного его переустройства.
Ключевые положения данного метода:
1) наличие тотальной связи явлений в природе и социуме;
2) бесконечность динамики и трансформаций в физическом мире;
3) «борьба противоположностей» как фундамент для эволюционного развития;
4) непрерывный переход количественных модификаций в качественные.
Не отклоняя взглядов естествознания в сведениях о мире, материализм К. Маркса (философское учение) исходит также из вещественности мира с учетом законов динамики материи; существования как объективной действительности, живущей вне и автономно от сознания; первичности материи как источника сознания, чувств и суждений.
Сознание представляет собой воспроизведение материй и бытия в целом в противоположность естественнонаучным мнениям вульгарных материалистов, объединяющих деятельность психических процессов в центральной нервной системе и их воздействие на организм к упрощенному разъяснению этого с точки зрения только лишь физиологии, химии, биологии и т. д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Психология запахов
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Психология лидерства
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Джемс. Психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь