Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12616

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Часть II. «Схватить желание за букву».

Психоанализ строится на открытии: желание не является чистым, нет чистого желания. Чистое желание было бы желанием, соединенным с любовью, равным требованию любви, которое живет в каждом из нас. Таково стремление невротика, предстающее для него как некий идеал на горизонте запроса на анализ. Именно там симптом в большинстве случаев показывает основополагающую «диссоциацию» между желанием и любовью, представленную в учении Фрейда, если мы обратимся к текстам «Психологии любовной жизни», упоминаемым Лаканом в Семинаре V (р.327).

Желание не является чистым, оно всегда несет на себе сексуальную метку: именно в этом заключается открытие Фрейда. Сексуальная метка желания говорит о том, что человеческое существо не является хозяином собственного желания; напротив, желание само его отмечает, его разделяет, поскольку фактически с самого начала желание человека лишено всего присущего природе, оно никоим образом не является природным феноменом. Именно так я понимаю известную формулу Лакана: «Желание человека - это желание Другого». Имя этой сексуальной метки желания - «фаллос».

Анализ - это время, необходимое для того, чтобы проследовать по следам сексуальных меток желания, пройти вслед за желанием до самого его источника, который находится в Другом (Lacan, 1998, р.271), туда, где Другой устанавливает закон. Это - дорога, по которой мы следуем шаг за шагом, по камешкам, оставленным Мальчиком-с-Пальчик. Являясь означающими, «камешки» и создают ткань речи анализируемого. Очевидно, каждое из этих означающих уносит на подошве своих башмаков и соответствующий им груз означаемого, а именно ситуации, живые и неодушевленные объекты, то есть все то, что строит «мир» того, кто с нами говорит. Но построение этих означающих в цепочку и разнообразные, обнаруживающиеся в ней обрывы открывают говорящему значения, в которых фиксируется его судьба.

* Lacan J., «La direction de la cure», Écrits, Paris, Seuil, 1966, 88

Эти значения открываются взору аналитика во время первых бесед. Но решающей для начала анализа будет как раз возникновение возможности сделать эти значения загадкой, а работа аналитика в том и заключается, чтобы заниматься измерением загадочного. Обращение значений, от которых субъект терпит поражение, поскольку ими обладает (в той же мере, в какой и наслаждается), в загадку позволяет появиться «значению» как таковому. Последнее находится «там, где оно что-то значит для тебя, тебя интересует», когда «от того, что тебя интересует, ты не станешь себя отсекать» или «ты не упустишь того, что тебе интересно».

Именно в подобном роде я понимаю такие выражения, как «значимость фаллоса» и «значение фаллоса». Они уместны, когда то, что говорится о тебе, не просто представляет интеллектуальный интерес, но означает нечто, затрагивающее истинность тебя самого как живого существа. Именование «фаллос» возникает, чтобы обозначить тот самый момент, когда в анализе появляется некое «абсолютное» значение.

Впрочем, Лакан замечает, что это название гомогенно той функции, которую фаллос как видимость играл в античных мистериях, будучи отъединен от тела мужчины, с тем, чтобы воплощать, даже самой своей неизменностью, свойство постоянного исчезновения, сохраняющееся и при его непосредственном появлении. Но психоанализ - это не религия фаллоса. Напротив, он ставит своей целью разрушить ту самую «религиозную» операцию, которой предан невротик: обсессивный - акцентируя воображаемую ригидность инструмента, а страдающий фобиями истерик - смещая свой интерес на момент его исчезновения и, тем самым, создавая для себя непреодолимую преграду.

Именно так я понимаю акцент, который Лакан в своем семинаре постоянно делает на перверсии как практике, открывающей для нас истинную функцию фаллоса. В самом деле, перверсия, с одной стороны, выявляет означающую ценность фаллоса как инструмента, но, с другой, Демонстрирует и угрозу девальвации присущего фаллосу воображаемого наполнения, которой он постоянно подвергается.

В третьей части Семинара V Лакан снова рассмотрит два больших клинических следствия означенности фаллоса, о которой идет речь. С одной стороны, «ты несешь на себе метки того, в чем твое желание было заинтересовано», - в виде идентификации, «Идеала Я»; а, с другой стороны, там, где желание задействовано в настоящем, оно появляется под разными масками: масками требования, фантазии и симптома.
Поэтому сегодня я предлагаю и нам тоже последовать за «синей птицей», каковой является желание, вместе с Лаканом в качестве гида. Сказать, что Лакан будет нашим гидом, недостаточно, поскольку в этом семинаре он совершает акт творения, а именно «работу, производящую фаллос в категорию означающего» (id., р.268), подобно тому, как это делает комедия. Фактически, комедия учит нас тому, что желание и фаллос всегда предстают в замаскированном виде, что, однако, нисколько не умаляет их действия, а как раз напротив.

Прежде чем мы перейдем к комментарию двух основных выделенных в этой главе линий - Идеала Я и масок желания, - я хотел бы привести небольшую клиническую виньетку, основанную на материалах первой встречи. С ее помощью я надеюсь раскрыть значение трех следующих этапов: 1) выделение превалирующих означающих; 2) значения, которые из этого вытекают для субъекта; 3) вопрос желания, находящего, тем самым, свое место.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бриттон Р. Эдип на депрессивной позиции
  • Притча «Любовь дочери»
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Притча «Законы религии»
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Килборн Б. Нарцисс и Леди Годива. Смертоносные взгляды и эдипальный стыд
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Воображаемое; imaginary
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Притча «Три сына»
  • Притча «У врат закона»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Притча «Похож на своего отца»
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Ковалец А.С. Комплекс Лая
  • Притча «Как заставить слушать себя»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Притча «Послабление»
  • Закономерности психических систем
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Элэйн Пэйджельс. «Послание к Галатам»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Притча «Где построить дом?»
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Брат Атон. Основные принципы Телемы
  • Эго; Ego; Ich
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Притча «Господь улыбается в двух случаях»
  • Редактор. Что такое дисциплина?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь