|
Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12671
Автор: Руа Даниэль
Название: Введение в чтение семинара V Жака Лакана. Формат: HTML Язык: Русский Часть II. «Схватить желание за букву». Психоанализ строится на открытии: желание не является чистым, нет чистого желания. Чистое желание было бы желанием, соединенным с любовью, равным требованию любви, которое живет в каждом из нас. Таково стремление невротика, предстающее для него как некий идеал на горизонте запроса на анализ. Именно там симптом в большинстве случаев показывает основополагающую «диссоциацию» между желанием и любовью, представленную в учении Фрейда, если мы обратимся к текстам «Психологии любовной жизни», упоминаемым Лаканом в Семинаре V (р.327). Желание не является чистым, оно всегда несет на себе сексуальную метку: именно в этом заключается открытие Фрейда. Сексуальная метка желания говорит о том, что человеческое существо не является хозяином собственного желания; напротив, желание само его отмечает, его разделяет, поскольку фактически с самого начала желание человека лишено всего присущего природе, оно никоим образом не является природным феноменом. Именно так я понимаю известную формулу Лакана: «Желание человека - это желание Другого». Имя этой сексуальной метки желания - «фаллос». Анализ - это время, необходимое для того, чтобы проследовать по следам сексуальных меток желания, пройти вслед за желанием до самого его источника, который находится в Другом (Lacan, 1998, р.271), туда, где Другой устанавливает закон. Это - дорога, по которой мы следуем шаг за шагом, по камешкам, оставленным Мальчиком-с-Пальчик. Являясь означающими, «камешки» и создают ткань речи анализируемого. Очевидно, каждое из этих означающих уносит на подошве своих башмаков и соответствующий им груз означаемого, а именно ситуации, живые и неодушевленные объекты, то есть все то, что строит «мир» того, кто с нами говорит. Но построение этих означающих в цепочку и разнообразные, обнаруживающиеся в ней обрывы открывают говорящему значения, в которых фиксируется его судьба. * Lacan J., «La direction de la cure», Écrits, Paris, Seuil, 1966, 88 Эти значения открываются взору аналитика во время первых бесед. Но решающей для начала анализа будет как раз возникновение возможности сделать эти значения загадкой, а работа аналитика в том и заключается, чтобы заниматься измерением загадочного. Обращение значений, от которых субъект терпит поражение, поскольку ими обладает (в той же мере, в какой и наслаждается), в загадку позволяет появиться «значению» как таковому. Последнее находится «там, где оно что-то значит для тебя, тебя интересует», когда «от того, что тебя интересует, ты не станешь себя отсекать» или «ты не упустишь того, что тебе интересно». Именно в подобном роде я понимаю такие выражения, как «значимость фаллоса» и «значение фаллоса». Они уместны, когда то, что говорится о тебе, не просто представляет интеллектуальный интерес, но означает нечто, затрагивающее истинность тебя самого как живого существа. Именование «фаллос» возникает, чтобы обозначить тот самый момент, когда в анализе появляется некое «абсолютное» значение. Впрочем, Лакан замечает, что это название гомогенно той функции, которую фаллос как видимость играл в античных мистериях, будучи отъединен от тела мужчины, с тем, чтобы воплощать, даже самой своей неизменностью, свойство постоянного исчезновения, сохраняющееся и при его непосредственном появлении. Но психоанализ - это не религия фаллоса. Напротив, он ставит своей целью разрушить ту самую «религиозную» операцию, которой предан невротик: обсессивный - акцентируя воображаемую ригидность инструмента, а страдающий фобиями истерик - смещая свой интерес на момент его исчезновения и, тем самым, создавая для себя непреодолимую преграду. Именно так я понимаю акцент, который Лакан в своем семинаре постоянно делает на перверсии как практике, открывающей для нас истинную функцию фаллоса. В самом деле, перверсия, с одной стороны, выявляет означающую ценность фаллоса как инструмента, но, с другой, Демонстрирует и угрозу девальвации присущего фаллосу воображаемого наполнения, которой он постоянно подвергается. В третьей части Семинара V Лакан снова рассмотрит два больших клинических следствия означенности фаллоса, о которой идет речь. С одной стороны, «ты несешь на себе метки того, в чем твое желание было заинтересовано», - в виде идентификации, «Идеала Я»; а, с другой стороны, там, где желание задействовано в настоящем, оно появляется под разными масками: масками требования, фантазии и симптома. Поэтому сегодня я предлагаю и нам тоже последовать за «синей птицей», каковой является желание, вместе с Лаканом в качестве гида. Сказать, что Лакан будет нашим гидом, недостаточно, поскольку в этом семинаре он совершает акт творения, а именно «работу, производящую фаллос в категорию означающего» (id., р.268), подобно тому, как это делает комедия. Фактически, комедия учит нас тому, что желание и фаллос всегда предстают в замаскированном виде, что, однако, нисколько не умаляет их действия, а как раз напротив. Прежде чем мы перейдем к комментарию двух основных выделенных в этой главе линий - Идеала Я и масок желания, - я хотел бы привести небольшую клиническую виньетку, основанную на материалах первой встречи. С ее помощью я надеюсь раскрыть значение трех следующих этапов: 1) выделение превалирующих означающих; 2) значения, которые из этого вытекают для субъекта; 3) вопрос желания, находящего, тем самым, свое место. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|