|
Фрейд Зигмунд. Скорбь и меланхолияКатегория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 37849[1] Фрейд начал работать над этой статьей в 1914 году, к февралю 1915 закончил черновик и отправил его Абрахаму, который сделал ценные замечания о связи меланхолии с оральной стадией развития. Окончательная версия была готова в мае 1915 года, но два года ждала публикации. Впрочем, работать над пониманием меланхолии Фрейд начал отнюдь не в 1914 году. 17 декабря 1894 года он отправляет Флиссу несколько страниц рукописи [Manuskript G] под названием «Меланхолия». [2] «Скорбь и меланхолия» и тематически, и хронологически связана с «Введением в нарциссизм» (1914). Джонс пишет о том, что Фрейд говорил ему о меланхолии (см. далее) в январе 1914 года, а в декабре выступил по этому вопросу перед Венским Психоаналитическим, обществом. Связь меланхолии и нарциссизма обусловлена выбором объекта — либидо направлено на объект, интроецированный в я, на объективированное я, объект-я. Расщепление я при меланхолии обуславливает нарциссическое замыкание психической реальности, при котором происходит регрессия к доэдипальным стадиям развития, замыкание, при котором отсутствует объект переноса. [3] Немецкое слово Trauer означает одновременно и (нормальный) аффект, и ритуал. На русский возможны, как минимум три перевода немецкого Trauer:. а) печаль, б) траур, в) скорбь. Печаль — подчеркивает «нормальность» чувства; траур — ритуал; скорбь указывает и на глубокую печаль, и на ритуал. Именно по этой причине мы останавливаемся на «скорби», а не на «трауре», вопреки созвучию, или «печали», вопреки ее «нормальности». [4] Фрейд использует здесь существительное Affektionen, означающее в медицинском контексте поражение, а также и возбуждение. Прибегая к Аffektion, он одновременно указывает и на аффективный характер поражения, на расстройство аффектации [Аffektation]. [5] Итак, Фрейд подчеркивает расстройство именно жизни аффекта. Данный момент напоминает нам о том, что именно с этой стороны стремился он понять психические проблемы в, так сказать, катартический период своего творчества. 21 мая 1894 года он пишет Флиссу о трех механизмах расстройства [ver-] аффективной жизни: превращение аффекта [Аffektverwandlung] при конверсионной истерии, смещение аффекта [Аffektverschiebung] при навязчивых представлениях, замена аффекта [Аffektvertauschung] при неврозе страха и меланхолии (13:68]. [6] Из этого же сравнения исходил и Абрахам, которому мы обязаны самым значительным из немногих аналитических исследований по данному предмету (Zentralblatt fьr Psychoanalyse. II. б. 1912). Примечание З.Ф. [7] Таким образом, и скорбь, и меланхолия развиваются в результате утраты, причем утраты в любовной жизни влечений, что Фрейд и предполагает в 1894 году: «также и при меланхолии речь идет об утрате, а именно, — утрате в жизни влечений [Triebleben]» [13:97]. Он подчеркивает, что при меланхолии утрачивается сексуальный аппетит, т.е. утрачивается не только и не столько объект либидо, сколько само либидо: «потеря аппетита = потеря либидо в сексуальности [Арреtitverlust = Verlust von Libido]» [13:97]. Отметим, что в немецком языке само слово потеря [Verlust] содержит в себе нарушение, прекращение, удаление (на которое указывает приставка уег) удовольствия, желания [Lust]. [8] Мы используем здесь наклонность [Dispositionen] вместо более очевидной в данном контексте предрасположенности, чтобы подчеркнуть содержащееся в немецком слове указание на расположение психологических черт, констелляцию симптомов, связанных с онтогенетической истерией, без каких-либо намеков на генетическую предрасположенность. [9] Фрейд использует здесь понятие Аufhebung, которое означает отнюдь не просто потерю [Verlust], но и сохранение (в данном случае интереса). Понятие это является одним из основных в гегелевской диалектике, и традиционно переводится на русский язык как снятие. Немецкий глагол aufheben означает одновременно: возносить, поднимать; отменять, упразднять; сохранять. У Гегеля процедура Аufhebung, таким образом, говорит о том, что теза всегда уже сохраняет в себе антитезу, которая снимает тезу, и вместе они возносятся в синтезе того и другого. [10] Таким образом, меланхолия оказывается теснейшим образом связанной с особенностями любовной жизни, с сексуальностью, как в широком, так и в узком смысле слова. Связь эта подчеркивается Фрейдом уже в самых ранних попытках осмысления меланхолии. В рукописи [Маnuskript F], отправленной Флиссу 18 августа 1894 года, он пишет, что этиология меланхолии близка неврастении, и сближают их проблемы мастурбации, коитуса, оргазма [13:89]. Фрейд приводит в этом месте рукописи знаменитую сентенцию Аристотеля omne animal post coitum tristee (еst) (всякое животное после соития печально). В рукописи «Меланхолия» Фрейд дает, как он пишет, «лучшее определение» этому состоянию: «психическое торможение с обнищанием влечения [Тriebverarmung] и связанной с ним болью» [13:102]. [11] Экономические аспекты боли Фрейд обсуждает в самых разных работах, от «Наброска научной психологии» (1895) до «Ребенка бьют» (1919), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Экономической проблемы мазохизма» (1924). [12] Понятие испытание реальности [Realitдtsprufung] означает процесс различения внешнего и внутреннего, восприятия объекта и энергетически нагруженного представления объекта, восприятия и галлюцинации. Параллельно «Скорби и меланхолии» Фрейд публикует «Метапсихологическое дополнение к теории сновидений» (1917), в котором испытание реальности становится одной из главных функций я. В, «Отрицании» (1925) испытание реальности — основа суждения о существовании. Испытание реальности — одно из самых сложных и неоднозначных понятий в психоанализе (см. статью Лапланша и Понталиса в «Словаре психоанализа» [16:176-181]). [13] Этим словосочетанием — еine halluzinatorische Wunschpsychose (галлюцинаторный психоз желания) — Фрейд подчеркивает значимость желания в психозе, также как и при меланхолии как нарциссическом расстройстве. Другим — «нормальным» — примером галлюцинаторного психоза желания Фрейду служит сновидение (см. «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях», вышедшее в свет в тот же год, что и «Скорбь и меланхолия»). [14] Этот термин, энергия нагрузок [Besetzungsenergie], — один из основных в экономике Фрейда и требует отдельного тщательного рассмотрения в ее рамках, в частности в связи с представлениями о свободной и связанной энергией. В словаре Лапланша и Понталиса Автономова переводит этот термин как энергетическая нагрузка, хотя и в немецком и французском языке он включает два существительных, «энергия» и «нагрузка». [15] Сверхнагрузка [Ьberbesetzung] указывает, по аналогии со сверхдетерминированностью [Ьberdeterminirung] и сверхистолкованием [Ьberdeutung], на множественный характер нагрузки, но одновременно и на перезагрузку, и даже на перегрузку. Иначе говоря, под сверхнагрузкой подразумевается не только дополнительная нагрузка уже нагруженного представления, но еще и перезагрузка в смысле нарциссического возврата энергии в я. [16] Die Lцsung der Libido. Разрешение либидо подразумевает как его освобождение, и, тем самым, развязку, решение, так и допущение, возможность такового. Более того, это словосочетание можно перевести и в химическом смысле растворения либидо. Рассеивающиеся значения Lusung рассматриваются Деррида в первом, посвященном Фрейду, разделе книги «Сопротивления» (1996). [17] Буквально я-чувства [Ichgefьhls]. [18] Эти самообвинения изображают [schildern] не только картину представления я, но и картина эта — неотъемлемая его защита, я-защита, щит [Schild] я. [19] Use every man after his desert, and whu shall scape whipping (Hamlet. II. 2). Если с каждым обходиться по заслугам, кто уйдет от порки? (Пер. Б.Л. Пастернака.) Примечание З.Ф. [20] Окончательное выделение критической инстанции сверх-я, как известно, Фрейд производит в 1923, в работе «Я и оно»: при меланхолии «я не решается противоречить, оно признает себя виновным и подчиняется наказаниям», при этом «объект, на который направляется гнев сверх-я, путем идентификации принят в я». [10:288] [21] Институты я — буквально я-институции [Ichinstitutionen]. Так будущая инстанция я собирается за счет различных функций, которые Фрейд соотносит с различными институциями, установлениями, учреждениями. [22] Курсивом Фрейд подчеркивает здесь лингвистическую близость, практически идентичность этих понятий в немецком языке [Klagen eind Anklagen] Обвинение отличается от жалобы лишь приставкой an. [23] С одной стороны, речь идет о расщеплении я, с другой, — о замещении я объектом. Иначе говоря, о расщеплении и частичном замещающем преобразовании я. [24] Утрата другого неизбежно должна приводить к утрате (по крайней мере, частичной) себя, я (откуда нередко встречающаяся при меланхолии деперсонализация). Утрата объекта предполагает регрессию к безобъектным, а точнее дообъектным отношениям, отношениям по ту сторону структуры я/другой. Меланхолия как процесс деконструкции субъекта, т. е. его десубъективации и ресубъективации сопровождается нарушением осмысления, пробелом в символическом, тем, что Фрейд называет в самом конце своей рукописи «Меланхолия» (1894) «дырой в психическом» [das Loch im Psychischen] [13:102]. [25] Буквально «я-критикой» [Ichkritik]. В такой сгущенной форме подчеркивается, что место утраченного я занимают: особая инстанция [besonderen Instanz] "я-критика" и «я-измененное» [verдndarten Ich] в результате идентификации с утраченным объектом. Итак, мы наблюдаем здесь рождение сверх-я как критической инстанции и рождение я через идентификации. [26] В третьей главе «Я и оно» меланхолия также предполагает замену объектной нагрузки идентификацией с объектом, т.е. сохранением объекта в субъекте за счет субъекта. Меланхолию, таким образом, можно представить и как самопожертвование ради сохранения объекта. Это сохранение объекта любой ценой резко отличает меланхолию от психотического отказа от объекта. Регрессия к доэдипальным стадиям здесь приводит к различным результатам. Парадоксальным образом, при меланхолии, как бы вопреки объектификации субъекта, сохраняется нарциссическая привязанность: «Принимая черты объекта, я как бы навязывает оно самое себя в качестве любовного объекта, старается возместить ему его утрату, обращаясь к нему с такими словами: смотри, ты ведь можешь любить и меня — я так похоже на объект» [10:269]. [27] Абрахам указал на эту взаимосвязь в письме Фрейду от 31 марта 1915 года. [28] О нарциссическом выборе объекта см. «К введению в нарциссизм» (1914). [29] Фрейд различает нарциссические неврозы и неврозы переноса. Понятие невроза переноса появляется у него в статье «Воспоминание, повторение, проработка» (1914). Различие между двумя типами неврозов очевидно в названии: при нарциссических неврозах мы не сталкиваемся с переносом. К неврозам переноса Фрейд относит истерию страха, конверсионную истерию, невроз навязчивых состояний. В статье 1924 года, «Невроз и психоз», именно меланхолические расстройства он относит к нарциссическим неврозам. [30] Об истерической идентификации Фрейд пишет в «Толковании сновидений» (1900), а развернутому представлению идентификации «вообще» посвящена седьмая глава «Массовой психологии и анализа человеческого я» (1921). Посредством истерической идентификации «больные выявляют в своих симптомах не только собственные переживания, но и переживания целого ряда других лиц; они как бы страдают за других и исполняют единолично все роли большой жизненной пьесы» [9:162]. [31] Речь идет о регрессии, поскольку по сути дела происходит отход от (нарциссического) выбора объекта к нарциссизму. Этот возврат к нарциссическому выбору объекта Фрейд обозначает как вторичный нарциссизм. Нарциссический выбор объекта оказывается неким компромиссом между нарциссизмом и объектной нагрузкой. В статье «К введению в нарциссизм» (1914), работе, примыкаю ней к «Скорби и меланхолии», Фрейд различает два типа выбора объекта — по примыканию и нарциссический [3:64]. Нарциссический выбор объекта опирается не на объектные отношения с другим, а на отношение к самому себе. Фрейд предлагает четыре различных варианта такого любовного отношения. «Человек может любить, согласно нарциссической схеме: а) то, каков он есть сам, б) то, каким он сам был, в) то, каким он хотел бы быть, г) человека, который был частью его самого» [3:66]. [32] Эту тему Фрейд продолжает развивать в пятой главе «Я и оно» (1923). [33] Понятие «депрессия невроза навязчивых состояний» [zwangsneurotischen Depressionen] размывает границы двух нозологических единиц, депрессии и невроза навязчивых состояний, указывая как на условность категоризации, так и на то, что одна единица может содержать в себе другую, на то, что одна стадия психосексуального развития (и соответственно глубина регрессии) содержит в себе другую. [34] Об их различии см. в моей работе «Влечения и их судьба» (1915). Примечание З.Ф. [35] 31 мая 1897 Фрейд отправляет Флиссу рукопись [Manuskript N], которая начинается словами о том, что при неврозах мы сталкиваемся с враждебными импульсами, направленными на родителей, и при меланхолии ярко выраженными оказываются упреки в свой адрес за их смерть [13:267]. Фрейд связывает меланхолию с упреками в свой адрес за бессознательные агрессивные желания, направленные на родителей. «Вытеснение этих импульсов приводит не к страху, но, по-видимому, к расстройству настроения — меланхолии. В этом отношении меланхолия присоединяется к неврозу навязчивости» [13:269]. В связи с агрессивными желаниями при меланхолии не удивительно, что «Скорбь и меланхолия» содержит следы будущей концептуализации влечения к смерти. Фрейд в течение ряда лет говорил о том, что в любви всегда содержится элемент враждебности. Как пишет Питер Гэй, «за годы до того, как Фрейд формально возвел агрессию в ранг влечения, соперничающего с либидо, он ясно осмыслил силу направленной на себя агрессивности» [19:372], В «Я и оно» разговор о меланхолии возникает неизбежно: «Если мы обратимся к меланхолии, то увидим, что чрезмерно сильное сверх-я, которое произвело захват сознания, неистовствует по отношению к я самым безжалостным образом, как если бы оно завладело всем содержащимся в индивидууме садизмом. Согласно нашему пониманию садизма мы сказали бы, что разрушительный компонент отложился в сверх-я и обратился против я. Господствующее теперь в сверх-я начало подобно чистой культуре влечения к смерти [eine Reinkultur des Todestriebes]» [10:290]. [36] Меланхолическая регрессия предполагает разъединение влечений, их, так сказать, парциализацию. Фрейд пишет в «Я и оно» [10:279], что регресс либидо с генитальной к садистически-анальной фазе основывается на разъединении влечений. Результат этого разъединения — амбивалентность, которая должна была разрешиться в эдипов период, но в силу регрессии этого разрешения не происходит. [37] Помимо исследования меланхолии в 1890-е гг., еще один след, ведущий к «Скорби и меланхолии», обнаруживается в 1910 году. Одно из заседаний Венского Психоаналитического общества в этом году было посвящено самоубийству, и Фрейд, выступая на нем, говорит в связи с этой темой о сходстве меланхолии и скорби. [38] См. «Влечения и их судьба» (1915). Примечание З.Ф. [39] Фрейд рассматривает тему поглощения влюбленного объектом в восьмой главе «Массовой психологии и анализе я» (1921), «Влюбленность и гипноз», где он пишет о сверхнагрузке при этом состоянии я объектом [9:76]. Дальнейшую разработку этой темы можно найти в первом томе семинаров Лакана. [40] Фрейд продолжает развивать тему самоубийства в пятой главе «Я и оно» (1923) и в «Экономической проблеме мазохизма» (1924). [41] Фрейд сравнивает меланхолию с открытой раной в шестом разделе рукописи о меланхолии [Manuskript G]. [42] Это понятие указывает на нарциссический характер нагрузки. Фрейд производит различение я-либидо и объект-либидо в статье «К введению в нарциссизм» [4:75]. [43] Нам представляется весьма важным подчеркнуть, что Фрейд говорит не об излечении (как зачастую переводят), а о разрешении болезни, решении проблемы, растворении симптоматики. Используемое Фрейдом существительное Auflцsung сочетает в себе значения разрешения, решения, роспуска, растворения. [44] На это место — одно из множества — хотелось бы обратить внимание тех, кто по-прежнему считает, что Фрейд занимался исключительно неврозами, а нарциссические расстройства выносил за пределы психоаналитического, терапевтического интереса. [45] Интересно, что именно как ошибочную связь [falsche Verknьpfung] Фрейд определяет в «Исследованиях истерии» (1895) перенос. [46] Экономическая точка зрения до сих пор недостаточно принималась в расчет в психоаналитических работах. Исключением является сочинение Виктора Тауска Entwertung des Verdrдngungsmotivs durch Rekompense //Intern. Zeitschr. fьr arztl. Psychoanalyse. 1. 1913. Примечание З.Ф. [47] Буквально эрзац-идентификацией [Identifizierungsersatz], т. е. идентификация выступает в качестве процесса, замещающего объектную нагрузку. [48] В работе «Бессознательное» (1915) Фрейд подчеркивает, что система бсз. Содержит лишь предметные представления. В данном случае бессознательное и предметное представление используются им как синонимы. [49] См. продолжение о проблеме мании в: «Massenpsychologie und Ich-Analyse» (Ges. Werke. Bd. XIII). Примечание З.Ф. 1925 года. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|