Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61386

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ивен? Или он может нарушать равновесие и быть конструктивным?»
Призыв к практике
Вопрос Пола так и остался без ответа, поскольку Да- лай-Лама круто изменил тему нашего разговора. «Важно иметь в виду, — начал он, — что главная цель нашей дискуссии, нашего семинара — в том, как внести наибольший вклад в общество, а не в том, как достичь нирваны. Я буддист, моя конечная цель — достичь состояния Будды. Это моя работа. Благодаря ей у меня есть возможность достичь просветления. — Затем, указав на Маттье, он добавил с озорной улыбкой: — У нас с тобой что-то вроде соревнования: кто первым туда доберется — ты или я».
Посерьезнев, Далай-Лама вернулся к своей мысли: «Цель нашей встречи — поиск путей совершенствования общества. Что касается меня, то моя повестка дня здесь ограничена рамками светской этики. Следовательно, для всех участников, для всех нас важно держаться как можно ближе к научной точке зрения. Нам еще предстоит обратиться к буддийским идеям, и тогда мы успеем переквалифицироваться из ученых в буддисты».
Далай-Лама считал этот момент ключевым, поскольку он был тесно связан с главной мыслью его последней книги «Этика нового тысячелетия». Для работы конференции достаточно было того, чтобы рабочее определение деструктивной эмоции исключало буддийское стремление к освобождению и оставалось на условном уровне повседневной жизни, способствуя нашей цели совершенствования общества.
До этого момента большая часть послеобеденной дискуссии отличалась некоторой утонченностью, разговор вертелся главным образом вокруг нюансов философии и буддийской эпистемологии. Позднее Далай-Лама сказал мне, что эта часть дискуссии помогла ученым почувствовать, что буддийские концепции разума и эмоций основаны на богатой истории медитативной практики и системы философской мысли. Он почувствовал это особенно остро, когда обсуждалась тема разума и эмоций, где буддизм способен был внести значительный вклад в науку.
На предыдущих конференциях Института Разума и Мысли Далай-Лама уже наблюдал, как ученые поначалу смотрели на буддийский образ мышления свысока, а затем в ходе дискуссии меняли свое отношение на более серьезное. Но все же он не хотел, чтобы у кого-то создалось впечатление, будто он пытался использовать эти встречи для пропаганды буддизма. Кроме того, он боялся, что если дискуссия зайдет слишком далеко в этом
направлении, то некоторым ученым будет просто скучно. И поэтому перед перерывом на чай он призвал нас вернуться к прозе жизни.
Обучение эмоциям взрослых людей
После перерыва на чай я спросил Далай-Ламу, существуют ли какие-нибудь практические темы, на которых, по его мнению, нам следовало бы сфокусировать свое внимание. Этот вопрос должен был инициировать дискуссию, которая впоследствии должна была привести к одному из фундаментальных проектов нашей встречи.
Далай-Лама немного подумал и сказал: «Одно из моих самых сильных убеждений состоит в том, что углубленное понимание природы нашего разума, ментальных состояний и эмоций должно привести к появлению чего- то вроде философии образования. Ничего более конкретного я сказать пока не могу, да и время не позволяет».
Я сказал ему, что именно эта тема будет рассмотрена в четверг в рамках презентации Марка Гринберга, который расскажет о программах обучения способам борьбы с деструктивными эмоциями для детей.
«Очень хорошо», — сказал он. Затем он ответил на мой вопрос, вернувшись к одному из моментов утренней презентации. «Пол Экман рассказал нам случай из собственной жизни, когда он после приступа гнева вспомнил все причины, по которым ему не следовало вести себя таким образом, и подготовился к подобным случаям, которые могут произойти в будущем. Из этого следует, что если бы он не проанализировал ситуацию и стал смаковать опыт этой эмоции, то ее деструктивная сила могла бы возрасти, поскольку впоследствии она вызвала бы более сильный гнев».
«Смысл вашего замечания, — отметил Пол, — в необходимости воспитания наших эмоций. Это можно осу
ществить на двух разных уровнях. Первый — начать с раннего развития, то есть обучения детей. Но что тогда делать с нами, с теми, кто остался, — мы ведь взрослые люди. Как нам воспитывать наши эмоции? Какие средства, кроме буддийских практик, можно использовать?»
«Совершенно верно — вопрос именно в этом», — согласился Далай-Лама.
«Значение этого вопроса очевидно, если мы собираемся жить в усовершенствованном мире», — подчеркнул Пол, еще не зная, что в один прекрасный день ему самому суждено стать инициатором как раз такой программы обучения эмоциям.
«Ваше Святейшество, — сказал я, подхватив мысль Пола, — одна из причин нашего желания вести этот диалог с вами заключается в том, что даже светская сфера может многое почерпнуть в буддийских доктринах и буддийской практике, а затем применить к эмоциональной реальности безо всякой связи с буддизмом».
«Да-да, это правда», — кивнул Далай-Лама.
Как впоследствии сказал мне Далай-Лама, его интерес к этим диалогам отчасти объяснялся стремлением предоставить тибетскому буддизму с его глубокими корнями, уходящими в историю древней индийской мысли, возможность внести вклад в решение проблем современного мира.
Его интерес к этим диалогам очень высок: Далай-Лама относится к ним так же, как к публичным выступлениям по всему миру, где он постоянно подчеркивает необходимость превращения нас в людей с добрым сердцем — например, путем замены гнева на сострадание и желание заботиться о других.
Однако он чувствовал, что когда дело доходило до преобразования общества, то такое стремление следовало культивировать не с помощью каких-то религиозных учений, а с помощью общего образования. И он чув
ствовал, что группы ученых, подобные той, что собралась здесь, способны помочь в реализации этого глобального плана.
Иммунитет к эмоциям
Приняв к сведению замечание Далай-Ламы, я вернулся к идее Пола о трех возможностях вмешательства в эмоциональный процесс: до возникновения деструктивной эмоции, во время ее проявления или после него. Я сказал: «Одна из идей, которые мы обсуждали за обедом, имеет отношение к ситуации, когда человек попадает под власть эмоции и переживает приступ сильного гнева, как это было с Полом. Что можно сделать, чтобы сократить этот период и помочь людям освободиться из этого плена, все равно когда: после приступа, во время него или даже раньше?»
«Моя принципиальная позиция в отношении борьбы с сильными деструктивными эмоциями, — ответил Далай- Лама, — заключается в том, что я подхожу к этому так же, как к вопросу физического здоровья. Если у вас сильная иммунная система, то даже когда вы заболеете, например простудитесь, у вас будет гораздо больше шансов справиться с болезнью. С другой стороны, если ваша иммунная система слаба, то это не только делает вас уязвимым к заболеваниям, но и уменьшает шансы на выздоровление.
Аналогичным образом, — продолжил Далай-Лама, — когда речь идет о борьбе с деструктивными эмоциями и об их нейтрализации, обычному человеку трудно использовать противоядие прямо в тот момент, когда сильная эмоция уже овладела им.
По правде говоря, мне стыдно признаться, но сделать это в пылу гнева трудно даже большинству практикующих медитацию. Несмотря на то что человек умом мо
жет понимать, что гнев деструктивен, что нельзя позволять себе поддаваться силе гнева, что нужно культивировать любовь к другим людям и так далее, шансы на то, что он вспомнит об этом в пылу гнева, весьма невелики. Больше того, попытки думать о любви в такой момент чреваты катастрофой — человек может навсегда потерять веру в любовь и сострадание.
Что нам нужно, так это общая подготовка, которая поможет довести стойкость нашего нормального ментального состояния до уровня сильной иммунной системы. Ознакомьтесь с этими практиками — научитесь практиковать мудрость и действенные средства. В процессе такого знакомства вы приобретете силу и опыт; с их помощью вам будет гораздо легче справиться с приступами гнева, привязанности или ревности. После того как вы получите такую базовую подготовку, то в нужный момент (если ваш уровень реализации окажется достаточно высоким) вы сможете вовремя распознать признаки зарождающихся эмоций. Вы сможете сформироват



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь