|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25817
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Эти исходные идеи были восприняты Н.А.Логиновой при разработке психологической концепции жизненного пути. Общую систему регуляции жизненного пути личности Н.А.Логинова делит на две подструктуры - объективную и субъективную регуляцию [149-151]. Соотношение субъективных и объективных регуляторов - ключевая проблема психологии жизненного пути, поскольку ее решение ведет к определению роли личности в своем развитии. Объективная регуляция трактуется как детерминация жизненного пути личности индивидным онтогенезом и социальными факторами. Объективная регуляция жизненного пути онтогенетическими и общественными факторами не аннулируется и в том случае, когда личность становится субъектом в полной мере. Более того, возможность субъективирования жизненного пути обусловлена длительным «подготовительным этапом» развития личности как объекта социальных воздействий и психофизиологического созревания.
Универсальной является формула о том, что субъектом жизни личность является в той мере, в какой она «организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от ее воли» [150, с. 104-105]. Субъективная регуляция жизненного пути является прерогативой личности как субъекта жизни и включает те психологические структуры внутреннего мира, которые отвечают за общую жизненную направленность -жизненный опыт, талант, смысл жизни и др. Соотношение объективной и субъективной регуляции жизненного пути является индивидуально-биографической характеристикой личности. В том случае, когда жизненным путем полностью правят внешние факторы, жизнь дегуманизируется и автоматизируется, а личность выступает в качестве заложника судьбы. В противном случае, когда личности удается «обуздать» внешние детерминанты и захватить инициативу в свои руки, жизнь-автоматизм переходит в жизнетворчество. Наиболее существенной особенностью личности как субъекта жизни Н.А.Логинова полагает высокий уровень активности по опредмечиванию смысла жизни и производных от него внутренних образований. Считается, что активность личности «квантуется» на единичные акты воздействия на жизненный путь - биографические события - поступки [151]. Но автор не упускает 247 важный нюанс, касающийся содержания смысла жизни личности как субъекта жизни: обязательным условием нормального личностного развития является общественно-историческая полезность смысла жизни [150, с. 105]. Н.А.Логинова также делает ставку на интеллект и, в частности, на рефлексию как средство решения жизненных задач и в первую очередь задачи на смысл жизни. «Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения... Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту» [150, с. 106-107]. Концепция жизненного пути Н.А.Логиновой впитала идею Б.Г.Ананьева о том, что рефлексивные черты характера наиболее интимно связаны с целями жизни и ее смыслом, ценностными ориентациями и мировоззрением [18, с. 314]. Таким образом, подразумевается, что личность как субъект жизни обладает осознанным представлением о смысле своей жизни, демонстрирует высокий уровень активности по «материализации» смысла в линии жизни, а собственно смысл жизни сосредоточен на общественно полезных ценностях. В психологической литературе наличествуют попытки провести параллель между личностной зрелостью и субъектностью жизни. Одна из наиболее удачных попыток принадлежит П.М.Якобсону, который обосновывает систему критериев и компонентов личностной зрелости [251]. Интегральным критерием личностной зрелости является способность к самодетерминации и самовоспитанию, на основании которой личность выстраивает неповторимый жизненный путь и вплетает его в исторический путь развития общества. П.М.Якобсон вводит ряд сопутствующих этой способности компонентов зрелой личности: широта и иерархичность мотивов, из которых скомпонован личностный смысл жизни, сознательность их реализации, исполненность заботой об окружающих и стремление преумножать человеческую культуру, высокая интеллектуальная активность в области жизненных проблем, озабоченность судьбой общего дела. «Полноценно развитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной, цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не просто как личностно значимые, но и как объективно значительные, общественно важные» [252, с. 190]. Напротив, инфантилизация набирает силу тог- 248 да, когда личность утрачивает контроль над собственным развитием. По мысли П.М.Якобсона, это случается, если личность не имеет четких ориентиров и принципов в жизни, ее интересы разбросаны и эгоистичны, она податлива соблазну «легкой жизни» и приуменьшает роль будущего в своем развитии [252, с. 189-190]. Легко заметить, что содержание критериев личностной зрелости перекликается с содержательными характеристиками личности как субъекта жизни. Наибольшее сходство между зрелой личностью, в понимании П.М.Якобсона, и субъектом жизни прослеживается по таким параметрам, как широта, иерархичность, осознанность и социализированность смысла жизни, мобильность и высокий уровень жизненной активности личности, а также смысловая устремленность ее жизнедеятельности в будущее. На стержневые компоненты психологического устройства зрелой личности отлично накладываются параметры смысла жизни, характерные для людей достигших личностного акме [42; 43]. Личность, взошедшая на уровень акме, уподобляется здесь субъекту жизни. «Проявляя редкое умение одновременно и пребывать в потоке жизни, и быть вне его, не увязать в собственных переживаниях, а, поняв их причины, оказаться над ними, они демонстрируют в каждой возникающей на их жизненном пути ситуации способность находить оптимальное решение и умение его осуществлять» [42, с. 33]. Смысл жизни таких людей квалифицируется связью с общечеловеческими ценностями, большим временным размахом, конкретизацией в иерархии жизненных целей, уклоном в будущее. Прогресс развития личности, по идее А.А.Бо-далева, объективно отражается в усиливающейся управляемости ее жизни. Прогресс развития, в частности, означает: а) проникновение в мотивационную сферу человека бытийных ценностей; б) формирование интеллектуальных способностей к планированию жизненного пути и полаганию жизненных целей на базе этих ценностей; в) подъем уровня активности в практическом воплощении этих ценностей; г) объективизацию индивидуальных образа Я и концепции жизни [42, с. 36-37]. Достоверной акмеологи-ческой закономерностью развития личности можно считать трансценденцию личностного смысла жизни. Эта закономерность понимается как выход личности из полной поглощенности своими приватными проблемами навстречу ценностям и смыслам жизни, значимым для сохранения и эволюции общества. Психологическим признаком самотрансценденции личности является наполненность смысла ее жизни гуманистическим содержанием [185, с. 32-36]. 249 Интересные идеи о личности как субъекте собственного жизненного пути развивает М.Р.Гинзбург в смысловой концепции личностного самоопределения [77; 78]. Он опирается на философское положение о двойственности природы человека и о родовой специфичности смысловой регуляции человеческого бытия. Концепция личностного самоопределения проникнута пафосом философских представлений о личности как субъекте решения жизненно важных противоречий между пространственно-временным («горизонтальным») и ценностно-смысловым («вертикальным») измерениями бытия. «Природа человека двойственна, и его жизнь разворачивается одновременно в двух плоскостях - ценностно-смысловой и пространственно-временной. Для человека пространственно-временная плоскость является полем реального действо-вания (актуального и потенциального), а ценностно-смысловая плоскость - полем ценностей и смыслов» [78, с. 47]. Поскольку природа человека двоится, то его жизнь детерминирована двояко - полем ценностей и смыслов и полем объективных пространственно-временных закономерностей жизненного пути. Личностное самоопределение является закономерным для определенного этапа развития личности переходом от объективной к субъектной детерминации жизненного пути. По М.Р.Гинзбургу, личностное самоопределение - это конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных смыслов, так и пространство реального действо-вания. Первым параметром личностного самоопределения выступает ценностная насыщенность - разряженность внутреннего мира и жизни человека. «Субъективно успешное самоопределение характеризуется переживанием осмысленности собственной жизни, а неуспешное - переживанием ее бессмысленности» [78, с. 48]. Здесь важна не только объективная насыщенность жизни смыслом, но также осознание этого смысла. «Размышления о смысле жизни являются существенной характеристикой формирующегося самоопределения» [78, с. 48]. Прогресс личности в поисках смысла жизни отображается вторым параметром личностного самоопределения - наличием или отсутствием экзистенциальной ориентации в сознании личности. Следующий параметр успешности личностного самоопределения завязан на процесс самореализации. На негативном полюсе этого параметра оказывается узость сфер, пассивность и репродуктивность самореализации, а на позитивном - широта сфер, активность и творческий характер самореализации личности. Наконец, для ус- 250 пешности личностного самоопределения небезразличным фактором является смысловая плотность психологического времени личности. Личностное самоопределение считается продуктивным тогда, когда наблюдается валоризация будущей временной перспективы [78, с. 50-51]. Таким образом, в концепции М.Р.Гинзбурга центральной характеристикой личности как субъекта жизни является успешность самоопределения в смысловом поле жизненного пути. Успешность личностного самоопределения коррелирует с доминированием смысловой регуляции, высокой осмысленностью жизни, осознанием смысла жизни и ценностно нагруженной временной перспективой. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|