Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25817

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эти исходные идеи были восприняты Н.А.Логиновой при разработке психологической концепции жизненного пути. Общую систему регуляции жизненного пути личности Н.А.Логинова делит на две подструктуры - объективную и субъективную регуляцию [149-151]. Соотношение субъективных и объективных регуляторов - ключевая проблема психологии жизненного пути, поскольку ее решение ведет к определению роли личности в своем развитии. Объективная регуляция трактуется как детерминация жизненного пути личности индивидным онтогенезом и социальными факторами. Объективная регуляция жизненного пути онтогенетическими и общественными факторами не аннулируется и в том случае, когда личность становится субъектом в полной мере. Более того, возможность субъективирования жизненного пути обусловлена длительным «подготовительным этапом» развития личности как объекта социальных воздействий и психофизиологического созревания.
Универсальной является формула о том, что субъектом жизни личность является в той мере, в какой она «организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от ее воли» [150, с. 104-105]. Субъективная регуляция жизненного пути является прерогативой личности как субъекта жизни и включает те психологические структуры внутреннего мира, которые отвечают за общую жизненную направленность -жизненный опыт, талант, смысл жизни и др. Соотношение объективной и субъективной регуляции жизненного пути является индивидуально-биографической характеристикой личности. В том случае, когда жизненным путем полностью правят внешние факторы, жизнь дегуманизируется и автоматизируется, а личность выступает в качестве заложника судьбы. В противном случае, когда личности удается «обуздать» внешние детерминанты и захватить инициативу в свои руки, жизнь-автоматизм переходит в жизнетворчество.
Наиболее существенной особенностью личности как субъекта жизни Н.А.Логинова полагает высокий уровень активности по опредмечиванию смысла жизни и производных от него внутренних образований. Считается, что активность личности «квантуется» на единичные акты воздействия на жизненный путь - биографические события - поступки [151]. Но автор не упускает
247
важный нюанс, касающийся содержания смысла жизни личности как субъекта жизни: обязательным условием нормального личностного развития является общественно-историческая полезность смысла жизни [150, с. 105]. Н.А.Логинова также делает ставку на интеллект и, в частности, на рефлексию как средство решения жизненных задач и в первую очередь задачи на смысл жизни. «Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение стратегии поведения... Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту» [150, с. 106-107]. Концепция жизненного пути Н.А.Логиновой впитала идею Б.Г.Ананьева о том, что рефлексивные черты характера наиболее интимно связаны с целями жизни и ее смыслом, ценностными ориентациями и мировоззрением [18, с. 314]. Таким образом, подразумевается, что личность как субъект жизни обладает осознанным представлением о смысле своей жизни, демонстрирует высокий уровень активности по «материализации» смысла в линии жизни, а собственно смысл жизни сосредоточен на общественно полезных ценностях.
В психологической литературе наличествуют попытки провести параллель между личностной зрелостью и субъектностью жизни. Одна из наиболее удачных попыток принадлежит П.М.Якобсону, который обосновывает систему критериев и компонентов личностной зрелости [251]. Интегральным критерием личностной зрелости является способность к самодетерминации и самовоспитанию, на основании которой личность выстраивает неповторимый жизненный путь и вплетает его в исторический путь развития общества. П.М.Якобсон вводит ряд сопутствующих этой способности компонентов зрелой личности: широта и иерархичность мотивов, из которых скомпонован личностный смысл жизни, сознательность их реализации, исполненность заботой об окружающих и стремление преумножать человеческую культуру, высокая интеллектуальная активность в области жизненных проблем, озабоченность судьбой общего дела. «Полноценно развитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной, цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не просто как личностно значимые, но и как объективно значительные, общественно важные» [252, с. 190]. Напротив, инфантилизация набирает силу тог-
248
да, когда личность утрачивает контроль над собственным развитием. По мысли П.М.Якобсона, это случается, если личность не имеет четких ориентиров и принципов в жизни, ее интересы разбросаны и эгоистичны, она податлива соблазну «легкой жизни» и приуменьшает роль будущего в своем развитии [252, с. 189-190]. Легко заметить, что содержание критериев личностной зрелости перекликается с содержательными характеристиками личности как субъекта жизни. Наибольшее сходство между зрелой личностью, в понимании П.М.Якобсона, и субъектом жизни прослеживается по таким параметрам, как широта, иерархичность, осознанность и социализированность смысла жизни, мобильность и высокий уровень жизненной активности личности, а также смысловая устремленность ее жизнедеятельности в будущее.
На стержневые компоненты психологического устройства зрелой личности отлично накладываются параметры смысла жизни, характерные для людей достигших личностного акме [42; 43]. Личность, взошедшая на уровень акме, уподобляется здесь субъекту жизни. «Проявляя редкое умение одновременно и пребывать в потоке жизни, и быть вне его, не увязать в собственных переживаниях, а, поняв их причины, оказаться над ними, они демонстрируют в каждой возникающей на их жизненном пути ситуации способность находить оптимальное решение и умение его осуществлять» [42, с. 33]. Смысл жизни таких людей квалифицируется связью с общечеловеческими ценностями, большим временным размахом, конкретизацией в иерархии жизненных целей, уклоном в будущее. Прогресс развития личности, по идее А.А.Бо-далева, объективно отражается в усиливающейся управляемости ее жизни. Прогресс развития, в частности, означает: а) проникновение в мотивационную сферу человека бытийных ценностей; б) формирование интеллектуальных способностей к планированию жизненного пути и полаганию жизненных целей на базе этих ценностей; в) подъем уровня активности в практическом воплощении этих ценностей; г) объективизацию индивидуальных образа Я и концепции жизни [42, с. 36-37]. Достоверной акмеологи-ческой закономерностью развития личности можно считать трансценденцию личностного смысла жизни. Эта закономерность понимается как выход личности из полной поглощенности своими приватными проблемами навстречу ценностям и смыслам жизни, значимым для сохранения и эволюции общества. Психологическим признаком самотрансценденции личности является наполненность смысла ее жизни гуманистическим содержанием [185, с. 32-36].
249
Интересные идеи о личности как субъекте собственного жизненного пути развивает М.Р.Гинзбург в смысловой концепции личностного самоопределения [77; 78]. Он опирается на философское положение о двойственности природы человека и о родовой специфичности смысловой регуляции человеческого бытия. Концепция личностного самоопределения проникнута пафосом философских представлений о личности как субъекте решения жизненно важных противоречий между пространственно-временным («горизонтальным») и ценностно-смысловым («вертикальным») измерениями бытия. «Природа человека двойственна, и его жизнь разворачивается одновременно в двух плоскостях - ценностно-смысловой и пространственно-временной. Для человека пространственно-временная плоскость является полем реального действо-вания (актуального и потенциального), а ценностно-смысловая плоскость - полем ценностей и смыслов» [78, с. 47]. Поскольку природа человека двоится, то его жизнь детерминирована двояко - полем ценностей и смыслов и полем объективных пространственно-временных закономерностей жизненного пути. Личностное самоопределение является закономерным для определенного этапа развития личности переходом от объективной к субъектной детерминации жизненного пути. По М.Р.Гинзбургу, личностное самоопределение - это конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных смыслов, так и пространство реального действо-вания. Первым параметром личностного самоопределения выступает ценностная насыщенность - разряженность внутреннего мира и жизни человека. «Субъективно успешное самоопределение характеризуется переживанием осмысленности собственной жизни, а неуспешное - переживанием ее бессмысленности» [78, с. 48]. Здесь важна не только объективная насыщенность жизни смыслом, но также осознание этого смысла. «Размышления о смысле жизни являются существенной характеристикой формирующегося самоопределения» [78, с. 48]. Прогресс личности в поисках смысла жизни отображается вторым параметром личностного самоопределения - наличием или отсутствием экзистенциальной ориентации в сознании личности. Следующий параметр успешности личностного самоопределения завязан на процесс самореализации. На негативном полюсе этого параметра оказывается узость сфер, пассивность и репродуктивность самореализации, а на позитивном - широта сфер, активность и творческий характер самореализации личности. Наконец, для ус-
250
пешности личностного самоопределения небезразличным фактором является смысловая плотность психологического времени личности. Личностное самоопределение считается продуктивным тогда, когда наблюдается валоризация будущей временной перспективы [78, с. 50-51].
Таким образом, в концепции М.Р.Гинзбурга центральной характеристикой личности как субъекта жизни является успешность самоопределения в смысловом поле жизненного пути. Успешность личностного самоопределения коррелирует с доминированием смысловой регуляции, высокой осмысленностью жизни, осознанием смысла жизни и ценностно нагруженной временной перспективой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Шершнева Мария Олеговна. Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Конструктивное
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Чаусова Ольга Анатольевна, Згурськая Елена Анатольевна, Фролова Екатерина Валентиновна. Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь