|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379534
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ
Потребности в любви и привязанности иногда называют аффилиационными потребностями. Если вы когда-либо чувствовали одиночество и отчуждение, то вы испытывали потребность в аффилиации. Аффилиация* — это не только романтическая или родительская любовь. Человеку нужны еще и друзья, которые принимают его таким, какой он есть. У разных людей потребности в аффилиации выражены в разной степени. Некоторым достаточно иметь одного-двух близких друзей. Другие стремятся к поверхностным приятельским отношениям с большим количеством людей. Третьи поддерживают и приятельские отношения с целыми компаниями, и близкую личную дружбу. Обычно круг друзей по мере развития личности человека меняется. Люди стараются сделать приятное окружающим и заслужить их одобрение. Но, как правило, большинство из них «желает дружить» только с определенными людьми. Да и действительно, невозможно заслужить одобрение всех и каждого! * От греч. — «из, от» и — «стремление к дружбе, любви, привязанности». (Прим. ред) Потребность людей в аффилиации и общественном одобрении используется также в целях преодоления вредных привычек, для чего создаются общества анонимных алкоголиков и группы желающих похудеть. Многие, чтобы подавить чувство одиночества и собственной ненужности, пьют или предаются чревоугодию. Потребность в аффилиации: стремление к объединению с другими людьми, желание «принадлежать», стать «одним из...», «своим». Несмотря на то что еда и питье являются физиологическими потребностями, неудовлетворенная потребность в аффилиации часто приводит к злоупотреблениям в них. Когда вы едите на официальном приеме или просто пьете пиво с друзьями, удовлетворение потребностей в пище и питье не является вашей единственной целью. Анонимные алкоголики и желающие похудеть обычно очень хорошо осознают социальное значение еды и питья. И эти группы становятся теми коллективами, в которых одобряется воздержание от спиртного и умеренность в еде. Чтобы заслужить право быть членом такой группы, человек должен вести трезвую жизнь и следить за своим весом. Каждому человеку необходимо определенное количество и определенный тип друзей; точно так же и степень интенсивности этой потребности быть принятым окружающими и принадлежать к какой-либо группе у разных людей различна. Кра-ун и Марлоу (Crowne and Marlowe, 1964) разработали тест для оценки потребности в социальном одобрении. После проведения теста они попросили людей, получивших самые высокие и самые низкие баллы, принять участие в следующем эксперименте. Испытуемым было дано задание сложить в коробку двенадцать катушек, причем брать их нужно было обязательно по одной. Затем им было ведено высыпать катушки из коробки и снова сложить их по одной в коробку. (Этот эксперимент выглядит, по крайней мере, несерьезно, не правда ли.) Интересно отметить, что испытуемые, у которых по результатам теста была сильная потребность в одобрении, заявили, что задание им понравилось. Они сочли, что их участие в эксперименте принесет пользу науке, и поэтому отнеслись к складыванию катушек с гораздо большим энтузиазмом, чем те, у кого потребность в одобрении была низкой. Испытуемые же с высокой потребностью в одобрении даже утверждали, что этот эксперимент их чему-то научил. Те, кто меньше нуждался в одобрении, вполне справедливо нашли подобное задание скучным. Человека с повышенной потребностью в аффилиации и одобрении можно определить по одежде. Если человек носит значки студенческих обществ, куртки с эмблемами спортивных команд и клубов или старается одеваться как все, то это один из способов заявить о своей потребности принадлежать к какой-нибудь группе. Очень часто подростки проявляют поразительный конформизм в выборе одежды. Мужчины и женщины, часто посещающие бары для одиноких и не пропускающие ни одной вечеринки или танцев, обычно имеют сильную потребность в аффилиации. Специалисты по рекламе используют эту человеческую потребность в любви и стремление принадлежать к какому-либо кругу в своих целях. Многие рекламные ролики начинаются с демонстрации некоего «отрицательного» состояния человека. Джим одинок, и его никто не любит. У него перхоть, растрепанные волосы, лысина, несвежее дыхание, от него разит потом, он не умеет носить одежду. Однако стоит ему воспользоваться рекламируемым товаром, как его проблема сразу же разрешается, и он приобретает всеобщую любовь. Рекламисты эксплуатируют вашу потребность в одобрении. Они надеются внушить вам подлинную веру в то, что их товар поможет вам стать столь же популярным, как Джим. Полистайте журналы и газеты, посмотрите телевизионные ролики, и вы обязательно найдете рекламу такого типа. Упражнение 7.5 Прочитайте следующий сюжет и отметьте предложения, в которых отражается потребность в аффилиации и одобрении. Элен, двадцатилетней студентке колледжа, надоело жить одной. В следующий вторник она переезжает на новую квартиру, где будет жить вместе с другими тремя девушками. Сейчас она составляет план вечеринки в честь переезда. Она собирается пригласить всех своих знакомых. До сих пор Элен еще ни разу не устраивала вечеринок на своей квартире, опасаясь, что это не понравится хозяйке. Сегодня вечером она идет в гости к подруге и собирается пригласить на свою вечеринку даже всех тех, с кем познакомится в гостях. Ей хочется создать впечатление, что у нее много друзей. Многолюдная вечеринка по случаю переезда послужит подтверждением ее популярности! Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ В западном обществе большое значение придается личным достижениям. В результате у большинства из тех, кто живет на Западе, выработалась потребность в достижениях. Достижения бывают самого различного рода — от владения офисом с красивым видом из окна и личной секретаршей до лучшего во всем общежитии цвета лица. Достижение — это наглядное доказательство успеха. Вспомните, какие достижения, по вашему мнению, укрепили ваше общественное положение? Получали ли вы когда-нибудь на экзамене самую высокую в группе оценку? А может быть, вам удалось самостоятельно заработать деньги на крупную покупку или необычно провести каникулы? Или вы стали победителем какого-нибудь конкурса? Для победы на некоторых конкурсах необходимы знания и умения, но бывают и конкурсы, где все зависит только от удачи. Часто люди считают достижением победу, которая досталась им скорее за счет везения и не является никакой личной заслугой. Людям, пристрастившимся к игре в лото-бинго или на скачках, нравится возможность легкого выигрыша крупных сумм. Исследования показали, что такие люди очень редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят ощущать личную ответственность за свои достижения. Азартные игры не требуют совершения серьезных физических и интеллектуальных усилий. По данным Макклелланда (McClelland, 1961), люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда могут сами ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть - в шахматы, а не в покер. Потребность в достижениях: стремление достичь поставленных целей, добиться успеха; основана на полагании успеха доказательством собственной значимости. Приложение 7.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ СТУДЕНТЫ, КОТОРЫМ ЗА СОРОК Афроамериканцы, которым перевалило за сорок, знают, что жажда знаний свойственна не только молодежи, о чем свидетельствует появление в колледжах всех штатов большого количества студентов старшего возраста. Это явление пока не отражено статистикой, но преподаватели говорят, что за последние пять лет в университетах стали все чаще встречаться студенты зрелого возраста. Роджер Ричардсон (Roger Richardson), директор афроамериканского сектора Нью-Йоркского университета, говорит, что в этом году за информацией о возможности продолжения образования к нему обращалось больше людей зрелого возраста, чем в течение предыдущих четырех лет вместе взятых. «В этом году к нам поступило значительное число студентов в возрасте старше сорока лет», — отмечает он. Почему же теперь, когда по сравнению с началом 1980-х годов общая численность черных студентов уменьшилась, великовозрастные студенты вновь надевают школьные ранцы и по ночам корпят над книгами? Один 47-летний студент университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе говорит, что его заставили в столь почтенном возрасте впервые в жизни поступить в колледж две причины. «Я вынужден был развестись с женой. У моей жены была степень магистра, и я подумал, а почему бы и мне не получить степень. Кроме того, мне хотелось подзадорить нашу чернокожую молодежь». Еще одним примером является Эрик Мортон (Eric Morton), 58 лет, закончивший в этом году Беркли со средним баллом «А» и получивший степень бакалавра по английскому языку и исследованию проблем афроамериканцев, а также диплом с отличием и три награды. В конце 1950-х годов он был студентом факультета журналистики, но, по его собственным словам, тогда относился к учебе несерьезно и постоянно отвлекался от нее, участвуя во всяческих политических движениях и борясь за гражданские права. Но в 1960-е и 1970-е годы политическая жизнь стала менее бурной, и, по словам Мортона, он почувствовал себя «безработным наемником». Тогда он вернулся в мир бизнеса, но вдруг обнаружил, что произошла научно-техническая революция. «Я почувствовал — жизнь обходит меня стороной. Я с трудом справлялся, но продолжал работать, чтобы поставить на ноги детей», — говорит Мортон, один воспитавший троих детей. Поначалу он посещал курсы в колледжах первой ступени, а затем, в 1989 году, узнав об открытии в Беркли программы восстановления бывших студентов, поступил в университет. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|