Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52692

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Стресс как ответная реакция
Схема подхода, основанного на понимании стресса как ответной реакции, представлена на рисЛ. Подобный тип моделей получил развитие благодаря работам Selye (1950), Стресс был определен им как "состояние, проявляющееся в характерном синдроме неспецифических изменении в биологической системе" . Selye подчеркивал неселективный и неспецифический характер физиологических ответных реакций. "Стрессор", или "требование окружающей среды11, вызывает со стороны организма трехфазную структуру ответа, которую Selye назвал "общим адаптационным синдромом" (General Adaptation Syndrome, сокращенно GAS).
Окружающая среда

Организм
Рис. 1. Схема простого подхода к стрессу как к ответной реакции Слева перечислены стимулы окружающей среды, вызывающие стресс
Первая фаза синдрома называется реакцией тревоги" и характеризуется общей мобилизацией ресурсов, главным образом за счет активизации адрено-симпатико-медулярной системы, в ответ на возникшее требование. Если воздействие стрессора или чрезмерного
208
требования продолжается, то начальная фаза переходит во вторую, известную как фаза сопротивления. Во время этой донтельной фазы центр возбуждения перемещается из гипоталамуса в кору надпочечников, В целом эта фаза характеризуется дальнейшей активацией катаболического механизма, который обеспечивает и поддерживает готовность к действию, и торможением анаболических процессов, связанных с функциями репродукции и роста. В дальнейшем, если влияние стрессора не прекращается, ресурсы организма истощаются и возможности сопротивления травмирующему агенту резко уменьшаются. Наступает третья и последняя фаза стрессовой реакции -фаза истощения. На этой стадии вновь проявляются признаки адре-но-симпатико-медулярной активации, характерной для первой фазы. При сохранении той же интенсивности стрессора или же увеличении его силы наступает смерть.
Идея Selye о неспецифичности ответа оказывала существенное влияние на проводимые исследования на протяжении многих лет. Однако сегодня возникает все больше оснований для сомнений в ее правомерности. Например, Mason (1971) показал, что некоторые вредные физические стимулы не вызывают проявлений GAS во всей полноте, В работах Lacey (I967) также доказывалось, что низкая взаимная корреляция между физиологическими показателями GAS опровергает концепцию о неспецифическом характере ответа. Аналогичная ситуация имеет место и при изучении психологических и поведенческих характеристик стресса, а также их связи с физиологическими коррелятами. Так, например, имеются данные о различиях в секреции катехоламинов в зависимости от типа поведенческих проявлений: у лиц с интравертированной направленностью в стрессовой ситуации наблюдается повышенное выделение адреналина, в то время как при экстравертированной ориентации увеличивается секреция норадреналина (Ах, 1953). Подобная дифференциация ответных реакций опровергает положение о неспецифичности, однако споры по этому вопросу все еще продолжаются (Frankenhaeuser, 1975).
Kagan & Levi (1971) предложили модель, описывающую возникновение заболеваний (главным образом соматических) под влиянием социальных и психологических факторов. В основном эта модель базируется на идеях Selye, Помимо понятия неспецифичности, важным в модели Levi и Kagan является тип взаимосвязи между уровнем пси-хосоциальной стимуляции и степенью стресса, которая выступает в качестве механизма возникновения заболевания. По мнению авторов, это соотношение лучше всего описывается U-образной функцией, в соответствии с ней максимально высокие степени стресса располагаются в пограничных зонах континуума стимуляции. Это предположение приводит к мысли о том, что трудности могут возникать как при недостаточной, так и при чрезмерной стимуляции, Другим важным аспектом данной модели является наличие, по
209
14-514
вьгражению авторов, "психобиологической программы4. Она определяется "склонностью к реагированию по определенному типу", что отчасти обусловлено наследственностью, а частично отражает результаты прошлого опыта и обучения. Другие модели, описывающие стресс как ответную реакцию, можно найти в работах Mechanic (I962)HWolff(1953).
Ухудшение выполнения деятельности как реакция на стресс
В работах многих психологов-экспериментаторов и прикладных психологов подчеркивается важность решения вопроса о том, какие виды стресса можно выделить на основании данных об ухудшении выполнения деятельности (McGrath, 1970). Необходимо указать на определенные сложности, возникающие при решении этой проблемы- Во-первых, многие стрессоры (например, шум) приводят к неоднозначным эффектам - повышению, снижению или стабильному уровню исполнения. Характер изменений обусловливается типом задачи, временными и индас&идуальнь]ми факторами. Во-вторых, в силу значительных индивидуальных и межличностных различий весьма сомнительным представляется назвать стресс в качестве главной причины ухудшения выполнения деятельности. В-третьих, оценивать выполнение деятельности можно по-разному.
Ситуация осложняется еще и тем, что выбор неадекватного ихш неэффективного критерия выполнения может привести к неправильному выводу при оценке стресса. Например, снижение времени реакции, если в экспериментах измеряется только эта зависимая переменная, может истолковываться как доказательство переживания стресса- Вместе с тем, проведение дополнительных наблюдений за количеством ошибок (например, их снижение) может обнаружить противоположную тенденцию, то есть говорить об улучшении исполнения. Таким образом, динамика показателей выполнения деятельности может быть неправильно истолкована и названа стрессом.
Более подробное обсуждение проблемы о взаимосвязи производственных стрессов и уровня выполнения деятельности можно найти в работе McLean (1974)- Большинство из выдвигаемых в ней положений основано на рассмотрении стресса как ответной реакции.

Стресс как стимул
Если в описанном выше подходе стресс рассматривался как зависимая переменная, то в данном случае он анализируется как независимая переменная, иными словами, как некоторое объективное свойство окружающей среды. При определении стресса как внешнего стимула он начинает рассматриваться как помеха или раздражитель. Такой подход к анализу стресса часто встречается в эргономических исследованиях. Схематическое представление этого подхода
210
дано на рис.2. Развивая положения данного подхода применительно к анализу психологических нарушений у летного состава, Symonds (1947) писал: всем и каждому надо понимать, что стресс это то что происходит с человеком, а не внутри него, это набор причин, а не
набор симптомов"
Стресс Стрессовая реакция Напряжение

Утомление
Окружающая среда * Организм
Рис. 2. Схема простого подхода к стрессу как стимулу Возможные виды реакций на стресс представлены справа
С содержательной точки зрения описываемый подход можно определить как "инженерную аналогию". При этом способ анализа стресса и развития напряжения заимствован из физики. По закону Hookes под действием внешних нагрузок внутри металла возникает напряжение, приводящее к деформации. Если это напряжение ния* "предела пластичности", то гари снятии нагрузки металл возвращае: ся в исходное состояние. Превышение же допустимого предела при ьодат к повреждению металла. Смысл аналогии состоит в следующем: так же, как металлы имеют разные пределы пластичности, так и у людей существует определенная сопротивляемость стрессу и "критическая точка11 в его развитии. До определенной степени стресс терпим, но при ее превышении происходит внутренний психологический или физиологический срыв* У разных людей наблюдается различная степень устойчивости к стрессу. Отбор астронавтов для полета к Меркурию (Korchin & Ruff, 1964) показал, что некоторые лица обнаруживают чрезвычайно высокую сопротивляемость стрессу,
Welford (1973) предложил более сложный вариант подобного подхода. По его мнению, стресс возникает всякий раз, когда возникает отклонение от оптимальных условий, и человек не в состоянии или с трудом может справиться с этим отклонением. Большинство живых существ, включая человека, мобилизуют свои силы для того, чтобы справиться с предъявляемыми требованиями в умеренном диапазоне. Если же уровень выполнения деятельности ниже максимально возможно^ то это, согласно предположениям Welford, может говорить
211
14*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь