Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58359

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Различные представления о семейных функциях
Не знаю, что делать с мужем. Видимо, это возраст. Приходит домой, заваливается на диван и смотрит телевизор. С ребенком не гуляет и не играет, в магазин не допросишься, мне не помогает. Зачем мне вообще такой муж? А он заявляет: я тебе отдаю зарплату — и будь довольна. Все так живут. Неужели и правда, так у всех?
Там же. С. 50.
254
Детско-родительские отношения и их влияние на чувства в период взрослости (матери и сына)
Плохо быть так сильно любимым в юности, это развивает дурные привычки. Вы думаете, что это пришло, что любовь ожидает вас где-то, стоит только ее найти. Вы полагаетесь на нее. Ищете, надеетесь, ждете. Вместе с материнской любовью на заре вашей юности вам дается обещание, которое жизнь никогда не выполняет. Поэтому до конца своих дней вы вынуждены есть всухомятку. Позже, всякий раз, когда женщина сжимает вас в объятьях, вы понимаете, что это не то. Вы постоянно будете возвращаться на могилу своей матери, воя, как покинутый пес. Восхитительные руки обнимают вас, и нежнейшие губы шепчут о любви, но вы-то знаете. Вы слишком рано прильнули к источнику и выпили его до дна... С первым лучом зари вы познали истинную любовь, оставившую в вас глубокий след. Повсюду с вами яд сравнения, и вы томитесь всю жизнь в ожидании того, что уже получили.
Ромен Гари. Обещание на рассвете. СПб., 2004. С. 37-38.
9.2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ (36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины)
Проблемы:
• генеративность против стагнации;
• профессиональная деятельность (самореализация, карьерный рост, конфликты на работе, профессиональное выгорание);
• взаимоотношения в семье (с супругом, с детьми, старшим поколением, семьями детей);
• переживания, связанные с ухудшением здоровья.
255

9.2.1. Генеративность против стагнации
В рассматриваемый период потребность в самореализации не ослабевает — человек, наоборот, ищет все новые возможности открытия себя, как бы защищаясь от возможной стагнации. Это проявляется в стремлении человека найти применение своим креативным способностям.
«Генеративность, — отмечает Э. Эриксон, — это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, вследствие жизненных неудач или особой одаренности не направляющие этот драйв на свое потомство. И действительно, подразумевается, что понятие генеративности включает в себя такие более распространенные синонимы, как продуктивность и креативность, которые однако не могут заменить его» (Эриксон Э., 1996, с. 374).
Обобщая свой опыт и ориентируясь на требования нового времени, человек может находить возможности для реализации своих креативных потребностей в своей работе. Известны многочисленные примеры, когда именно в этот период ученые начинают публиковать одну книгу за другой, а люди, далекие от искусства, — писать картины, художественную прозу, проектировать, моделировать и т. п. Такие случаи не единичны и отражают генерализацию жизненного и профессионального опыта как развитие личности, ее реализацию в новых продуктах деятельности.
Если работа человека такова, что не позволяет ему использовать (генерализировать) опыт жизни, он ищет возможности для этого в других областях. Например, увлекается теми делами, которые позволяют удовлетворить потребность в самореализации. В нашей культуре многие люди становятся цветоводами, овощеводами, специалистами по прикладным видам искусства и т. д.
Проблема (стагнация) возникает в том случае, если потребность в креативности не может быть удовлетворена ни на службе, ни вне нее.
256
В этом отношении условия жизни России можно рассматривать как благоприятные, поскольку все еще оказывается востребованным и необходимым личностное участие в самых разных видах деятельности: строительстве, ремонте, шитье, вязании, садоводстве, дизайне собственного жилья, заботе о детях и пожилых и пр. Культуры, где все эти функции стандартизированы и максимально обеспечены специалистами, человек в большей мере подвергнут стагнации.
9.2.2. Психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью
Психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, возникают как противоречия между:
• сложившимися профессиональными стереотипами и необходимостью осваивать новое, овладевать современными технологиями;
• потребностью в самореализации и возможностями для этого;
• потребностью профессионального роста, развития карьеры и ограниченными возможностями (объективными и субъективными);
• желанием и потребностью в хороших взаимоотношениях на работе и включенностью в конфликты;
• потребностью в сохранении здоровья и хорошего самочувствия и профессиональным «выгоранием».
Зарисовки из жизни
Ломка профессиональных стереотипов
В детском отделении ташкентской больницы изо дня в день мелькала крупная фигура врача — педиатра Батурина. Шумный, веселый или негодующий, он по-хозяйски шагал из палаты в палату, и при его появлении маленькие пациенты
257
поднимали шумный и веселый гомон. Доктор Батурин любил свой народец, как он называл больных детей, и «народец» платил веселому доктору такой же любовью.
Кто бы мог подумать, что этого жизнелюба и весельчака погубит обычный документ из ведомства здравоохранения? Приказом он был назначен преподавателем вновь открытых курсов усовершенствования врачей. Практику, проработавшему 30 лет в больнице, нужно было найти новый стиль работы.
Надо было изучить, систематизировать большой новый материал. Это не пугало доктора Батурина. Но читать лекции врачам? Здесь он растерялся. Все же к лекции он подготовился хорошо. Готовясь ко второй лекции, он почувствовал себя еще более неуверенно. «А вдруг какой-нибудь врач задаст вопрос, на который я не сумею ответить?»
Ночью доктор не спал. На следующий день во время лекции действительно был задан вопрос. Он мог бы на него ответить, но, поддавшись непонятной слабости, солгал, что с этим вопросом он совершенно незнаком. Сказавшись больным, доктор, не закончив лекцию, ушел домой.
Дома начались терзания. Ведь завтра ему снова придется читать лекции взрослым людям. Батурин едва не плакал. Ему казалось, что он окончательно теряет авторитет.
Пять дней он метался, бредил, плакал. Вызванный районный психиатр констатировал острый психоз.
Богданович Л А. Записки психиатра. М., 1969. С. 200-201.
Профессиональные деструкции и их влияние на взаимоотношения в семье
Помогите мне, я не знаю, что мне делать. Мой муж — следователь. И вот день за днем у меня складывается такое ощущение, что я — подследственная, а он меня допрашивает. Ведь можно просто спросить: «куда ты истратила деньги?», а можно, как это делает он, сначала «находить улики»,
258
проводить «допросы свидетелей» (в качестве свидетелей выступают мои родители), а потом допрос обвиняемого, т. е. меня. И я говорила ему об этом, а он только смеется: «Я хороший следователь, я могу так вопрос задать, что любой "расколется". Почему это дома я должна «раскалываться»? Почему нельзя жить просто, как все. Откуда эта мнительность, подозрительность, ожидание плохого, попытки «подстеречь», «уличить»? Раньше он не был таким. Что же мне делать? Татьяна А.
Тайны двоих / Сост. С. Агарков. М., 1990. С. 46.
Проявление непрофессионализма в работе и его последствия
Я собираюсь менять профессию. Я работаю в милиции. В семье ежедневно скандалы из-за того, что прихожу выпивши. Но посудите сами — как мне не пить? Каждый день я прихожу на работу и вожусь с алкоголиками, жуликами, бандитами. Каждый тебе хамит, старается уколоть, грозит, что отомстит. Черная работа, и за день такого наслушаешься, что после работы хочется «разгрузиться» и «расслабиться», потому что домой идти в том состоянии, до которого доводят, — страшно. А так — успокаиваешься и домой идешь нормальным. Владимир Ш.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь