|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60925
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Как уже отметил досточтимый бханте, сам по себе разум всегда нейтрален, и только ментальные факторы придают ему ту или иную окраску. Негативные ментальные состояния автоматически окрашивают разум, причем не только сам разум, но и остальные сопровождающие фак
* У разных школ и ветвей буддизма есть разные версии списка ментальных факторов. Другой тибетский источник перечисляет восемь ментальных факторов; канонический текст, почитаемый в тайской и бирманской традициях, описывает пятьдесят два ментальных фактора, но, кроме того, упоминает, что в реальности их бесчисленное множество. Короче говоря, эти списки, похоже, представляют, скорее, полезные компиляции, чем исчерпывающие отчеты. Каждое благотворное или неблаготворное состояние всегда сопровождается появлением пяти других нейтральных ментальных факторов: чувства, узнавания, желания (этимологически — «того, что двигает разум»), внимания и контакта (чистого распознавания, или контакта разума с данным объектом). торы, включая чувства. Вот почему эти ментальные факторы также можно охарактеризовать как оскверняющие или загрязняющие. Другие ментальные факторы, которые появляются вместе с ними, сами по себе не являются ментальными загрязнениями, но стоит только появиться какому-либо ментальному загрязнению, как все, что возникает вместе с ним, тоже становится загрязненным». Как сказал мне Далай-Лама во время нашей встречи в конце дня, этот обзор ключевых пунктов буддийской психологии заполнил пробелы предыдущего дня. Он был рад возможности продолжить свои объяснения буддийской модели разума всем присутствующим и помочь им еще лучше почувствовать контекст, в котором он рассматривал вопрос о деструктивности эмоций. От теории к практике Маттье отметил, что такой анализ был не просто теоретическим. Эту классификацию факторов ума можно использовать на практике — они будут уравновешивать друг друга в ходе ментальной трансформации. «Мы называем четыре состояния, которые следует культивировать: любовь, невозмутимость, сострадание и радость. Хотя поначалу вы можете не увидеть связи между ними, по мере продолжения практики вы этому научитесь. Если вы практикуете, например, милосердие, то у вас может укрепиться привязанность, и тогда вам следует переключиться на развитие невозмутимости. Если же вы практикуете невозмутимость, то в какой-то момент рискуете впасть в безразличие, и тогда вам следует переключиться на развитие сострадания. А если вы, как новичок, принимаете слишком близко к сердцу страдания живых существ, то такое отношение может повергнуть вас в депрессию. Поэтому вам следу ет переключиться на культивирование радости — научиться радоваться успехам других. Таким образом, очевидно, что все эти факторы переплетаются в рамках практики». Далай-Лама прокомментировал общий принцип, на котором базировалось замечание Маттье: «Что касается двух главных аспектов этой практики, а именно мудрости и действенных средств, то они всегда находятся в связке друг с другом. С проблемой, ментальным загрязнением или деструктивной эмоцией нельзя справиться с помощью только одного средства. Подходить к решению любой проблемы нужно сразу с нескольких сторон, используя разнообразные ментальные факторы и точки зрения. Это гораздо сложнее, чем просто сказать: „Вот проблема, а вот противоядие от нее". На продвинутом уровне, когда в вашем арсенале появляется неопосредованная реализация пустоты, вы получаете противоядие от всех ментальных загрязнений. Это не значит, что после такой реализации все ваши проблемы исчезнут как по мановению волшебной палочки — с помощью этого средства вы, в конечном итоге, сможете нейтрализовать все ментальные загрязнения. Но пока мы не доберемся до этого уровня, очень важно понять, что для борьбы с ментальными загрязнениями и другими негативными склонностями нам всегда необходимо использовать вкупе мудрость и другие действенные средства. Приведу такую аналогию. Представьте, что вы хотите что-то построить — скажем, самолет. У вас ничего не получится, если вы возьмете только одну часть, например кусок металла, и попытаетесь превратить его в самолет. Вам придется сначала собрать вместе тысячи частей и только потом создавать ваш продукт. То же самое можно сказать и о трансформации ума. Даже когда речь идет о прямой реализации пустоты, в этой реализации сочетается множество факторов. Есть фактор внимательности; фактор самадх, или глубокой концентрации; фактор старания или решительности, которая приводит вас к этой цели. Так что даже реализация пустоты является не одномерной, а многогранной». Позитивная разновидность страха В этот момент Оуэн Фланаган выдвинул свое возражение: «Дэн предположил, а Его Святейшество согласился с тем, что буддизм определяет деструктивную эмоцию как любую эмоцию, которая приводит к неуравновешенности или вызывает беспокойство. Я с этим не совсем согласен и хочу использовать подход, предложенный Полом. Некоторые эмоции из списка Пола, такие как гнев, страх и печаль, имеют негативную эмоциональную окраску и являются разрушительными. В лучшем из миров человек наверняка не захочет испытывать подобные ощущения. Но мы живем далеко не в лучшем из миров. Более того, с точки зрения эволюции эти состояния почти всегда можно объяснить адаптивными функциями. На Западе большинство людей готовы держать пари, что базовые эмоции — это часть усовершенствованной эволюцией системы, которая помогла нашему виду выжить, размножиться и преуспеть. Мой вопрос звучит так: согласны ли все с тем, что негативно окрашенные эмоции следует отличать от деструктивных? Мне кажется, большинство из нас в конце дня смогут сказать, что бывают случаи, когда вполне уместно переживать печаль по поводу определенной ситуации, и более того, было бы бесчеловечно испытывать какие- то другие чувства. Было бы странно не испытать гнев или возмущение при виде жесткого обращения с ребенком. Было бы странно, если бы мы никогда не испытывали страха. Эти негативные состояния или эмоции могут ста новиться деструктивными, мы хотим избавиться от них как можно быстрее. Но если взять, например, гнев, то одна из его функций заключается в том, чтобы заставить кого-то прекратить делать что-то и в результате позволить вам обоим жить дальше. Моя позиция совпадает с доктриной умеренности Аристотеля, о которой я говорил вчера. На мой взгляд, то, что делает конкретное эмоциональное состояние деструктивным, должно быть каким-то образом связано либо с излишком эмоций, либо с недостаточностью ее проявления. У человека, который не реагирует с определенной степенью эмпатии на страдания другого, наблюдается дефицит эмоций. У человека, который в течение месяца безостановочно оплакивает чей-то проигрыш на фондовой бирже, есть противоположные проблемы». «Некоторые психологи, — ответил Ричард Дэвидсон, — как и Оуэн, утверждают, что эмоции являются деструктивными, когда они переживаются в неподходящем или анормальном контексте. Когда страх, например, овладевает вами в привычной ситуации, где, в сущности, нечего бояться, тогда он деструктивен. Но если мы испытываем страх в момент, когда тигр готовится к прыжку, тогда этот страх уместен и может спасти нам жизнь». «Даже с буддийской точки зрения, — сказал Далай- Лама, — страх в некоторых случаях считается конструктивным и позитивным. Например, есть ощущение избавления от заблуждений, о котором я говорил ранее, — общее желание выхода за пределы непросветленного существования. Такое стремление к свободе основано на страхе оказаться под властью бесконтрольной силы негативных загрязнений. Это позитивная разновидность страха, которая способствует появлению духовного стремления. Если вы посмотрите на упоминавшийся список из пятидесяти одного ментального фактора, то заметите сре ди них несколько переменных — изменяемых — факторов, которые называются так потому, что в зависимости от прочих условий они могут становиться то положительными, то отрицательными, то конструктивными, то деструктивными. В их число могут входить страх, печаль и многие другие эмоции, которые мы не можем однозначно причислить к конструктивным или деструктивным». Пол Экман остался недоволен: «Я все-таки не уверен, что мы достигли согласия, поскольку считаю, что все эмоции нарушают равновесие. В этом их основная функция. Опираясь на западную точку зрения, мы сделали три попытки определить, что делает их деструктивными. Они являются избыточными в своем проявлении, или не соответствуют ситуации, или же причиняют вред самому человеку и окружающим. Все эти определения перекрывают друг друга, но все равно эмоции всегда нарушают равновесие. Страх, о котором вы только что говорили, также нарушает равновесие. Если он нарушает равновесие, то разве он не деструкт Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|