|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26246
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В концепции А.Н.Леонтьева дифференцируются параметры типологического анализа личности как системы субъективно превращенных жизненных отношений, и проясняется значение возможных вариаций по этим параметрам для нормального личностного бытия. Анализируя текст А.Н.Леонтьева, можно заключить, что оптимальной конфигурацией психологического склада личности является широта жизненных отношений при условии высокого уровня их иерархизации и структурирования. Напротив, узость, слабая иерархизация и структурированность жизненных отношений тормозят становление личности субъектом жизни, ведут к драматическим развязкам в ее судьбе. На высших уровнях развития в роли субъекта жизни «личность... перестает казаться ре-
242 зультатом прямого наслаивания внешних влиянии; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» [133, с. 224]. Глубокое содержание общих методологических и теоретических положений учения А.Н.Леонтьева создало простор для конкретизации значимых характеристик личности как субъекта жизни. Воплощением идеи А.Н.Леонтьева о смысловых связях как психологическом содержании личностной активности стало введенное Б.С.Братусем «межпредметное» понимание смысла. «Межпредметность» расшифровывается как такое свойство смысла, которое указывает на форму его существования на уровне жизненного мира. В онтологическом плане смысл предстает как система смысловых связей, «окутывающих» значимые объекты и явления жизненного мира, события и ситуации жизненного пути, а не как их «предметное» свойство, осевшее на фиксированном носителе [53; 54]. В частности, про смысл жизни Б.С.Братусь пишет, что «не сами по себе как таковые дети, счастье будущих поколений или прогресс науки являются смыслами жизни, а те многочисленные и сложные связи, принципы, соотнесения, которые порождаются этими мотивами и образуют связную систему смыслов» [50, с. 25]. Аналогичной точки зрения придерживает Д.А.Леонтьев, который онтологию смысла рассматривает как онтологию смысловых связей между объектами и явлениями жизненного мира личности. Конкретный предметно-содержательный смысл «циркулирует» по смысловым связям, «дрейфует» от одного предметного носителя к другому [144]. С этой точки зрения активность личности как субъекта жизни подчиняется смысловым связям, а жизненный путь - является траекторией избирательной актуализации одних смысловых связей и дезактуализа-ции отклоненных смысловых альтернатив [30]. Таким образом, в рамках системно-деятельностного и смыслового подхода исследование личности в качестве субъекта жизни подразумевает «исследование жизненного пути личности, т.е. истории смыслового построения жизненного мира и его развития, изучение формирования и развертывания различных деятельностей, посредством которых реализуются жизненные смыслы и ценности личности, где единицей анализа является «жизненное событие» или, точнее, смысловые связи между жизненными событиями» [55, с. 33]. Для данного подхода характерно также то, что детерминация активности личности смысловыми связями возводится в ранг особого регуляторного принципа. В этой связи речь идет о самобытной 243 регуляторной «логике индивидуальности» [30; 31], «смысловой логике» [46; 54] или «логике жизненной необходимости» [144], присущей личности как созидателю жизненного мира и жизненного пути. В научной школе А.Н.Леонтьева по достоинству оценен тезис о том, что психологический анализ не исчерпывается изучением только лишь феноменологии, динамических закономерностей и механизмов движения сферы смыслов. Представления о содержании смысловой сферы углубляет концепция «смысловой вертикали» или концепция уровней смысловых образований личности [46; 50; 54]. С привлечением теоретического потенциала данной концепции Б.С.Братусь предлагает решение проблемы нормального и аномального пути личностного развития. Аномальный путь личностного развития он усматривает в первую очередь в обессмысливании жизни, которое имеет место при разобщении человека и социального окружения, при сшибке индивидуального и общечеловеческих смыслов жизни. Аномализа-ция личности сопровождается угасанием стремления к обретению смысла жизни, блокадой потребности в позитивной свободе, боязнью личной ответственности за судьбу, отрешенностью от общечеловеческих ценностей, пассивностью. В целом аномальный путь развития оборачивается неспособностью личности к жиз-нетворчеству, проектированию своего будущего, подчинением жизненного пути внешним обстоятельствам и причинно-следственной реактивной детерминации [46, с. 51]. Нормальный путь развития, напротив, закономерно ведет к нарастанию способности личности быть субъектом жизни, что проявляется в повышении уровня осмысленности жизни, усилении ответственности личности за свою судьбу, ориентацией на будущее и смысловые регуляторы жизненного пути, активизации свободного и деятельного отношения к жизни [46, с. 50]. В более поздних работах Б.С.Братусь высказал общее предположение, что расстроенное личностное развитие наблюдается при тотальном умалении роли смысла жизни и смысловой регуляции в детерминации жизненного пути человека [52]. В содержательном плане деградация личности коррелирует с «уплощением» ее смысловой сферы. При этом происходит сползание личности с просоциального на эгоцентрический уровень смысловых образований, атрофия бытийных смыслов жизни. Наоборот, конструктивный личностный рост связан с подъемом на более высокие уровни «смысловой вертикали», с которых человеку открывается панорама общечеловеческих ценностей и смыс- 244 лов жизни. «Стать личностью - значит, во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего межлюдскую нравственную, позицию; во-вторых, в достаточной мере осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью» [46, с. 59]. Рассматривая концепцию личности как субъекта жизнедеятельности, нельзя не упомянуть деятельностную концепцию переживания [64]. С точки зрения Ф.Е.Василюка, активность личности по отношению к собственному жизненному пути может разворачиваться не только во внешнем плане практического преобразования ситуации, но также во внутреннем плане как деятельность переживания данной ситуации. Деятельность переживания активируется в тех ситуациях, перед которыми бессильны даже самая умелая деятельность и самое оснащенное психическое отражение [64, с. 23]. Такие ситуации разлагают осмысленность бытия, забирают у жизни ее смысл в силу того, что являются ситуациями невозможности реализации жизненной необходимости субъекта. В этом случае для ликвидации диссонанса между жизненной необходимостью субъекта и непреодолимой жизненной ситуацией запускается рефлексивная деятельность, «мишенью» которой выступают смысловые структуры личности. «Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни» [64, с. 30]. Невозможность совладать с ситуацией в плане психического отражения и предметной деятельности компенсируется переделкой смысловых структур личности. По мысли Ф.Е.Василюка, конечная цель переживания - вернуть индивидуальной жизни субъекта осмысленность, восстановить бытийную возможность реализации смысла жизни. Здесь перед личностью встает несколько иной тип задачи, нежели задача на осознание смысла в традиционном ее понимании. Это задача на порождение и строительство нового смысла жизни, «толерантного» в отношении критической жизненной ситуации. Конструируемый в процессе переживания смысл жизни должен обеспечивать субъекту смысловое принятие и высокий уровень осмысленности бытия. В концепции Ф.Е.Василюка личность как субъект жизни характеризуется активностью по реализации смысла жизни, рефлексивной активностью по переработке жизненных ситуаций и смысла жизни, высокой осмысленностью жизни. Кста- 245 ти отметить, что Ф.Е.Василюк также ставит перед личностью как субъектом жизни задачу согласования времен. По его мнению, она «решается проекцией в психологическое настоящее разнородных «содержательно-временных рядов» отдельных жизненных отношений и многочисленных перспектив и горизонтов прошлого и будущего» [64, с. 144]. В результате оформляется транспективный жизненный замысел как отражение смысла жизни с поправкой на временной график его реализации [64, с. 147]. Таким образом, с точки зрения системно-деятельностного и смыслового подхода личность как субъект жизни определяется развитой смысловой регуляцией и своеобразной смысловой логикой управления жизнедеятельностью, которая базируется на смысловых связях между событиями жизненного пути; высоким уровнем общей осмысленности жизни; осознанием жизненной позиции как системы принятых смыслов жизни; активностью в реализации смысла жизни; широтой, иерархичностью и структурированностью смысла жизни; просоциальным содержанием смысла жизни и устремленностью в будущее. Российскими психологами были высказаны теоретические положения, имеющие прямое отношение к концепции личности как субъекта жизни. И хотя эти положения не были развернуты в целостную концепцию и являются мозаичными, их невозможно обойти. Так, по мнению Б.Г.Ананьева, индивидуальный жизненный путь является результатом констелляции социальных детерминант и преобразующей активности личности. «Жизненный путь личности - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет» [ 16, с. 63]. Личность как творца собственного жизненного пути выделяет высокий уровень активности в «экстериоризации» ценностей, смысла жизни и других структур внутреннего мира. «Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека» [16, с. 172]. Психобиографические исследования творческой самореализации личности подтверждают проницательное предсказание Б.Г.Ананьева о том, что личность как субъект жизни отличается мощным мотивацион-ным потенциалом смысла жизни (широта, разносторонность, со- 246 держательное богатство) и высоким уровнем жизненной, в том числе творческой активности [194]. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|