Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52690

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ТР^ШСАКТНЪШ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СИРЕССА
Введение
Lumsden (1975) рассматривает понятие "стресс" как одно из самых значимых и обобщенных поюстй, когда-либо существовавших в социологии и биомедицине. Он считает, что возможности исподьаова-1шя данного понятия как основного инструмента дня понимания и объяснения индивидуального и коллективного поведения, также, как и различных рассгройсхв здоровья человека, до настоящего времени недостаточно полно определены. Вместе с тем, широкое применение термина "стресс" в столь различных дисциплинах, как медицина, психология, социология, инженерия и авпропология, привело к разнообразию его определений, теорий и моделей. Их диапазон колеблется от явно описательных п общих утверждений, когда читатель вынужден скорее догадываться о том* что имеет в виду автор, до сложных и изощренных теорий, пытающихся детально объяснить специфические характеристики этого явления. Значительное число :>тих моделей создается дня объяснения результатов конкретных экспериментов, поэтому лишь немногие из них: могут широко использоваться.
Занимаясь стрессом, необходимо ответить на три основных вопроса. Во-первых, является ли понятие "стресс" необходимым или полезным. Во-вторых, как и к каким категориям могут быть отнесены существующие модели и определения понятия "стресс", и являются ли они адекватными реальности. И, в-третьих, если данное понятие принимается, то каким образом оно может быть использовано и развито. В соответствующих: частях данной статьи каждой из названных вопросов будет поднят и обсужден,
Профессиональный стресс: его природа и области изучения
С конца 1960-х годов вокруг организации труда в промышленно-ет и связанных с этим проблем развернулась острая дискуссия (см, Caplan и др., 1975)- Такие явления, как низкая производительность труда (Buzzard, 1973), неправильная организация досуга (Gardell, 1973; Frankenhaeuser, 1975), неудовлетворенность трудом, рост травматизма и смертности (Cartestam и др., 1973), связывались с плохой
205
организацией труда и сопутствующими ей проблемами. Было показано, что перед медицинскими и социальными службами возникает много проблем, вызываемых или усиливаемых специфическими особенностями трудовой деятельности. Вместе с тем, эти явления могут представлять угрозу не только для производственной сферы, но и для жизни и здоровья человека в целом.
Представляет интерес противоречивый характер статистических данных, отраженных в исследованиях разных видов труда. Согласно данным опросов, в Британии и Европе подавляющее большинство лиц удовлетворены своей работой (Taylor, 1974). С другой стороны, представленные в докладе Департамента Здоровья и Служб Безопасности труда (1969) данные свидетельствуют, что учащаются такие связанные с производственной деятельностью заболевания, как нервные расстройства, мигрени, болезни сердца и неврозы. В то же время число обычных заболеваний снижается. Более детально эти данные, а также недавно опубликованная статистика по вызванной производственными причинами смертности, рассмотрены в работах Сох (1978) и Сох& Mackay (I979),
В другом проведенном сравнительно недавно опросе показано наличие высокой корреляции между уровнем неудовлетворенности трудом и систематическими прогулами. Общая тенденция состоит в том, что у людей "более или менее неудовлетворенных работой11 количество прогулов в два раза больше, чем у "относительно удовлетворенных". Этому есть, по меньшей мере, три объяснения. Во-первых люди, по природе своей пессимистичные, не только испытывают неудовлетворенностъ, но к могут быть небрежными в выполнении своих обязанностей, в том числе и производственных. Во-вторых, этот контингент, имеющий сниженные ресурсы из-за болезней или травм, в большей степени склонен к прогулам. Работа для них оказывается более тяжелой, что приводит к снижению удовлетворенности работой. Третье объяснение состоит в том, что высокий уровень неудовлетворенности работой приводят к попыткам избавить-ся от ее причин. Один из наиболее простых способов достичь этого -отказаться от выполнения работы. В этой связи интересно отметить, что Всеобщий Семейный Опрос 1972 года показал, что наибольшее число прогулов характерно для таких видов труда, которые требуют самого низкого уровня квалификации*
Мы не будем детально обсуждать разнообразие тех требовании трудовой деятельности, которые приводят к неудовлетворенности трудом и прогулам, так как оно анализируется в большом числе литературных источников (см,, например, Сох, 1978; McGrath, 1970, 1976; Hackman, 1970; Buzzard, 1973; Caplan и др., 1975; Wan & Woll, 1975)* В качестве иллюстрации широты спектра подобных требований, упомянем только одно исследование. Так как большое количество прогулов объяснялось нервными расстройствами рабочих, в од-
206
цом in рлшшч обследований, проведенных в последние мировой войны (Frascr^ 1947), изучался характер пре тих к „им Ф«™Ров^Па произвольной схеме б™ ром им более .1000 рабочих различных профессии ма ной промышленности, как мужчин, так и женщин. В получен цы
получен целы» список различных причин и обстоятельств щих к ^сличению числа неврозов. К ним относятся: продолжительный рабочий день; неправильное питание; недостаточное время для отдыха; повышенная отвитслценность в семье; несоответствие рабо ты уронит квалификации; труд, требующий постоянного внимания при отсутепшн инициативы, или однообразная работа. Хотя этот опрос проведшей около сорока лет назад и во время войны ре-чультапл самых последних обследований рисуют удручающе сходную картину (Thcorell, 1974; Caplan и др,, 1975).
Когда Sdyc (1950) впервые ввел понятие "стресс", то оно соотнес сгооялло описанию обидах фи^иологаческих изменений в организме, шшнасмых широким спектром вредных воздействий. Лаконич-иоаъ определения сделала его прдалекательным для изучения тру-доиой деятельности. Как уже отмечалось, возникновение производственных проблем снизано с обширным кругом явлений и физических сгпмуло», а вызываемые ими изменения имеют много общего. O/цшко модель реагирования, предложенная Selye, порождает большое число iionpocou.
Для того чтобы несколько упростить обсуждение проблем трудо-]к>й дсятилыюсгн и выявить сходство между ними, представляется полешмм ивесга понятие П])озуется одна условная единица описания. При проведении же конкретных исследований определяется, насколько реально существошшие такого общего основания и, соответственно, иалидлоетъ использования предложенной "описательной единицы".
-
Модели стресса
Понимание термина "стресс" у подавляющего большинства людей носит интуитивный и поверхностный характер. Он широко исполь-чустся n noncc/yicuiioii речи и стал особенно популярен благодаря срсдствйМ массовой информации. О;щако при науяном анализе такая неопределенность понимания термина недопустима, поэтому и во шикает потребность в его более ясном и точном определении. Но, как pa:i при попытках создать некоторую общую картину, противоречия между акторами, занимающимися стрессом, становятся наибо-
207
лее ощутимыми (Appley & Trumbull, 1967; Lazarus, 1966; McGrath, 1970; Kagan & Lcvi, 1971; Dodge &.Martin, 1970; Moss, 1973). Ниже обсуждаются принципиальные различия в подходах к определению стресса.
Итак, предложено три основных типа определений или моделей стресса. В первом случае стресс рассматривается как реакция или как целостный паттерн реакций человека. В этом случае он выступает как зависимая переменная* Второй подход трактует стресс как независимую переменнуюt или внешний стимул, В третьем - стресс рассматривается как динамический психофизиологический процесс взаимодействия внешнего стимула и ответа на него*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь