Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52322

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ТР^ШСАКТНЪШ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СИРЕССА
Введение
Lumsden (1975) рассматривает понятие "стресс" как одно из самых значимых и обобщенных поюстй, когда-либо существовавших в социологии и биомедицине. Он считает, что возможности исподьаова-1шя данного понятия как основного инструмента дня понимания и объяснения индивидуального и коллективного поведения, также, как и различных рассгройсхв здоровья человека, до настоящего времени недостаточно полно определены. Вместе с тем, широкое применение термина "стресс" в столь различных дисциплинах, как медицина, психология, социология, инженерия и авпропология, привело к разнообразию его определений, теорий и моделей. Их диапазон колеблется от явно описательных п общих утверждений, когда читатель вынужден скорее догадываться о том* что имеет в виду автор, до сложных и изощренных теорий, пытающихся детально объяснить специфические характеристики этого явления. Значительное число :>тих моделей создается дня объяснения результатов конкретных экспериментов, поэтому лишь немногие из них: могут широко использоваться.
Занимаясь стрессом, необходимо ответить на три основных вопроса. Во-первых, является ли понятие "стресс" необходимым или полезным. Во-вторых, как и к каким категориям могут быть отнесены существующие модели и определения понятия "стресс", и являются ли они адекватными реальности. И, в-третьих, если данное понятие принимается, то каким образом оно может быть использовано и развито. В соответствующих: частях данной статьи каждой из названных вопросов будет поднят и обсужден,
Профессиональный стресс: его природа и области изучения
С конца 1960-х годов вокруг организации труда в промышленно-ет и связанных с этим проблем развернулась острая дискуссия (см, Caplan и др., 1975)- Такие явления, как низкая производительность труда (Buzzard, 1973), неправильная организация досуга (Gardell, 1973; Frankenhaeuser, 1975), неудовлетворенность трудом, рост травматизма и смертности (Cartestam и др., 1973), связывались с плохой
205
организацией труда и сопутствующими ей проблемами. Было показано, что перед медицинскими и социальными службами возникает много проблем, вызываемых или усиливаемых специфическими особенностями трудовой деятельности. Вместе с тем, эти явления могут представлять угрозу не только для производственной сферы, но и для жизни и здоровья человека в целом.
Представляет интерес противоречивый характер статистических данных, отраженных в исследованиях разных видов труда. Согласно данным опросов, в Британии и Европе подавляющее большинство лиц удовлетворены своей работой (Taylor, 1974). С другой стороны, представленные в докладе Департамента Здоровья и Служб Безопасности труда (1969) данные свидетельствуют, что учащаются такие связанные с производственной деятельностью заболевания, как нервные расстройства, мигрени, болезни сердца и неврозы. В то же время число обычных заболеваний снижается. Более детально эти данные, а также недавно опубликованная статистика по вызванной производственными причинами смертности, рассмотрены в работах Сох (1978) и Сох& Mackay (I979),
В другом проведенном сравнительно недавно опросе показано наличие высокой корреляции между уровнем неудовлетворенности трудом и систематическими прогулами. Общая тенденция состоит в том, что у людей "более или менее неудовлетворенных работой11 количество прогулов в два раза больше, чем у "относительно удовлетворенных". Этому есть, по меньшей мере, три объяснения. Во-первых люди, по природе своей пессимистичные, не только испытывают неудовлетворенностъ, но к могут быть небрежными в выполнении своих обязанностей, в том числе и производственных. Во-вторых, этот контингент, имеющий сниженные ресурсы из-за болезней или травм, в большей степени склонен к прогулам. Работа для них оказывается более тяжелой, что приводит к снижению удовлетворенности работой. Третье объяснение состоит в том, что высокий уровень неудовлетворенности работой приводят к попыткам избавить-ся от ее причин. Один из наиболее простых способов достичь этого -отказаться от выполнения работы. В этой связи интересно отметить, что Всеобщий Семейный Опрос 1972 года показал, что наибольшее число прогулов характерно для таких видов труда, которые требуют самого низкого уровня квалификации*
Мы не будем детально обсуждать разнообразие тех требовании трудовой деятельности, которые приводят к неудовлетворенности трудом и прогулам, так как оно анализируется в большом числе литературных источников (см,, например, Сох, 1978; McGrath, 1970, 1976; Hackman, 1970; Buzzard, 1973; Caplan и др., 1975; Wan & Woll, 1975)* В качестве иллюстрации широты спектра подобных требований, упомянем только одно исследование. Так как большое количество прогулов объяснялось нервными расстройствами рабочих, в од-
206
цом in рлшшч обследований, проведенных в последние мировой войны (Frascr^ 1947), изучался характер пре тих к „им Ф«™Ров^Па произвольной схеме б™ ром им более .1000 рабочих различных профессии ма ной промышленности, как мужчин, так и женщин. В получен цы
получен целы» список различных причин и обстоятельств щих к ^сличению числа неврозов. К ним относятся: продолжительный рабочий день; неправильное питание; недостаточное время для отдыха; повышенная отвитслценность в семье; несоответствие рабо ты уронит квалификации; труд, требующий постоянного внимания при отсутепшн инициативы, или однообразная работа. Хотя этот опрос проведшей около сорока лет назад и во время войны ре-чультапл самых последних обследований рисуют удручающе сходную картину (Thcorell, 1974; Caplan и др,, 1975).
Когда Sdyc (1950) впервые ввел понятие "стресс", то оно соотнес сгооялло описанию обидах фи^иологаческих изменений в организме, шшнасмых широким спектром вредных воздействий. Лаконич-иоаъ определения сделала его прдалекательным для изучения тру-доиой деятельности. Как уже отмечалось, возникновение производственных проблем снизано с обширным кругом явлений и физических сгпмуло», а вызываемые ими изменения имеют много общего. O/цшко модель реагирования, предложенная Selye, порождает большое число iionpocou.
Для того чтобы несколько упростить обсуждение проблем трудо-]к>й дсятилыюсгн и выявить сходство между ними, представляется полешмм ивесга понятие П])озуется одна условная единица описания. При проведении же конкретных исследований определяется, насколько реально существошшие такого общего основания и, соответственно, иалидлоетъ использования предложенной "описательной единицы".
-
Модели стресса
Понимание термина "стресс" у подавляющего большинства людей носит интуитивный и поверхностный характер. Он широко исполь-чустся n noncc/yicuiioii речи и стал особенно популярен благодаря срсдствйМ массовой информации. О;щако при науяном анализе такая неопределенность понимания термина недопустима, поэтому и во шикает потребность в его более ясном и точном определении. Но, как pa:i при попытках создать некоторую общую картину, противоречия между акторами, занимающимися стрессом, становятся наибо-
207
лее ощутимыми (Appley & Trumbull, 1967; Lazarus, 1966; McGrath, 1970; Kagan & Lcvi, 1971; Dodge &.Martin, 1970; Moss, 1973). Ниже обсуждаются принципиальные различия в подходах к определению стресса.
Итак, предложено три основных типа определений или моделей стресса. В первом случае стресс рассматривается как реакция или как целостный паттерн реакций человека. В этом случае он выступает как зависимая переменная* Второй подход трактует стресс как независимую переменнуюt или внешний стимул, В третьем - стресс рассматривается как динамический психофизиологический процесс взаимодействия внешнего стимула и ответа на него*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь