Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122008

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СЕРИАЦИЯ
Следующей особенностью интеллектуального развития ребенка, достигшего возраста 7—11 лет, является развитие у него сериации/транзитив-ности.
Сериацией называется способность ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональ-ной стадии ребенка просят расположить несколько палочек по их длине, то он справляется с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего располагая две палочки верно, но затем выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя и т. д. Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций.
Дооперациональная стадия — один из этапов развития мышления ребенка, выделенный
Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.
Стадия конкретных операций — одна из стадий развития мышления у детей, предло
женная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные
операции становятся обратимыми.
i ,—______

246 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
ТРАНЗИТИВНОСТЬ
Транзитивность связана со способностью ребенка к сериации. В задаче на транзитивность ребенку сначала показывают ряд палочек по две (А + В и С + D) и спрашивают, какая длиннее. Затем ему задают основной вопрос: «Длиннее ли палочка В, чем палочка D?»
Согласно концепции Пиаже, на дооперациональной стадии ребенок справляется с этой задачей очень плохо, тогда как на стадии конкретных операций дети обычно отвечают правильно. Определяющей способностью в процессе развития интеллекта ребенка для Пиаже является его способность перекинуть мостик между В и D. Ясно, что для того, чтобы это делать, надо уметь располагать палочки по порядку. Однако чтобы сделать транзитивное умозаключение, что В > D, кроме этого, нужно уметь координировать в систему два отдельных отношения (В > С и С > D). Согласно Пиаже, ребенок на дооперациональной стадии знает, что В > С и что С > D, но он не способен свести эти два отношения вместе, связав их через член «С», поскольку для этого нужно уметь создать конкретно-операциональную систему.

Понятие сохранения. Четырехлетняя девочка признает, что оба пластилиновых шара — одинаковой величины. Но когда один из шаров скатывают в удлиненную тонкую окорму, она говорит, что в нем пластилина больше. И пока ей не будет 7 лет, она не скажет, что в этих предметах разной
формы одинаковое количество пластилина

Сохранение количества. Когда шашки правильно расположены в два ряда по семь штук, большинство детей отвечает, что и там, и там их поровну. Когда после этого один ряд собирают в компактную кучку, дети 6-7 лет говорят, что в первоначальном ряду их было больше

ШШШШШШШШШШШШШШШЯШШ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 247
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Таким образом, на данном этапе интеллектуального развития ребенка, наряду с развитием у него способности к консервации, классификации, се-риации и транзитивности, ребенок уже может давать логические объяснения выполняемым им действиям, способен переходить с одной точки зрения на другую, постепенно обретая большую объективность своих суждений.
По мнению Ж. Пиаже, в этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов мышления, которые можно выразить следующими формулами:
первая формула заключается в том, что если А = В и В = С, тоА = С;
вторая формула содержит утверждение, что А + В = В + А.
Следовательно, возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В этот период наблюдается также активное развитие речи ребенка. Главной особенностью развития речи на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Более того, ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи — письменной речью. Несмотря на то что письменная речь имеет очень много общего с устной речью (как и устная речь, она является звуковой, то есть с помощью системы графических знаков передает смысл звуков и их сочетаний), она имеет специфически ей присущие характеристики.
Одно из важнейших отличий письменной речи от устной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что, когда звучит одно слово, предшествующее ему слово уже больше не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе: как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. В известном отношении это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.
Письменную речь можно строить более произвольно, написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
Кроме этого, письменная речь со- гшшшшшшшшшяяшшшшшшшшшят
стоит в несколько ином отношении Письменная речь — особый вид речи, ис-
к мысли, чем речь устная. Иначе го- пользующей графические символы для пе-
воря, процесс формирования и вы- | редачи речевых звуков.

248 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)

Тахистоскоп — специальный прибор, используемый для предъявления зрительных стимулов на строго определенное время при проведении экспериментов по изучению некоторых психических процессов, в частности внимания и восприятия.
ражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — устно.
Сегодня большинство исследователей соглашаются с тем, что письменная речь психологически является значительно более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом факторов и прежде всего использованием в письменной речи условных символов.
С психологической точки зрения, сложность письменной речи заключается в необходимости постоянного и практически мгновенного декодирования письменных символов.
Насколько сложным процессом является декодирование? Прежде чем мы обратимся к некоторым конкретным исследованиям в этой области, давайте рассмотрим вопрос, сколько информации из прошлого опыта привносит человек в чтение обычного и не совсем обычного текста.
Как вы знаете, на восприятие существенное влияние оказывает предшествующий опыт, что ясно видно при восприятии букв и слов. Например, попытайтесь прочитать следующее слово: . . ек . . и . ее . . о. Сколько информации вы привнесли в декодирование этого сообщения и сколько ее было в стимуле? Очевидно, ваша способность заполнять пропуски зависит от знания правил орфографии (или правил последовательности букв), синтаксических правил и опыта. Способность «видеть» буквы и слова — это не пассивный процесс, а поиск перцептивных объектов, уже имеющих свои репрезентации в памяти.
В результате одного из этапов изучения процесса идентификации букв и слов, задуманного с целью определить, сколько мы можем разглядеть во время одной зрительной фиксации — в своего рода моментальном снимке,— были получены данные о том, как структура зрительного образа влияет на его идентификацию: оказалось, что целые слова легче идентифицировать, чем отдельные буквы.
К концу XIX в., когда экспериментальная психология вошла в лаборатории Западной Европы, французский ученый Эмиль Жаваль (Emile Javal, 1878) обнаружил, что при чтении глаз не движется по напечатанным строчкам, а совершает ряд небольших скачков — саккад, между которыми происходит короткая фиксация.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь