|
Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32156
Автор: Талайко С.В.
Название: Психология личности. Курс лекций. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Исследование незавершенных действий. Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у человека возникает некая потребность (состояние напряженности), он своими действиями старается "снять" это напряжение и восстановить внутреннее равновесие. Если по какой-то причине напряжение не снижается, система остается неразряженной.
Б. В. Зейгарник (1981) вспоминает случай в ресторане, когда Левин, подозвав официанта, который еще не выполнил заказ, попросил того вспомнить, что нужно подать к определенному столику. Несмотря на то что официант обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей памяти тот заказ, который еще не выполнил. Когда же К. Левин попросил его вспомнить, что заказывала покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним, приносил и уносил тарелки. Объяснить этот феномен можно было только тем, что в основе воспроизведения лежит напряженная система. Если система "разряжена", потребность вспоминать заказ пропадает. Теперь это предположение необходимо было проверить экспериментально. Б. В. Зейгарник, ученица Левина, осуществила экспериментальную проверку вышеизложенной гипотезы. В 1927 году она провела опыт, в процессе которого участникам предлагался некоторый набор задач. После того как они решали несколько из них, работа искусственно прерывалась. Таким образом, участники не решали весь намеченный набор задач. Гипотезы этого исследования были следующими: o Напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения. o Когда задание выполнено, напряжение снижается. o Когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти. То есть основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные. После эксперимента Зейгарник попросила воспроизвести содержание заданий. Анализ ответов испытуемых показал, что воспроизведение незаконченных действий превышает воспроизведение завершенных действий в 1,9 раза. Эта закономерность получила название эффекта Зейгарник. Итак, незаконченные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные. М. Овсянкина, так же как и Б. Зейгарник, российская студентка Левина, решила проверить предположение о сохранении напряженности в психологической среде, если действие не завершено, следующим образом. Ее гипотеза состояла в том, что человек склонен возвращаться к выполнению незавершенных заданий. Испытуемым предлагался ряд заданий. Под различными предлогами экспериментатор прерывала выполнение каждого из них. Затем делала вид, что не наблюдает за испытуемыми. В 86% участники эксперимента возвращались к выполнению незавершенных заданий. Таким образом, гипотеза подтвердилась Исследование замещающих действий. Если мы вспомним опыт М. Овсянкиной, то отметим, что не все испытуемые вернулись к выполнению прерванных заданий. Некоторые из них "разрядили" напряжение, созданное в системе, выполнив другие задания, которые стали для них своего рода замещением. А. Малер и К. Лиссиер повторили опыт М. Овсянкиной, но после прерывания заданий предлагали вместо них однородные. Гипотеза была следующей: однородные задания носят характер замещающих действий, то есть действий, разряжающих напряжение в системе. Гипотеза подтвердилась - процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок. Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находиться в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных систем). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной дифференцированностью, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были заменены однородными. Это объясняется затруднением процесса коммуникации между напряженными секторами, расположенными в их внутреннем пространстве поля. Согласно теории К. Левина, динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, то есть в воображаемом плане: мечтах, фантазиях. Основные выводы: Курт Левин-создатель психологической теории поля, которая является методом "анализа причинных соотношений и построения научных конструкций". o Эвристическая ценность теории поля заключается в том, что ее использование стимулирует становление и развитие новых концепций, проверку новых экспериментальных гипотез и выявление новых психологических феноменов. o Метод анализа психологических явлений, разработанный Куртом Левиным, включает в себя определенный понятийный аппарат. Среди терминов, необходимых для анализа жизненного пространства в данный момент времени, такие как: временная перспектива, психологическая валентность, вектор, локомоция, регион и граница. Ключевые понятия: Вектор; Валентность; Временная перспектива; Граница; Дедифференционная гипотеза; Дифференцированность жизненного пространства; Жизненное пространство; Забывание намерений ; Замещающее действие; Конфликт; Локомоция; Напряженность; Психологическое пространство; Регионы; Сила; Стили лидерства; Теория поля; Уровень притязаний; Фрустрация; Эффект незавершенных действий (Зейгарник). Литература: 11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. .С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с. 12. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с. 13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. Дополнительная литература: 1. Келли Дж. Теория личных конструктов. - Спб., 2000. 2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981. 3. Левин К. Теория поля. - СПб., 2000. 4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000. Часть III. Практикум по курсу "Психология личности" Примерные планы семинарских занятий Семинар 1. Теории личности в отечественной психологии 1. Представление об эндопсихике и экзопсихике, адаптация как основная задача личности, уровни адаптации, типология личности) (А.Ф. Лазурский). 2. Понятие "отношение" как системообразующего элемента личности, система отношений, структура отношения, отношение и установка (В.Н. Мясищев). 3. Системно-структурный подход к личности В.С. Мерлина: психические свойства личности, симтомокомплексы свойств личности, свойства симптомокомплекса, задача интегрального исследования индивидуальности. 4. Понимание личности и ее структуры, отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного в подструктурах личности (К.К. Платонов). 5. Личность как совокупность иерархических отношений деятельностей; иерархия смыслообразующих мотивов; процесс становления личности как процесс становления связной системы личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). 6. Внутренняя позиция личности как системообразующий признак структуры личности, направленность личности как устойчиво доминирующая система мотивов (Л.И. Божович). Темы рефератов 1. Психология индивидуальности В.С. Мерлина. 2. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович). 3. Психология отношений в концепции В.Н.Мясищева. Литература: 1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 2. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М., 1995. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. 4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. 5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996. 6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж. 1995. 7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. 8. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1999. - т. 2. - 544 с. Семинар 2. Самосознание личности 1. Понятие о самосознании и его структурных компонентах. 2. Я-концепция как совокупность установок личности, направленных на саму себя. Структура Я-концепции. 3. Самоотношение и самооценка. Структура самоотношения. 4. Основополагающие подходы в теориях "Я" У. Джемса, Дж. Мида, Ч. Кули. 5. Представления об идентичности Э. Эриксона. 6. Феноменологическая теория "Я" К. Роджерса. 7. Представления о самоактуализации и самоактуализирущейся личности в работах А. Маслоу. Темы рефератов 1. Мотивация и иерархия потребностей в концепции А. Маслоу. 2. Я - концепция и методы ее измерения в концепции К. Роджерса. 3. Тенденции самоактуализации в концепциях А. Маслоу и К. Роджерса. 4. Становление зрелой идентичности личности (Э. Эриксон). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|