Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165045

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Компетентность акмеологическая — категория, которая в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.
Компетентность профессиональная — в акмеологическом понимании — это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.
Компетентность психологическая — это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — большие социальные группы». По данным Н. В. Кузьминой, психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; аутопсихологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.
Критерий акмеологический (в узком понимании) — мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными.
Мастерство — категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующая свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близка к акмеологической категории «профессионализм деятельности».
Метод акмеологический — совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи. Ведущими акмеологическими методами в решении проблем личностно-профессионального развития являются сравнительный анализ высоко- и низкопродуктивной деятельности, свойств личности профессионала и «середняка» в профессии, акмеографические описания и разработка акмеограмм.
Метод акмеографический — разновидность акмеологического метода; является инструментальной реализацией акмеографического подхода, включает акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм.
Миссия личности — смысловая стратегическая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь.
Модель акмеологическая — система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Акмеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр.
Объект акмеологии — на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях.
Описание акмеографическое — способ представления информации предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальная или лингвистическая.
Подход акмеологический — базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.
Подход акмеографический — система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм.
Подход акмеоцентрический — подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеологических и акмеографических.
Показатели акмеологические — характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала.
Потенциал личностный — в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр., что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию.
Предмет акмеологии — на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и соответственно разные исследовательские сферы и практики. В более узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции, самоорганизации.
В широком понимании, предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования как индивида, индивидуальности субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации.
Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию.
Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие.
Путь жизненный — необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии.
Развитие личностно-профессиональное — это процесс развития личности (в широко понимании), преимущественно ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональные достижения, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.
Развитие гуманитарно-технологическое — процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие — это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» — процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения.
Самоэффективность — свойство личности, концептуально описанное А. Бандурой, подразумевающее убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы они были продуктивными.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь