Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58370

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

нормальный процесс развития семьи.
Нормативные семейные кризисы (стрессы) в развитии семьи — « точки необратимости », которые являются границами между стадиями жизненного цикла семьи (Шилов И. Ю., 2002, с. 84).
Таблица 14
Нормативные структурные семейные кризисы (Бариз Дж. Г., 1993)
Тип структурных изменений Структурный стрессор, определяющий
в семейной системе в ходе жизненного цикла семьи
физическое или психологическое членство
Образование брачной пары Обретение супруга
Обретение свойственников
Перестройка отношений с ориентационной
семьей
Инкорпорация новых или исключение
старых друзей
Рождение первого ребенка Обретение нового члена семьи
Возможный уход из мира внесемейной
работы — сопровождается потерей коллег
по работе и т. д.
Дети впервые идут в школу Отделение ребенка из семейной системы
в мир школы
Обретение учителя, друзей и приятелей
ребенка или принятие их как части
его мира
Связанное с работой присутствие - Флуктуирующее обретение - отделение,
отсутствие родителей или супругов в семье связанное с внесемейными ролями
Военная служба, рутинное отсутствие
в связи с исполнением служебных
обязанностей и т. д.
Стресс как результат повторяющихся
уходов и возвращений
Такие изменения, как возвращение матери
на учебу или работу, выход отца на пенсию
и его постоянное пребывание в доме
Подросток покидает дом Отделение подростка от семейной системь
в мир его друзей, учебы или работы
251
Продолжение табл. 14
Тип структурных изменений в семейной системе Структурный стрессор, определяющий в ходе жизненного цикла семьи физическое или психологическое членство
Появление в семье неродных детей Утрата супруга (смерть, развод и т. п.) Обретение приятелей и близких друзей подростка (того же или противоположного пола)
Включение других потомков в семейную систему: сводные дети, внуки, другие неродные дети
Отделение супруга из брачной пары, распад брачной пары. В случае развода пара может продолжать функционировать на другом уровне, например, как сородительство и т. д.
Жизненные циклы семьи и возникающие проблемы, которые могут приобретать характер нормативных кризисов, как видно из таблицы, отражают социальную ситуацию развития тех или иных членов семьи и возможности всех остальных перестроить себя и свои взаимоотношения. Другая характеристика развития семьи базируется на закономерностях возрастного развития каждого из ее членов и изменениях взаимоотношений с учетом тех новообразований, которые появляются у детей, родителей, старшего поколения.
Проблемы психического развития отдельно взятого человека всегда преломляются через систему семейных отношений, поэтому семья становится фактором развития.
Зарисовки из жизни
Динамика отношений в браке и проблемы развития супругов
И Иван Ильич женился.
Самый процесс женитьбы и первое время брачной жизни, с супружескими ласками, новой мебелью, новой посудой,
252
новым бельем, до беременности жены прошло очень хорошо, так что Иван Ильич начинал уже думать, что женитьба не только не нарушает того характера жизни легкой, приятной, веселой и всегда приличной и одобряемой обществом, который Иван Ильич считал свойственным жизни вообще, но еще усугубит его. Но тут, с первых месяцев беременности жены, явилось что-то новое, неожиданное, неприятное, тяжелое и неприличное, что нельзя было ожидать и от чего никак нельзя было отделаться.
Жена без всяких поводов, как казалось Ивану Ильичу, из каприза, как он говорил себе, начала нарушать приятность и приличие жизни: она без всякой причины ревновала его, требовала от него ухаживания за собой, придиралась ко всему и делала ему неприятные и грубые сцены.
...Он понял, что супружеская жизнь — по крайней мере с его женою — не содействует всегда приятности и приличию жизни, а напротив, часто нарушает их, и что поэтому необходимо оградить себя от этих нарушений. И Иван Ильич стал отыскивать средства для этого. Служба было одно, что импонировало Прасковье Федоровне, и Иван Ильич посредством службы и вытекающих из нее обязанностей стал бороться с женой, выгораживая свой независимый мир.
Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести. Рассказы. М., 1985. С. 301-302.
Адаптация к семейной жизни.
Один из моментов нормативного кризиса.
Перестройка отношений
Я просто опишу, как мы поссорились. Это произошло через несколько дней после свадьбы. Мы лежим в постели. Утро. Муж требует, чтобы я встала и подала ему в постель кофе. «Раз ты теперь моя жена, ты должна меня во всем слушаться», — говорит он. Я отказываюсь. Он настаивает: «Если ты через две минуты этого не сделаешь, то я встану и уйду на
253
весь день». Естественно, я не стала ничего делать. Он встал и ушел.
Тайны двоих / Сост. С. Агарков. М., 1990. С. 51.
Образование брачной пары.
Инкорпорация новых или исключение старых друзей
Мне 20 лет, а моему мужу 21 год. Мы поженились год назад, а теперь в нашей паре назревает конфликт. Мы оба учимся в МАИ, оба уже на 4 курсе. Живем мы одни, так что с этой стороны все хорошо. И в материальном смысле неплохо: Володя подрабатывает, помогают родители. Но вся проблема в том, что мой муж постоянно на праздники оставляет меня одну, практически бросает. Дело в том, что он увлекается спелеологией и привык на выходные, на праздники уходить в походы. До брака я это терпела, да и жила дома с родителями. Но вот мы поженились, и осталось то же самое. На праздники все жены — с мужьями, а я одна — неприкаянная, мне скучно и грустно. Конфликтовали, спорили, ссорились — он ни за что не соглашается бросить свою спелеологию. Зачем же мне такой муж? Если спелеология и подземная грязь и сырость ему дороже жены?
Там же. С. 25-26.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь