Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58376

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

После смерти бабушки мама назначила себя сердечни-цей и, при совершенно здоровом сердце, начала «умирать» при малейшей нагрузке и особенно при малейшем сопротивлении мужа или детей ее воле.
...Все женщины вокруг работали, но мама сочинила, что дисквалифицирована как специалист, а на курсы переквалификации пойти не может, потому что не может ездить в транспорте.
246
...В сорок недовольство жизнью превратилось в ее основное занятие.
Там же. С. 29-30.
Данные исследований
Психическое «выгорание»
При изучении феномена «профессиональное выгорание» были установлены его основные психологические содержательные характеристики и влияние на результаты профессиональной деятельности и качество жизни (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С, 2002).
Психическое выгорание, по мнению исследователей, характеризуется следующими признаками:
1. Эмоциональное истощение (сниженный эмоциональный фон, отсутствие «свежих» чувств, эмоциональная отстраненность в ситуациях интерперсонального общения, быстрое эмоциональное пресыщение, упадническое или депрессивное настроение).
2. Деперсонализация: обезличенное, иногда циничное отношение к подопечным, пресыщение рабочими коммуникациями, недовольство другими.
3. Редукция личных достижений и обязанностей, снижение активности трудовой мотивации, неадекватная самооценка собственных результатов деятельности, ухудшение отношения к самоэффективности, снижение персональной ответственности за результаты коллективной деятельности и др.
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: ухудшение психофизического самочувствия, головные боли, нарушение сна.
В результате сравнительного анализа разных профессиональных групп были обнаружены определенные отличия между ними как по типу «выгорания», так и по количеству «сгоревших» на работе.
247
Наибольшее количество «выгоревших» наблюдается среди учителей средних школ: 71% учителей (из 54 человек) имеют высокое эмоциональное истощение и 64% — мотивационно-установочное выгорание (редукция личных достижений). Врачи-терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто характеризуются эмоциональным истощением и деперсонализацией, а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и самоэффективности. Большое количество лиц с высоким и средним уровнем «выгорания» обнаружено среди социальных работников.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002. С. 140,143.
9.1.4. Проблемы личностного развития
Проблемы личностного развития на этом этапе возникают в связи с необходимостью определения своего места, решения ряда жизненных задач:
• генеративность — своя точка зрения на мир, его будущее и свое участие в нем (Э. Эриксон);
• стремление влиять на новое поколение;
• независимость от родителей и ее следствия (свобода и ответственность) ;
• создание семьи, собственное жилье;
• жизненные планы и их связь с социальным статусом;
• система ценностей.
При этом появление трудностей в большинстве случаев определяется наличием противоречий между:
• потребностью лучше и глубже разобраться в себе и не-сформированностью рефлексивного контроля;
• потребностью в признании и его отсутствием (в профессии, в семье);
248
• возникновением экзистенциальных вопросов («как жить? », « для чего жить? ») и неспособностью дать на них ответ;
• осознанием меры совпадения жизненных планов, мечты и результатов их достижения.
Зарисовки из жизни
Профессия и самооценка, отношения с окружающими
В описаниях нрава Гогена мы постоянно встречаем слова «самодовольный», «высокомерный», даже «заносчивый». Эту характеристику подтверждают слова, которыми Гоген отвечает Шуффу, когда тот кратко пожурил его: «Мне странно слышать, будто я сам приношу себе вред своим высокомерием. Людей, которые могут быть мне полезными, очень мало. Я их знаю и никого, по-моему, не обидел. Что до тех, кто может мне навредить — Писсарро и компания, — то их кудахтанье вызвано скорее моим талантом, чем нравом. Как я ни слежу за выражением своего лица, всем оно кажется снисходительным, будто это моя вина. И черт с ним! Нет смысла втираться в милость у идиотов — и у меня есть основания презирать большую часть человечества».
Конечной причиной бесспорной самоуверенности, самовлюбленности и эгоизма Поля Гогена была, разумеется, его нерушимая вера в свой талант и призвание, его твердое убеждение, что он великий художник...
Даниельссон Б. Поль Гоген в Полинезии. М., 1973. С. 30-31.
9.1.5. Проблемы в семье и ее развитие
Создание семьи и ее развитие — отличительная социальная ситуация данного возрастного периода.
Разрешение противоречия (потребность в близости и боязнь
249
потери идентичности) у большинства людей наступает при вступлении в брак. Но кажущийся очевидным путь снятия проблемы предполагает разрешение других, более частных противоречий, связанных с принятием решения закрепить близкие отношения брачным контрактом (регистрацией и т. п.). Это противоречия между:
• существующими социальными эталонами относительно социального статуса — «замужняя», «женатый», «незамужняя», «холостой» — и потребностью человека соответствовать социально принятым нормам;
• желанием отделиться от родительской семьи и финансовой (жилищной) зависимостью от родителей;
• боязнью, неготовностью принять на себя ответственность за другого человека и переживанием отношения к себе как самостоятельному, самодостаточному;
• желанием иметь собственную семью и зависимостью от родительской семьи.
С момента заключения брака процесс создания семьи только начинается, поскольку семья базируется, прежде всего, на системе отношений — как между супругами, так и внутри расширенной семьи. Именно в процессе создания отношений формируется стиль взаимоотношений в семье, который составляет фундамент семьи, ее эмоциональное благополучие, здоровье ее членов, воспитание детей и пр. Процесс развития отношений в семье становится фактором развития человека, который, по мере разрешения семейных проблем, приобретает все новые психические качества и развивается эволюционно, в противном случае, наоборот, наступает застой в развитии или его деструктивные признаки.
Семья как отражение отношений развивающихся в ней людей имеет свою динамику развития, которая на определенных этапах сопровождается кризисами. Специалисты установили, что этот процесс имеет закономерный характер. И назвали эти кризисы нормативными, то есть отражающими
250



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь