|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58376
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке После смерти бабушки мама назначила себя сердечни-цей и, при совершенно здоровом сердце, начала «умирать» при малейшей нагрузке и особенно при малейшем сопротивлении мужа или детей ее воле.
...Все женщины вокруг работали, но мама сочинила, что дисквалифицирована как специалист, а на курсы переквалификации пойти не может, потому что не может ездить в транспорте. 246 ...В сорок недовольство жизнью превратилось в ее основное занятие. Там же. С. 29-30. Данные исследований Психическое «выгорание» При изучении феномена «профессиональное выгорание» были установлены его основные психологические содержательные характеристики и влияние на результаты профессиональной деятельности и качество жизни (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С, 2002). Психическое выгорание, по мнению исследователей, характеризуется следующими признаками: 1. Эмоциональное истощение (сниженный эмоциональный фон, отсутствие «свежих» чувств, эмоциональная отстраненность в ситуациях интерперсонального общения, быстрое эмоциональное пресыщение, упадническое или депрессивное настроение). 2. Деперсонализация: обезличенное, иногда циничное отношение к подопечным, пресыщение рабочими коммуникациями, недовольство другими. 3. Редукция личных достижений и обязанностей, снижение активности трудовой мотивации, неадекватная самооценка собственных результатов деятельности, ухудшение отношения к самоэффективности, снижение персональной ответственности за результаты коллективной деятельности и др. 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: ухудшение психофизического самочувствия, головные боли, нарушение сна. В результате сравнительного анализа разных профессиональных групп были обнаружены определенные отличия между ними как по типу «выгорания», так и по количеству «сгоревших» на работе. 247 Наибольшее количество «выгоревших» наблюдается среди учителей средних школ: 71% учителей (из 54 человек) имеют высокое эмоциональное истощение и 64% — мотивационно-установочное выгорание (редукция личных достижений). Врачи-терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто характеризуются эмоциональным истощением и деперсонализацией, а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и самоэффективности. Большое количество лиц с высоким и средним уровнем «выгорания» обнаружено среди социальных работников. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002. С. 140,143. 9.1.4. Проблемы личностного развития Проблемы личностного развития на этом этапе возникают в связи с необходимостью определения своего места, решения ряда жизненных задач: • генеративность — своя точка зрения на мир, его будущее и свое участие в нем (Э. Эриксон); • стремление влиять на новое поколение; • независимость от родителей и ее следствия (свобода и ответственность) ; • создание семьи, собственное жилье; • жизненные планы и их связь с социальным статусом; • система ценностей. При этом появление трудностей в большинстве случаев определяется наличием противоречий между: • потребностью лучше и глубже разобраться в себе и не-сформированностью рефлексивного контроля; • потребностью в признании и его отсутствием (в профессии, в семье); 248 • возникновением экзистенциальных вопросов («как жить? », « для чего жить? ») и неспособностью дать на них ответ; • осознанием меры совпадения жизненных планов, мечты и результатов их достижения. Зарисовки из жизни Профессия и самооценка, отношения с окружающими В описаниях нрава Гогена мы постоянно встречаем слова «самодовольный», «высокомерный», даже «заносчивый». Эту характеристику подтверждают слова, которыми Гоген отвечает Шуффу, когда тот кратко пожурил его: «Мне странно слышать, будто я сам приношу себе вред своим высокомерием. Людей, которые могут быть мне полезными, очень мало. Я их знаю и никого, по-моему, не обидел. Что до тех, кто может мне навредить — Писсарро и компания, — то их кудахтанье вызвано скорее моим талантом, чем нравом. Как я ни слежу за выражением своего лица, всем оно кажется снисходительным, будто это моя вина. И черт с ним! Нет смысла втираться в милость у идиотов — и у меня есть основания презирать большую часть человечества». Конечной причиной бесспорной самоуверенности, самовлюбленности и эгоизма Поля Гогена была, разумеется, его нерушимая вера в свой талант и призвание, его твердое убеждение, что он великий художник... Даниельссон Б. Поль Гоген в Полинезии. М., 1973. С. 30-31. 9.1.5. Проблемы в семье и ее развитие Создание семьи и ее развитие — отличительная социальная ситуация данного возрастного периода. Разрешение противоречия (потребность в близости и боязнь 249 потери идентичности) у большинства людей наступает при вступлении в брак. Но кажущийся очевидным путь снятия проблемы предполагает разрешение других, более частных противоречий, связанных с принятием решения закрепить близкие отношения брачным контрактом (регистрацией и т. п.). Это противоречия между: • существующими социальными эталонами относительно социального статуса — «замужняя», «женатый», «незамужняя», «холостой» — и потребностью человека соответствовать социально принятым нормам; • желанием отделиться от родительской семьи и финансовой (жилищной) зависимостью от родителей; • боязнью, неготовностью принять на себя ответственность за другого человека и переживанием отношения к себе как самостоятельному, самодостаточному; • желанием иметь собственную семью и зависимостью от родительской семьи. С момента заключения брака процесс создания семьи только начинается, поскольку семья базируется, прежде всего, на системе отношений — как между супругами, так и внутри расширенной семьи. Именно в процессе создания отношений формируется стиль взаимоотношений в семье, который составляет фундамент семьи, ее эмоциональное благополучие, здоровье ее членов, воспитание детей и пр. Процесс развития отношений в семье становится фактором развития человека, который, по мере разрешения семейных проблем, приобретает все новые психические качества и развивается эволюционно, в противном случае, наоборот, наступает застой в развитии или его деструктивные признаки. Семья как отражение отношений развивающихся в ней людей имеет свою динамику развития, которая на определенных этапах сопровождается кризисами. Специалисты установили, что этот процесс имеет закономерный характер. И назвали эти кризисы нормативными, то есть отражающими 250 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|