Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47191
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Феминизм и конструкционизм. В союзе с постмодернизмом конструкционизм выступает с феминист-
1 Лиддон (Lyddon, 1995) дает краткую характеристику многочисленных версий конструктивизма и классифицирует их в соответствии с четырьмя родами причин по Аристотелю: формальной, материальной, действующей и финальной. Прават (Prawat, 1996) описывает шесть типов, в ряду которых социальный конструкционизм Гергена и тесно связанный с ним постмодернизм Рорти составляют единый стиль. 219 ской оценкой науки, в которой наблюдается значительное преобладание мужских представлений в области методологии и интерпретации. Эвелин Келлер (Evelyn Keller, 1983), получившая подготовку в области теоретической физики, указывает на то, что женский подход к научным проблемам привносит в науку ценный взгляд, который может оказаться весьма плодотворным, примером чему является разработанная Барбарой МакКлинток (Barbara McKlintock) процедура изучения генетики семян (corn genetics), предполагающая поиск организации и функции, а не рассматривающая ген как командный центр, обладающий абсолютной властью. Это позволило получить результаты, за которые МакКлинток была удостоена Нобелевской премии по медицине в 1983 году, но при этом ей пришлось бороться с мужским негативизмом в отношении некоторых ее концепций и финансирования ее исследований. Келлер утверждает, что женщинам свойственно заниматься поисками более сложных взаимодействий, тогда как мужчины часто пытаются обнаружить лишь линейные причинно-следственные связи. Это привело мужчин к переоценке контролирующей роли ДНК, не принимая при этом во внимание ее взаимодействия с другими молекулами. Аналогичное замечание делает Бон-ни Спэниер (Bonnie Spanier, 1995), микробиолог и специалист по женским исследованиям (women's studies). Несмотря на наличие фактов, свидетельствующих об интеракционной роли самых различных сложных молекул, проведенный ею обзор учебников и журнальных статей показал, что для них типичен один и тот же шаблон приписывания гену контролирующих функций и помещения его на вершине иерархии молекул в клетке. Большинство ученых-феминисток хотели бы привлечь больше женщин в сферу науки и придать ей качественное измерение, сохраняя количественное (Nemecek, 1997). Вдобавок они хотели бы, чтобы наука уделяла внимание социальным ценностям и ген-дерным предрассудкам, под влиянием которых находятся ученые. В этой связи стоит напомнить, что признание факта влияния на эксперименты необъективности как самих исследователей, так и испытуемых, привело к внедрению в научную практику двойного слепого эксперимента. Результаты многих более ранних исследований могут быть поставлены под сомнение, поскольку в течение многих лет такие средства контроля отсутствовали. Однако многие феминистки пытаются выйти за рамки вопросов методологического контроля. Они призывают перейти от взгляда на науку как мужскую прерогативу к рассмотрению ее как общечеловеческой сферы деятельности, которая рассматривает и развивает различные точки зрения и отказывается от представлений о мужском интеллектуальном превосходстве — превосходстве, основанном на политической власти, а не на критериях науки, даже если оно является непреднамеренным и неучтенным. Более широкий подход, утверждают они, будет способствовать только разви- тию, а не деградации науки. «Сама природа является нашим союзником, полагаясь на которого мы можем создать импульс к действительным изменениям: ответы со стороны природы каждый раз заставляют нас пересматривать термины, в которых конструируется наше понимание науки» (Keller, 1995, pp. 175-76). Критические замечания, аналогичные сделанным в отношении генетики, могут быть направлены и в адрес господствующих тенденций в психологии: использования количественных методов в ущерб качественным и предположения линейной причинно-следственной зависимости в допущении об управляемом мозгом организме или вызываемых средой реакциях. Вторжения в другие области. За последние двадцать лет конструкционизм приобрел господствующее влияние в области женских исследований и в социологии, в особенности в исследованиях социальных проблем, а также в некоторых разделах антропологии. Меньшего успеха он добился в психологии (Sarbin & Kitsuse, 1994), за исключением социальной и педагогической психологии, в которых ему удалось занять достойное место. (Когнитивизм также приобрел значительное влияние в социальной психологии, тогда как наиболее традиционное направление в социальной психологии переместилось в школы бизнеса.) Герген (Gergen, 1985) хотел бы ввести конструкционизм во все разделы психологии, поскольку он считает психологию — как и другие науки — «формой социального процесса» (р. 266). ПОЛУЭКСПЛИЦИТНЫЕ ПОСТУЛАТЫ СОЦИАЛЬНОГО К0НСТРУКЦИ0НИЗМА Ниже следуют постулаты, которыми, по-видимому, руководствуется Герген. Большинство из них в значительной степени эксплицитны, однако некоторые были выведены нами логическим путем. • Протопостулаты (общие руководящие допущения, касающиеся науки в целом или, в данном случае, общей методологии исследования): 1. Мы не можем установить никаких универсальных истин в отношении мира. 2. Единственным типом событий в природе, в существовании которых мы можем быть уверены, являются социальные события. 3. Каждый человек в отдельности не обладает знанием, [поскольку] знание представляет собой не что иное, как тип отношений, существующих в человеческой общности (community). 220 4. Ни разумная душа (mind), в которой мир отображается и генетически организуется, ни наблюдения за миром вокруг нас не являются источником знания. 5. Отношения между людьми, сведенными вместе историей и объединенными культурой, определяют формы выражения, посредством которых мы понимаем мир. 6. Наука, логика, мифология, религия, мистицизм, общественное мнение и литература имеют равные основания претендовать на истину в качестве социальных традиций (social conventions). 7. Социальный конструкционизм имеет не больше прав претендовать на истину, чем любой другой подход. Сущность данного подхода, как и остальных, состоит в попытке осмыслить повторяющиеся паттерны. 8. Социальное сообщество (social community) может оценивать или обосновывать достоверность своих утверждений только внутри самого себя, однако, в силу культурных различий, оно не может делать этого в отношении утверждений другого сообщества. 9. Наиболее существенным вкладом науки в культуру, частью которой она является, служит обеспечиваемая ею «теоретическая интеллигибельность». 10. Апелляция к логике, а также к фактическим свидетельствам не имеет силы за пределами социальных групп, в рамках которых данные формы [доказательства и демонстрации истинности] культурно и исторически сложились, хотя процедуры логического вывода могут использоваться при формулировании положений социального конструк-ционизма, а также в ходе критического анализа формулировок других подходов; при этом обращение к фактическим свидетельствам может использоваться наряду со средствами логики. • Метапостулаты (поддерживающие допущения для конкретной науки): 1. Отказавшись от претензий на истину, социальный конструкционизм призывает других исследовать возможные варианты, которые придавали бы реальности осмысленность, а также рассматривать альтернативные способы объяснения [наблюдаемых ими событий]. 2. Придерживаясь тотального релятивизма, социальный конструкционизм воздерживается от собственной позиции по каким-либо вопросам научного, морального, политического или иного характера. Данные вопросы могут рассматриваться только в контексте конкретной культуры. 3. Индивидуальные характеристики могут быть сведены к дискурсу социальной группы. 4. Мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно. Требование истинности заключается в сочетаемости слов, содержащих в себе логическое утверждение [пропозицию]. 5. Социальный дискурс — единственная форма знания, и это знание не выходит за рамки той социальной группы, для которой характерен данный [тип] дискурса. • Постулаты (допущения, относящиеся к предмету изучения): 1. Психология изучает социальный дискурс как единственный базис знания. 2. Социальный дискурс содержит истину или знание только на локальном уровне, на котором порождается данный тип дискурса.2 3. Каузальность возникает не под действием внутренних факторов (души (mind), мозга, воли или других индивидуальных конструктов), ее источник находится в социальном сообществе. ИССЛЕДОВАНИЯ Конструкционистское исследование использует любые процедуры, обеспечивающие интеллигибельность в пределах отдельного социального сообщества. Широкое распространение получило интервьюирование и составление повествовательных текстов (narrative-writing). Более изощренные процедуры, используемые в ряде конструкций, включают Q-методологию (см. главу 11), представляющую собой строгий и мощный количественный метод обнаружения различных комбинаций субъективности, по которым люди могут быть объединены как разделяющие одни и те же социальные конструкции. Темы исследований включают лесбиянство и феминизм (Kitzinger, 1986, 1987; Kitzinger & Stainton Rogers, 1985), феминизм и порнографию (Gallivan, 1994), жестокое обращение с детьми (Staintion Rogers & Staintion Rogers, 1989), социальные и бихевиоральные тексты (Curt, 1994; McKeown, 1990), и психопатологию (Stowell-Smith, 1997). Некоторые конструктивисты считают повествование наиболее эффективным средством описания конструкционистских исследований и концепций (Sarbin & Kitsuse, 1994). Используя еще одну процедуру, пять исследователей описали свои воспоминания и размышления об эмоциональных событиях, затем совместно обсудили их, обращая внимание на общие паттерны воспоминаний и анализируя, какими способами конструировались значения 2 Герген (1985) утверждает, что поскольку (а) конструкционизм следует нормативным правилам сообщества, (б) правила могут быть подвергнуты критике по историческим и культурным основаниям, и (в) конструкционизм оценивает этичность научной деятельности с точки зрения всего общества, данный подход не является полностью релятивистским. 221 в их социальном контексте (Kippax et al., 1988; Crawford et al., 1990). Герген (Gergen, 1994b, 1997) перечисляет такие темы, как враждебность, познание (cognition), аттитю-ды, структура личности, эмоции, развитие ребенка и физическая боль, а также тревога, шизофрения, депрессия, анорексия и булимия, множественная личность и другие психиатрические диагнозы, ставшие объектом исследования в качестве социальных конструкций. Иными словами, они являются конструкциями, сформированными в сообществе, и не подлежат более широкому распространению. Конструкционисты также интересуются точками зрения других с целью предложить альтернативы конвенциональным взглядам и линиям поведения (policies), таким как, например, эмоциональное поведение, которое является культуроспеци-фичным. Конструкционистов интересуют изменения исторических представлений о детях, кросс-культурные сравнения детей и культурно-исторические вариации материнской любви. Они изучали страсть, ревность, обонятельные и вкусовые ощущения как социальные процессы. Они также изучали изменяющиеся представления о психологии человека, участниках исследований и сущности экспериментальной психологии. Они представили описания сконструированной сущности (nature) человеческого тела, половых различий, медицинских заболеваний, беременности, детства, интеллекта, жестокого обращения с женами и периода жизни (life course). Им удалось описать тендерные роли, уголовные преступления и агрессию как результат взаимодействий, а не внутренних импульсов, а также осветить такие темы, как тендерные предрассудки, бедственное положение меньшинств, расизм и другие социальные проблемы. Большинство этих исследований носят эмпирический характер; однако, согласно представителям конструкционизма, они не претендуют на истинность и не гарантируют истинности предлагаемых ими выводов. Они только предлагают конструкцию социальной жизни, представляющую ее в новом свете, и драматизируют описание реальности, рассматривая ее в новой перспективе и представляя альтернативные подходы к действию. «Каждая из форм теоретической интеллигибельное™ (или, на обыденном языке, удобопонятности) — когнитивная, бихевиористская, феноменологическая, психоаналитическая и другие — предоставляет в распоряжение культуры дискурсивные средства организации социальной жизни» (Gergen, 1994b, p. 142). Конструкционисты признают, что все эти формы выполняют определенную роль и могут рассматриваться как часть кон-струкционистского социального ландшафта, однако ни одна из них не должна занимать господствующее положение. Мы не найдем в конструкционистских исследованиях традиционных тенденций психологического исследования, направленных на поиск общих ответов (generalities) на такие вопросы, как, например, является ли более эффективным концентрированное или распределенное упражнение, какие пат- терны реакции вызывает тот или иной режим подкрепления или какие условия способствуют поддержанию или изменению перцептивных константное-тей (хотя конструкционистов могут интересовать культурные различия данных форм поведения). Мы не обнаружим даже в социальной психологии, основном прибежище конструкционизма, ничего, напоминающего классические демонстрации Шерифа (Sherif), проведенные в естественной обстановке подросткового лагеря и показывающие, каким образом можно спровоцировать враждебные столкновения между группами и что эти враждующие группировки могут объединиться против общей угрозы и даже превратиться в союзников и друзей. Анализируя постмодернистские исследования в области образования, Констас (Constas, 1998) утверждает, что его повествовательная методология не должна становиться единственным средством исследования, вытесняя систематические исследования, а должна занять свое место в ряду многих других методологий. Констас отрицает, что «упорядоченное мышление и рациональный анализ подавляют человеческий дух и попирают политические права людей, которых мы изучаем» (р. 28). Он находит, что большинство постмодернистских исследований воздерживается от выводов и рекомендаций; они являются настолько неопределенными, что могут оказать мало пользы педагогам. Кроме того, научные отчеты постмодернизма, в значительной степени отягощенные грузом научной литературной традиции, как это имеет место в большинстве постмодернистских исследований, могут способствовать только увеличению разрыва между педагогами-практиками и исследователями. Однако если они будут изложены в формах, используемых в художественной и критической литературе, они могут оказать значительную помощь в установлении коммуникации между ними. Важная роль, которую могут сыграть повествовательные исследования, полагает Констас, состоит в изложении результатов исследований в повествовательной форме, так чтобы исследователь мог доступно изложить свои результаты для учителей, администрации учебных заведений и широкой публики. . ПСИХОТЕРАПИЯ Принципы Традиционная психотерапия сосредоточена преимущественно на индивидуальных восприятиях и понимании. Конструкционистская терапия переносит акцент с интереса к индивиду на социальный языковой процесс. Она задается вопросом, может ли конкретное самоописание быть представлено в новой 222 форме и могут ли альтернативные описания также хорошо соотноситься с фактами (Gergen, 1994b). В ходе терапии разрабатывается новый набор конструкций, представляющих собой альтернативы старым (Fruggeri, 1992). Болезни и проблемы становятся культурными конструкциями, а не самостоятельной реальностью. Дисфункциональные семьи, тревога, депрессия и страдание воспринимаются как таковые лишь в определенной социальной перспективе. Диагностика становится излишней, а лечение превращается в перестраивание (reconstrual) социальных перспектив. Представление о том, что человеку необходимо измениться и что это изменение может вызвать терапевт, должно быть оставлено. Вместо этого терапевта следует рассматривать как участника-наблюдателя, сотрудничающего с клиентом в создании контекста, в котором могут развиться новые и приносящие большее удовлетворение реалии (Hardy, 1993). Терапия — это процесс формирования значений, присущих определенным типам отношений между терапевтом и клиентом, в ходе которого терапевт и клиент со-развивают (co-evolve) значения посредством диалога. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|