|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 264993
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке мулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль неконкретна,
появляются побочные нюансы и т.п. Помните: конфликтная ситуация— это симптом будущей болезни под названием «конфликт». Только правильный диагноз дает надеждуна исцеление. 5.5. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он знает, тем больше расстраивается его мышление. Г. Спенсер Классификация и типология конфликтов По направленности различают конфликты горизонтальные, вертикальные и смешанные. Горизонтальные конфликты: в них не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении. В вертикальных конфликтах участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. На конфликты, имеющие вертикальную составляющую (вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем 70—80 % от их общего числа. Они наиболее нежелательны для руководителей и кадровиков: участвуя в таком конфликте, они «связаны по рукам и ногам». Любое действие и распоряжение в данном случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму самого конфликта. Даже в случае абсолютной объективности руководителя они будут в каждом его шаге видеть происки по отношению к своим оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, недопонимание с лихвой компенсируется, как правило, домыслами, преимущественно негативного свойства. Тем самым конфликт лишь усугубляется, становится чрезвычайно трудно работать в таких условиях. Уже из этого предварительного рассмотрения ясно, что наибольшую осторожность надо проявлять в случае вертикальных конфликтов (стараться погасить их в зародыше). Конфликты, возникающие на предприятии, в организации, могут быть конструктивными (созидательными) и деструктивными (разрушительными). Первые приносят пользу делу, вторые — вред. От первыхуходить нельзя, от вторых — необходимо. Различают также конфликты, вызываемые либо объективными, либо субъективными причинами. По сфере разрешения конфликтов можно их подразделить на те, что разрешаются в деловой сфере, и такие, которые разрешаются в личностно-эмоциональной сфере. Можно оценить и степень неизбежности конфликта (табл. 5.1). I. Таблица 5.1 Классификация конфликтов по степени их неизбежности Тип конфликта Конфликтные ситуации Закон, формула Степень неизбежности А Нет Закон эскалации конфликтогенов Случаен Б Одна Первая формула конфликта Закономерен В Две или более Вторая формула конфликта Неизбежен Тип А: конфликты этого типа случайны, во-первых, потому, что и первый конфликтоген нередко случаен; во-вторых, не всякий конфликтоген неизбежно приводит к конфликту; в-третьих, может не последовать ответного конфликгогена. Тип Б: если не работать над устранением конфликтной ситуации, то конфликт рано или поздно произойдет, в этом смысле он закономерен. Ведь при наличии конфликтной ситуации, накопившихся противоречий для возникновения конфликта достаточно и одного инцидента. Им может стать любой конфликтоген. Тип В: при наличии нескольких конфликтных ситуаций, если не устранить их, конфликт неизбежен. Любая новая конфликтная ситуация лишь усугубляет противоречия, возрастает вероятность конфликта, то есть она намного выше, чем в случае Б. Типами А, Би В исчерпываются все возможные схемы возникновения конфликтов. Они становятся основой для создания алгоритмов профилактики и разрешениялюбыхконфликтов. Ключевую роль при этом играет правильная формулировка конфликтной ситуации, о которой мы говорили выше. Взаимосвязи между составляющими конфликта Конструктивные конфликты имеют объективные причины. Деструктивные конфликты обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Разрешаться конструктивные конфликты должны как в деловой, так и в личностно-эмоциональной сфере. Дело в том, что конструктивный конфликт, порожденный объективными причинами, в процессе его разрешения (что занимает немало времени) порождает напряженность в отношениях между участниками этого конфликта. Поэтому полное разрешение конфликта предполагает как их реакцию на объективные причины, так и устранение возникшей личной неприязни. Взаимосвязь между причинами, характером конфликтов и сферой их разрешения наглядно отображена на схеме, показанной ниже на рис. 5.3. Рис. 5.3 5 6 КОНФЛИКТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ Так как вы не можете делать все, чего хотите, то желайте только того, что можете сделать Теренций Источники конструктивных конфликтов В школе верховой езды не хвалят наездника, удержавшегося на вздыбившейся лошади. Ибо специалист знает, что под хорошим наездником лошадь не встанет на дыбы. Так жеи в руководстве людьми. Наибольшей похвалы достоин тот руководитель, который предупреждает конфликты или по крайней мере разрешает их в зародыше. Поэтомууправление конфликтами начинается с их предвидения. А чтобы предвидеть, необходимо знать причины, наиболее часто приводящие к конфликтам. Обычно это недостатки в организации производства и управления. Наиболее часто приводят к конфликтам 1) недовольство оплатой труда; 2) неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т.п.); 3) недостатки в организации труда; 4) несоответствие прав и обязанностей работников; 5) неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина); 6) неудобный графикработы; 7) упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине); 8) необеспеченностьресурсами (вчастности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими); 9) отсутствие четкости в распределении обязанностей (неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции — забвение принципа управления: управлять предпочтительнее с помощью инструкций, а не приказов); 10) низкийуровень трудовой и исполнительскойдисциплины; 11) конфликтогенные (способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры (например, начальники цехов могут получать ежедневно по 15—20 указаний или т Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|