Борисов В. А. Демография.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 26437

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Возрастные
группы
(лет)
Возрастные коэффициенты смертности
mx, ‰
Возрастная структура
населения Украины
по переписи 1989 г.,
принятая за стандарт
x0, в долях единицы



mxx0
1990 1995 1990 1995
0—4 3,9 4,1 0,0737 0,2874 0,3022
5—9 0,5 0,6 0,0718 0,0359 0,0431
10—14 0,4 0,5 0,0703 0,0281 0,0352
15—19 1,1 1,6 0,0690 0,0759 0,1104
20—24 1,7 2,7 0,0652 0,1108 0,1760
25—29 2,1 3,4 0,0769 0,1615 0,2615
30—34 2,7 4,6 0,0758 0,1819 0,3487
35—39 3,6 6,3 0,0727 0,2617 0,4580
40—44 5,0 8,9 0,0526 0,2630 0,4681
45 — 49 7,6 12,3 0,0626 0,4758 0,7700
50—54 10,3 17,1 0,0720 0,7416 1,2312
55—59 15,2 21,4 0,0574 0,8725 1,2284
60—64 22,0 29,7 0,0628 1,3816 1,8652
65—69 29,6 39,2 0,0393 1,1633 1,5406
70—74 45,7 51,3 0,0275 1,2568 1,4108
75—79 71,6 78,2 0,0277 1,9833 2,1661
80—84 114,4 123,2 0,0150 1,7160 1,8480
85 и старше 201,8 214,4 0,0077 1,5539 1,6509
Итого 11,2 15,0 1,0000 12,5510 15,9144

Теперь вычислим индексы динамики общих коэффициентов смертности в России за 1990 — 1995 гг. Индекс динамики фактических общих коэффициентов уже известен из предыдущего раздела. Он равен:

Индекс динамики стандартизованных коэффициентов смертности будет иным:

Хотя по условию задачи нам не известна возрастная структура на начало и конец изучаемого периода, мы можем узнать ее влияние на динамику общего коэффициента смертности. Для этого вспомним взаимосвязь трех индексов динамики общего коэффициента смертности из предыдущего раздела: Jm = Jmx x Jx, т.е. индекс динамики фактических общих коэффициентов смертности равен произведению двух индексов, первый из которых характеризует изменение величины общего коэффициента смертности за счет действительного изменения смертности, а второй индекс — изменение той же величины общего коэффициента смертности за счет изменения возрастной структуры населения. Таким образом, по двум известным элементам вышеприведенного уравнения взаимосвязи трех индексов нетрудно определить третий индекс:
. Отсюда: 1,339/1,268 = 1,056.
Окончательный вывод: уровень смертности населения в России увеличился за 1990—1995 гг. на 26,8% (а не на 33,9%, как свидетельствует изменение общего коэффициента смертности), а еще 5,6% роста — результат изменения (постарения) возрастной структуры населения. Полученные прямым методом стандартизации коэффициентов результаты несколько отличаются от аналогичных результатов, полученных с помощью индексного метода. Это результат грубости расчетов, их приблизительности. Но все же различия невелики.

6.4.2. Косвенный метод стандартизации
Если в распоряжении исследователя имеются данные о возрастной структуре сравниваемых совокупностей населения, но неизвестны возрастные коэффициенты смертности и нет исходных данных для их расчета, то можно произвести стандартизацию коэффициентов косвенным методом. В этом случае за стандарт принимаются возрастные коэффициенты какого-либо населения, которые можно найти в статистических справочниках.
При этом методе стандартизация производится косвенно, т.е. мы задаемся вопросом, каким было бы общее число умерших, если бы возрастные коэффициенты смертности во всех сравниваемых группах были бы одинаковыми и именно такими как в стандарт-населении (т.е. в населении, принятом за стандарт). Это рассуждение можно выразить в виде формулы: M = Мх = Px mx, или, если эту формулу пересказать словами, она означает, что общее число умерших M равно сумме умерших во всех возрастных группах Мx, которая, в свою очередь, может быть представлена в виде суммы произведений численности населения каждой возрастной группы на соответствующий ей возрастной коэффициент смертности. По условию нам известны возрастные структуры сравниваемых групп населения, но неизвестны их возрастные коэффициенты смертности. Поэтому заменяем неизвестные возрастные фактические коэффициенты смертности произвольно подобранными (из справочника, относящимися к любому населению, о котором мы все же априори знаем, что его повозрастная смертность не слишком отличается от смертности в сравниваемых населениях). Используя возрастные коэффициенты смертности населения, принятого за стандарт, получаем так называемые условные числа умерших, т. е. числа умерших, какими они были бы при условии, что повозрастная смертность во всех сравниваемых группах населения одинакова и такая, как в населении, принятом за стандарт. В виде формулы это можно изобразить таким образом: М0 = Px х тх0, где M0  условное число умерших, Рх — фактические возрастные структуры сравниваемых населений, и тх0  возрастные коэффициенты смертности населения, принятые за стандарт. Сравнивая затем фактическое число умерших в каждом населении с соответствующим этому населению условным числом умерших, получаем индекс, показывающий, насколько фактическая повозрастная смертность в сравниваемом населении (или группе населения) отличается от смертности стандарт-населения. Умножая этот индекс на общий коэффициент смертности стандарт-населения (т0), получаем в итоге стандартизованный коэффициент смертности для каждого сравниваемого населения. Окончательно наши рассуждения удобно выразить следующей формулой:
(6.8)
где тCТ — стандартизованный общий коэффициент смертности; Рх — возрастные группы сравниваемого населения; М — общее число умерших в сравниваемом населении; тх0 — возрастные коэффициенты смертности населения, принятого за стандарт, и т0 — общий коэффициент смертности населения, принятого за стандарт.
Но расчет самих стандартизованных коэффициентов смертности для проведения сравнений уровней смертности на самом деле вовсе не обязателен. Это, скорее всего, лишь дань привычке, уступка нашему желанию увидеть коэффициенты смертности в привычном виде. Однако эта привычка не безобидна, так как заставляет некоторых аналитиков трактовать величину стандартизованного коэффициента аналогично фактической. В этом случае нередко рассуждают так: «Фактические коэффициенты измеряют процесс неправильно, потому что их величина зависит от особенностей возрастной структуры. А стандартизованные коэффициенты (их величина) отражают уровень демографического процесса правильно, потому что они свободны от влияния возрастной структуры». Между тем величина стандартизованного коэффициента вовсе не характеризует уровень смертности. Сама по себе она — условна, самостоятельного значения не имеет никакого (ведь она во многом зависит от особенностей возрастной структуры стандарт-населения).
Поэтому вполне можно ограничиться расчетом индексов, выражающих соотношение фактических и условных чисел умерших, с последующим сравнением между собой уже этих индексов. Представим это рассуждение в виде формулы:

JmСТ (6.9)
где все условные обозначения известны из предыдущей формулы. От подобного упрощения расчет станет только точнее (за счет сокращения количества округлений).
В качестве примера сравним уровни смертности мужского и женского населения России в 1995 г. (таблица 6.4). Общие коэффициенты смертности мужского и женского населения России в 1995 г. составили соответственно 16,9 и 13,3‰. Отсюда определяем, что уровень смертности мужчин выше, чем женщин, на 16,9/13,3 = 1,271, т.е. на 27,1%. Это немало, но с такой разницей можно было бы согласиться. Однако мы догадываемся, что именно в силу более высокой продолжительности жизни женщин по сравнению с мужчинами их возрастная структура в среднем старше аналогичной структуры мужского населения. Стандартизация коэффициентов смертности позволяет устранить (элиминировать) влияние различий возрастной структуры мужского и женского населения на величину общих коэффициентов смертности, так сказать, уравнять их в этом отношении. Окончательный расчет по формуле будет таким:
JmСТ = 1197048 / 779467 х 1428193 / 1055541 = 1,536 х 1,353 = 2,078



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Харченко Л.П. Демография
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Абзалова Эльвира Наилевна. Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
  • Якушева Мария Александровна. Творческая разработка 'Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ'
  • Психологические причины возникновения бесплодия
  • Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
  • Материнство как социокультурный феномен, типы материнства, причины кризиса традиционного материнства и пути его преодоления
  • Высокий рост мужа влияет на счастье жены
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Главный Редактор. Детский День рождения по-японски
  • Притча «Женщин можно не учить продажам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Есина Валентина Николаевна. Презентация 'ДЕНЬ МАТЕРИ'
  • Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект
  • Как пережить расставание с любимым человеком.
  • Шрамы на лице привлекают женщин
  • Фригидность; frigidity
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Редактор. Сценарий «Принцесса» (сценарий Дней рождений для детей)
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Открытка для всех женщин
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Емельянов В.М., Коханов В.Н. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Притча «Отдайте ребенка»
  • Верчинский А. Незабываемые числа, как запомнить пароль, пин-код и день рождения любимой бабушки
  • Чему мы учим своих детей?
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Веда Василина. Практическая психология для женщин.
  • К чему снятся близнецы
  • Притча «Женщин слушать иногда не грех!»
  • Повышение качества жизни, после психологической реабилитации семей с детьми, перенесшими онкологическое заболевание
  • Секреты мужской привлекательности: ученые доказали, что женщины любят ушами
  • Пономаренко Кристина Юрьевна. Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста
  • К чему снится рождение мальчика
  • Климанова Вера Владимировна. Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками в условиях ДОУ
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Любовь Люлько. Почему женщин тянет на плейбоев?
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Притча «Счастливый брак»
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь