|
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14283
Автор: Бродецкий А.Я.
Название: Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Отличие же речевого знака от внеречевого заключается в том, что он не теряет своего основного значения даже в отрыве от субъ-
172 екта высказывания и может быть помещен в общедоступное информационное хранилище для тех, кто этим знаком пользуется. А при каждом обращении к себе может вновь обрести свой сиюминутный смысл1. Знак-поведение — это имитация явления собственным телом. Знак-слово — это понятие о явлении. Но обратимся к такому примеру: открылся театральный занавес, и из левого дальнего угла сцены в противоположный угол рампы движется актер. На уровне первой сигнальной системы зритель воспринимает это как знак-поведение о приближении другого человека и только. На уровне второй сигнальной системы информация не поступает вовсе, так как это движение не является словесным знаком. Однако, когда мы вспомним о топономном значении диагональных композиций, нам станет ясно, что в данном проходе актера все-таки содержится некоторое сообщение с общепонятным не понятийным, но эмоциональным значением. В связи с этим возьмем на себя смелость предположить, что существует еще один канал информации — третья сигнальная система. Эта система — связующее звено между первой и второй сигнальными системами, она тесно связана с эволюцией психики от рождения до взросления у каждого человека и на протяжении всей истории, у всего человечества. На уровне индивидуального использования она схожа с первой сигнальной системой, так как ее знаки-топономы приобретают свое значение только в связи с конкретным субъектом. Они, как и в первой сигнальной системе, неотрывны от его конкретной индивидуальности. Но хранятся эти знаки в общем хранилище — стереотипном психологическом трехмерном пространстве. В этом заключено их сходство со второй сигнальной системой. Как и в первой сигнальной системе, здесь индивидуальное жес-товое движение — это знак-поведение. Но в ситуации общения этот же знак уже приобретает статус понятия об отношении собеседников друг к другу и циркулирующей между ними информации. Иными словами, невербальная визуальная человеческая сигнальная система в приложении к каждому человеку в отдельности имеет признаки первой сигнальной системы, а в приложении к 1 Для знаков, которые используют животные, не существует абстрагированного коллективного хранилища (алфавит, словарь, библиотека). В отрыве от субъекта и от контекста сиюминутного использования эти знаки теряют свое значение. Поэтому-то, разговаривая, животные не знают, что разговаривают. 173 коллективному общению — второй системы. Все это говорит о третьей сигнальной системе как о переходном этапе на пути от языка животных к человеческому слову. Поэтому, учитывая историю эволюции языка, в третьей и второй сигнальных системах можно было бы поменять местами нумерацию. В связи со сказанным, нетрудно выявить в третьей сигнальной системе одно замечательное, отличное от других систем, качество: если общение на уровне первых двух систем может не привести даже к маломальскомувзаимопониманию между людьми, то внеречевое пространственное общение всегда (и никогда иначе!) — вид коллективной деятельности, проходящей при полном гармоническом взаимодействии и взаимопонимании. Пусть люди отчаянно ссорятся между собой, они при этом — вот парадокс! — дружно заняты совместной созидательной деятельностью: формируют пространственный знак-мизансцену — «скандал». И каждому прохожему видно, как у них это слаженно получилось. Но тем, кто хочет скрыть что-то в своих взаимоотношениях от посторонних глаз и не «выносить сор из избы», опять-таки обязательно вместе, необходимо создать другой коллективный мизансце-нический знак — «у нас все в порядке». Невербальное визуальное общение — это основная форма созидания из двух знаков «Я» единого знака «Мы», без ущерба индивидуального статуса и самоценности каждой личности. Изучение языка внеречевого общения есть, наверное, один из самых оптимальных путей к постижению идеала гармонии общения, где каждый существует сам по себе и в то же самое время все вместе. Даже, если — врозь. ЛИТЕРАТУРА 1. Басин ЕЯ. Двуликий Янус. — М., 1966. 2. Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. 3. Березкина-Орлова В.Б., Баскакова МЛ. Телесно-ориентированная психотехника актера //Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. — М., 1993. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л., 1992. 5. Валукин ЕЛ. Система мужского классического танца. — М., 1999. 6. Волконский СМ. Выразительный человек. — СПб., 1913. 7. Волконский СМ. Художественные отклики. — СПб., 1912. 8. Волконский СМ. Человек на сцене. — СПб., 1912. 9. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М, 1996. 10. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. — Л.—М., 1967. И. Горин С. А вы пробовали гипноз? — СПб., 1995. 12. Гройсман АЛ. Психология. — М., 1993. 13. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. — М., 1953. - Т. 5. 14. Доброхотова Т., Брашна Н. Левши. — М., 1994. 15. Ершов П.М. Технология актерского искусства. — М., 1992. 16. Известия. 10 февраля 1996. 17. Корчажинская В., Попова Л. Мозг и пространственное восприятие. — М., 1977. 18. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. 19. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. 20. Лоуэн А. Предательство тела. — Екатеринбург, 1999. Автор приносит извинение за то, что в приведенных ссылках не указаны страницы, так как он располагает лишь компьютерными копиями многих из цитируемых источников. 175 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|