Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26258

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Помимо осознанности важным фактором жизненной диспозиции личности утверждается деятельная активность, которая позволяет «взломать» жизненную ситуацию не только в сознании, но в действительности. «Среди форм субъективирования важнейшей является деятельное отношение субъекта к действительности, поскольку оно способно изменять объективное соотношение индивида с действительностью» [5, с. 120]. С этой позиции бытие личности в роли субъекта жизни сводится не к осознанию жизненных отношений, но также имплицирует их деятельную перестройку и реализацию. С этой же позиции личности надлежит решать свою жизнь больше как практическую, чем как «теоретическую» задачу. К.А.Абульханова-Славская пишет: «Когда речь идет о жизни как о проблеме, имеется в виде не столько способность индивида к рефлексии, пониманию смысла жизни, постановке более или менее далеких целей... Качества субъекта определяются не по наличию у него способностей, рефлексии, талантов, а по степени реализованности их в действительность» [5,
234
с. 123]. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что личность как субъект жизни оценивается по уровню осознанности смысла жизни и степени активности по его реализации.
В дальнейшем К.А.Абульханова-Славская пытается «заземлить» положения своей философской теории на эмпирический уровень и проверить ее на материале экспериментальных исследований [3; 6; 8]. В целях интеграции функционально различных механизмов и компонентов субъективной детерминации жизненного пути вводится объединяющее понятие жизненной стратегии. Жизненная стратегия понимается как индивидуальная организация ценностно-смысловой регуляции жизненного пути личности [8, с. 67-68]. Функциональным «ядром» стратегии жизни считается смысл жизни, а основной стратегической проблемой формирования смысла жизни полагается необходимость повышения его нравственно-духовного уровня. По мнению автора, высот стратегического управления жизнью достигает тот человек, которому удается разорвать связь смысла жизни с эгоцентрическими потребностями и возвысить его до уровня духовных ценностей [8, с. 70]. Оптимальное соотношение общезначимых ценностей и индивидуальных потребностей - признак подлинного субъекта жизни.
Пристальному психологическому анализу исследователь подвергает активность личности как субъекта жизни. Здесь в обновленном и кристаллизованном виде К.А.Абульханова-Славская восстанавливает прежнюю идею о том, что «жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни» [8, с. 45]. В качестве основной типологической характеристики активности личности как субъекта жизни обсуждается ее уровень - высокий или низкий, в зависимости от меры субъектности жизни [8, с. 76-96]. В эмпирических исследованиях, проведенных под руководством К.А.Абульхановой-Славской, наибольшее внимание отдается активности личности в сфере организации времени жизни. Установлено, что для рационального расходования времени жизни, что весьма присуще личности как субъекту жизни, необходима высокая степень иерархизации ценностно-смысловых отношений, которые составляют смысл жизни. Иерархия мотивов экстраполируется на структуру психологического времени личности в «горизонтальной» развертке: очередность реализации каждого из мотивов во времени жизни зависит от соответствующего ранга в иерархии [8, с. 133]. Кроме того, выяснилось, что оптимальной формой представленное™ смысла жизни в конти-
235
нууме психологического времени личности как субъекта жизни является временная перспектива и транспектива. Временная транс-пектива была исследована В.И.Ковалевым как личностная способность к ценностно-временной интеграции жизненного пути [112].
Таким образом, в контексте философско-психологической теории К.А.Абульхановой-Славской личность как субъекта жизни квалифицируют следующие признаки: высокий уровень развития ценностно-смысловой регуляции жизненного пути; ориентация в управлении жизнью на субъективную логику, связанную со смысловыми связями биографических фактов; осознанность и активность реализации смысла жизни; иерархическая организация главных жизненных отношений в структуре смысла жизни; большая общественная значимость ценностей в структуре смысла жизни; транспективное распределение смысла во времени жизни. Интегральным свойством личности как субъекта жизни является жизненная позиция, которая раскрывается как совокупность внутренних отношений к отдельным жизненным обстоятельствам и жизненному пути в целом [5; 8; 46]. Подчеркивается, что критериям субъектного способа жизни удовлетворяет активная жизненная позиция, которая подразумевает активное, осознанное и ответственное вмешательство личности в ход жизненного пути.
В недрах рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества также вызрела оригинальная концепция личности как субъекта жизни. В рамках данного подхода универсальным механизмом осмысления и творения личностью собственного жизненного пути считается рефлексия. «Именно она позволяет человеку стать творцом собственной неповторимой судьбы, а, возможно, и творцом в более широком социокультурном контексте» [62, с. 6]. Однако рефлексией субъектность жизни не ограничивается, поскольку рефлексия не сообщает человеческому бытию систему смысловых ориентиров. В этой связи актуализируется проблема смыслового потенциала личности как субъекта жизнетворчества. В исследовании А.С.Сухорукова выявлено, что субъектная творческая стратегия осуществления жизни во многом обусловлена потенциальными смыслами - смысловыми образованиями личности, сгущающими в себе ее психологическое будущее, предощущаемые, но неочевидные линии жизни. В анализируемом исследовании также найдена связь между интенсивностью жизнетворчества и структурой психологического времени личности. Согласно результатам исследования, восприятие текущего жизненного периода как протяженного и уходящего в далекое будущее интен-
236
сифицирует процессы жизнетворчества, амплифицирует способность личности быть субъектом жизни [211].
Представление о личности как субъекте жизни существенно расширяется и обогащается в развиваемом Л.И.Анцыферовой динамическом подходе. С позиций этого концептуального подхода формой существования личности является не структурно-агрегатное состояние, а непрекращающийся процесс ее формирования и функционирования в контексте динамической иерархии разнообразных видов деятельности. Изменчивость личности всегда соподчинена с динамизмом форм деятельного отношения к миру, с «диахрони-кой ее жизненных отношений» [23]. Ключевой идеей динамического подхода является утверждение личности «автором ее собственных изменений, преобразований и форм развития», в том числе и субъектом жизненных событий, поскольку личность «свободна в определении их места в своей жизни, в наделении их значимостью, в санкционировании производных от событий самоизменений» [23, с. 8]. Это открывает плоскость анализа личности в ракурсе индивидуального жизненного пути как субъекта конструирования и распоряжения жизненными отношениями.
Динамический подход включает положение «об изначальной направленности, телеономичности», лежащей в основе жизнедеятельности личности [23, с. 9]. Телеономичность проявляется в стремлении личности осуществить жизненные цели и смысл жизни, в своеобразной «воле к будущему», в том, что личность в отношении своих действий задается вопросом о будущих целях и смыслах «Ради чего?», а не каузальным вопросом «Почему?». «Будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается человеком в виде страстного стремления к своим целям и идеалам...» [21, с. 4]. Оптимальный режим развития и самореализации личности как субъекта жизни задается целой композицией внешних и внутренних факторов, среди которых наибольшее значение имеют: сформированность предельных смысловых инстанций, мотивирующий жизненный путь личности в целом [24]; наполненность смысла жизни нравственными и духовными ценностями, сочетание его «личной притягательности с общественной полезностью» [21; 23]; ориентация личности при обосновании линии своей жизни на собственную логику - «логику индивидуальности», связанную со смыслом жизни, жизненными ценностями и целями [23]; глубокая осмысленность отдельных событий и поступков личности, возникающая в результате проецирования смыслового будущего на настоящее [21; 22]; осознан-
237
ность смысла жизни, которая помогает личности «свою неопределенную тягу к будущему оформлять в виде целей, далеких и близких, образующих смысл этапов своей жизни, намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать жизненные события, требующие изменения поведения» [23, с. 10]; высокий уровень активности в достижении поставленных целей и избранных смыслов жизни [22]; большой временной масштаб и перспективность смысла жизни [21], а также способность синтезировать прошлое и настоящее с будущим на основе потенциального смысла жизни [22].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь