Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25941

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Помимо осознанности важным фактором жизненной диспозиции личности утверждается деятельная активность, которая позволяет «взломать» жизненную ситуацию не только в сознании, но в действительности. «Среди форм субъективирования важнейшей является деятельное отношение субъекта к действительности, поскольку оно способно изменять объективное соотношение индивида с действительностью» [5, с. 120]. С этой позиции бытие личности в роли субъекта жизни сводится не к осознанию жизненных отношений, но также имплицирует их деятельную перестройку и реализацию. С этой же позиции личности надлежит решать свою жизнь больше как практическую, чем как «теоретическую» задачу. К.А.Абульханова-Славская пишет: «Когда речь идет о жизни как о проблеме, имеется в виде не столько способность индивида к рефлексии, пониманию смысла жизни, постановке более или менее далеких целей... Качества субъекта определяются не по наличию у него способностей, рефлексии, талантов, а по степени реализованности их в действительность» [5,
234
с. 123]. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что личность как субъект жизни оценивается по уровню осознанности смысла жизни и степени активности по его реализации.
В дальнейшем К.А.Абульханова-Славская пытается «заземлить» положения своей философской теории на эмпирический уровень и проверить ее на материале экспериментальных исследований [3; 6; 8]. В целях интеграции функционально различных механизмов и компонентов субъективной детерминации жизненного пути вводится объединяющее понятие жизненной стратегии. Жизненная стратегия понимается как индивидуальная организация ценностно-смысловой регуляции жизненного пути личности [8, с. 67-68]. Функциональным «ядром» стратегии жизни считается смысл жизни, а основной стратегической проблемой формирования смысла жизни полагается необходимость повышения его нравственно-духовного уровня. По мнению автора, высот стратегического управления жизнью достигает тот человек, которому удается разорвать связь смысла жизни с эгоцентрическими потребностями и возвысить его до уровня духовных ценностей [8, с. 70]. Оптимальное соотношение общезначимых ценностей и индивидуальных потребностей - признак подлинного субъекта жизни.
Пристальному психологическому анализу исследователь подвергает активность личности как субъекта жизни. Здесь в обновленном и кристаллизованном виде К.А.Абульханова-Славская восстанавливает прежнюю идею о том, что «жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни» [8, с. 45]. В качестве основной типологической характеристики активности личности как субъекта жизни обсуждается ее уровень - высокий или низкий, в зависимости от меры субъектности жизни [8, с. 76-96]. В эмпирических исследованиях, проведенных под руководством К.А.Абульхановой-Славской, наибольшее внимание отдается активности личности в сфере организации времени жизни. Установлено, что для рационального расходования времени жизни, что весьма присуще личности как субъекту жизни, необходима высокая степень иерархизации ценностно-смысловых отношений, которые составляют смысл жизни. Иерархия мотивов экстраполируется на структуру психологического времени личности в «горизонтальной» развертке: очередность реализации каждого из мотивов во времени жизни зависит от соответствующего ранга в иерархии [8, с. 133]. Кроме того, выяснилось, что оптимальной формой представленное™ смысла жизни в конти-
235
нууме психологического времени личности как субъекта жизни является временная перспектива и транспектива. Временная транс-пектива была исследована В.И.Ковалевым как личностная способность к ценностно-временной интеграции жизненного пути [112].
Таким образом, в контексте философско-психологической теории К.А.Абульхановой-Славской личность как субъекта жизни квалифицируют следующие признаки: высокий уровень развития ценностно-смысловой регуляции жизненного пути; ориентация в управлении жизнью на субъективную логику, связанную со смысловыми связями биографических фактов; осознанность и активность реализации смысла жизни; иерархическая организация главных жизненных отношений в структуре смысла жизни; большая общественная значимость ценностей в структуре смысла жизни; транспективное распределение смысла во времени жизни. Интегральным свойством личности как субъекта жизни является жизненная позиция, которая раскрывается как совокупность внутренних отношений к отдельным жизненным обстоятельствам и жизненному пути в целом [5; 8; 46]. Подчеркивается, что критериям субъектного способа жизни удовлетворяет активная жизненная позиция, которая подразумевает активное, осознанное и ответственное вмешательство личности в ход жизненного пути.
В недрах рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества также вызрела оригинальная концепция личности как субъекта жизни. В рамках данного подхода универсальным механизмом осмысления и творения личностью собственного жизненного пути считается рефлексия. «Именно она позволяет человеку стать творцом собственной неповторимой судьбы, а, возможно, и творцом в более широком социокультурном контексте» [62, с. 6]. Однако рефлексией субъектность жизни не ограничивается, поскольку рефлексия не сообщает человеческому бытию систему смысловых ориентиров. В этой связи актуализируется проблема смыслового потенциала личности как субъекта жизнетворчества. В исследовании А.С.Сухорукова выявлено, что субъектная творческая стратегия осуществления жизни во многом обусловлена потенциальными смыслами - смысловыми образованиями личности, сгущающими в себе ее психологическое будущее, предощущаемые, но неочевидные линии жизни. В анализируемом исследовании также найдена связь между интенсивностью жизнетворчества и структурой психологического времени личности. Согласно результатам исследования, восприятие текущего жизненного периода как протяженного и уходящего в далекое будущее интен-
236
сифицирует процессы жизнетворчества, амплифицирует способность личности быть субъектом жизни [211].
Представление о личности как субъекте жизни существенно расширяется и обогащается в развиваемом Л.И.Анцыферовой динамическом подходе. С позиций этого концептуального подхода формой существования личности является не структурно-агрегатное состояние, а непрекращающийся процесс ее формирования и функционирования в контексте динамической иерархии разнообразных видов деятельности. Изменчивость личности всегда соподчинена с динамизмом форм деятельного отношения к миру, с «диахрони-кой ее жизненных отношений» [23]. Ключевой идеей динамического подхода является утверждение личности «автором ее собственных изменений, преобразований и форм развития», в том числе и субъектом жизненных событий, поскольку личность «свободна в определении их места в своей жизни, в наделении их значимостью, в санкционировании производных от событий самоизменений» [23, с. 8]. Это открывает плоскость анализа личности в ракурсе индивидуального жизненного пути как субъекта конструирования и распоряжения жизненными отношениями.
Динамический подход включает положение «об изначальной направленности, телеономичности», лежащей в основе жизнедеятельности личности [23, с. 9]. Телеономичность проявляется в стремлении личности осуществить жизненные цели и смысл жизни, в своеобразной «воле к будущему», в том, что личность в отношении своих действий задается вопросом о будущих целях и смыслах «Ради чего?», а не каузальным вопросом «Почему?». «Будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается человеком в виде страстного стремления к своим целям и идеалам...» [21, с. 4]. Оптимальный режим развития и самореализации личности как субъекта жизни задается целой композицией внешних и внутренних факторов, среди которых наибольшее значение имеют: сформированность предельных смысловых инстанций, мотивирующий жизненный путь личности в целом [24]; наполненность смысла жизни нравственными и духовными ценностями, сочетание его «личной притягательности с общественной полезностью» [21; 23]; ориентация личности при обосновании линии своей жизни на собственную логику - «логику индивидуальности», связанную со смыслом жизни, жизненными ценностями и целями [23]; глубокая осмысленность отдельных событий и поступков личности, возникающая в результате проецирования смыслового будущего на настоящее [21; 22]; осознан-
237
ность смысла жизни, которая помогает личности «свою неопределенную тягу к будущему оформлять в виде целей, далеких и близких, образующих смысл этапов своей жизни, намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать жизненные события, требующие изменения поведения» [23, с. 10]; высокий уровень активности в достижении поставленных целей и избранных смыслов жизни [22]; большой временной масштаб и перспективность смысла жизни [21], а также способность синтезировать прошлое и настоящее с будущим на основе потенциального смысла жизни [22].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь