Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52698

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В последующем опросе 200 администраторов> инженеров и ученых NASA они пытались связать "уход" от производственного стресса с личностными характеристиками и социальной поддержкой. Было выявлено, что те, кому этот уход удался, имеют количественно самую низкую нагрузку, ответственность плюс социальную поддержку и у них низкие данные по шкале типа А. Надо быть осторожными при интерпретации этих данных (может быть, эти А избегают высоких рабочих нагрузок)* Однако, несомненно, можно сделать один вывод: люди типа А меньше склонны бросать курить, чем тип В (что через определенное время должно привести к возрастанию связи между курением и риском ИБС). Таким образом, оказывается, что выделенные черты столь фундаментальны, что эти люди не в состоянии сами себе помочь.
Эффективность оценки поведенческих стереотипов подтверждена в двух исследованиях, рассматриваемых ниже. В первом оценивалось 25 признаков нервного напряжения. 1085 студентов-медиков просили ответить, какие из предложенных свойств соответствуют их реакциям "в условиях чрезмерной нагрузки или стресса". Хотя были получены очень индивидуализированные ответы, оказалось возможным на основе факторного анализа выделить 8 факторов, а именно активность, пищевую потребность, желание, раздражительность, психосоматические реакции, общий стресс, зависимость и побуждение. Авторы предложили способ измерения данных показателей. Пять показателей позволяли четко указывать на высокий или низ-
-
199
кий уровень холестерина. Испытуемые с низким уровнем холестерина чаще отмечали потерю аппетита, опустошенность, тошноту и тревогу, а с высоким уровнем - повышенную потребность в пище*
Второе исследование более гипотетично. Gernill & Heister (1972) выдвинули предположение о связи между "макиавеллизмом" (тенденцией манипулировать и убеждать других, формировать и контролировать групповое поведение, в общем, "быть победителем"), профессиональной нагрузкой, удовлетворенностью трудом, должностной подвижностью и осознанным допустимым уровнем нормативного контроля. Люди с высоким уровнем макиавеллизма в целом менее удачливы в своей работе^ демонстрируя большую напряженность в профессиональном труде, меньшую удовлетворенность и более низкий уровень нормативного контроля по сравнению с лицами с низким уровнем макиавеллизма. Эти различия могут прошляться (1) во внешнем поведении, обусловленном изначально присущим таким людям "макиавеллевским цинизмом", (2) в способах осуществления взаимодействий, которые с большей вероятностью могут привести к фрустрации, (3) при работе в организациях с формализованным типом отношений, а не в неопределенной сфере, где они процветают.
Можно сказать, что, хотя психометрические измерения указывают на наличие связи с показателями стресса, макроподход, связанный с оценкой стереотипов поведения дает больше практически пригодных результатов. Недостаточная достоверность психометрических тестов также ограничивает их использование при установлении связей скорее интуитивными призывами, чем выявлением особенностей поведения.
Van Harrison (1975) и French (1973) предложили методику исследования, отличающуюся включением индивщуальных характеристик в процедуру измерения производственного стресса с одновременным снижением числа других переменных, что упрощает анализ. Они использовали при опросе шкалу человек-среда, где испытуемого просили указать "желаемый" и "существующий11 уровень рабочей нагрузки, степени сложности труда, ответственности, степени неопределенности и т,п., а затем использовали отличие показателей различных шкал в качестве результатов измерения. Такой подход оказался успешным и шкала Р-Е (человек-среда) оказалась более эффективным определителем стресса (неудовлетворенности трудом, тревожности, депрессии и т.п.), чем любая из ее частей в отдельности. Но есть еще рад нерешенных проблем, связанных с анализом данных.
Управление стрессом
Понимание причин управленческого стресса является только первым шагом в снижении его влияния (Cooper & Marshall, 1976), Далее
200
мы должны приступить к изучению того, "когда" и "как11 вмешиваться в его действием.. > Управлять производственным стрессом можно:
1) изменяя социальное, психологическое и организационное окружение на рабочем месте, обеспечивая большую автономию и участие руководителя в его собственной работе;
2) "строя мосты" между работой и домом, создавая возможность для жен управленцев лучше понять работу своего мужа, выразить свою точку зрения о значимости работы мужа для жизни семьи, включиться в процесс принятая служебных решений, касающихся всех членов семьи;
3) обеспечивая хорошее использование существующих программ повышения квалификации для устранения трудностей в реализации ролевых позиций и межличностном общении внутри организации;
4) и, самое главное, создавая в организации психологический климат, скорее поддерживающий, чем затрудняющий общение, открытость и доверие, так, чтобы каждый управленец был в состоянии выразить руководителю свои сложности, служебные опасения и имел возможность при необходимости обратиться за помощью. Существует много других методов и подходов к борьбе с управленческим стрессом, зависящих от используемых средств и их взаимоотношений от индивидуальных реакциий конкретного руководителя. Осуществляя управление, мы должны всегда иметь в виду борьбу с профессиональными стрессами, о чем Wright (1975b) так удачно сказал: "ответственность за сохранность здоровья должна быть отражением существенных связей между человеком и организацией, в которой он работает".
-
Литература
-
Argyris, С. (1964), Integrating the Individual and the Organization. New York. Wiley.
Arthur, RJtJ and Gunderson, E.K. (1965), Promotion and mental illness in the Navy, Journal of Occupational Medicine, 7, 452-456,
Bakker, C.B- (1967)* Psychological factors in angina pectoris. Psychosom. Med, 8, 43-49.
Bakker, СВ., and Levenson, R.M. (1967);Determinants of angina pectoris, Psychosom. Med.t 29, 621-633.
Barber, R. (1976) ,Who would marry a director?, Director, March issue, 60-62, . Beattie, R.G., Darlington, T.G,> and Cripps, D.M. (1974). The management threshold, BIM Paper OPN 11.
Berry, KJ, (1966). Status integration and morbidity. Corvallis: University of Oregon.
Brook, A. (1973)#Mental stress at work. The Practitioner, 210, 500-506.
201
BrozekjJ., Keys, A,, and Blackburn, H. (1966).Personality differences between potential coronary and non-coronary patients. Annals of New York Аса-demy of Science, 134: 1057-1064.
Bruhn,J-G,7 Chandler,B-, and Wolf,S. (1969), A psychological study of survivors and nonsurvivors of myocardial infraction. Psychosom. A/erf., 31, 8-19.
Buck, V. (972), Working Under Pressure. London. Staples Press,
Caplan, R.D., Cobb, S, and French, J.R.P. (I975a)4Relationship of cessation of smoking with job stress, personality and social support. J. of Applied Psychology, 60, 2, 211-219.
Caplan, R.D., Cobb, S., and French, J.R.P., Harrison, R. Van, and Pinneau, .S,R, (1975 Job Demands and Worker Health: Main Effects and Occupational Differences. NIOSH Research Report.
Coch, L., and French, J.R.R (1948),Overcoming resistance to change. Hum. Relate 11,512-532.
Constandse, W.J. (1972).A neglected personnel problem. Personnel Journal, 51, 2, 129-133.
Cooper, C,L. (9iy):Group Training for Individual and Organizational Development. Basel, SwitzerlandS.Karger. .
Cooper, CX., and Marshall, J, (1976),Occupational sources of stress: a review of the literature relating to coronary heart disease and mental ill health. Journal of Occupational Psychology, 49, 11-28.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь