Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42479

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Лена больше всего общалась с девочками из своего прежнего класса, а после уроков очень редко приходила в школу.
Ира несколько раз пыталась наладить отношения с главной группой девочек класса — дружной «шестеркой», в которой задавали тон Маша Субботина и Надя Преображенская, но девочки упорно не принимали ее в свою компанию и вообще относились к Ире недоброжелательно. Они осуждали ее за командование, шумливость, поведение с мальчиками, но внутренне соперничали с ней. Это отношение девочек к Ире проявилось уже в первые дни, когда ее назначили старостой. Больше всего назначение Иры задело Машу Субботину, и она не скрывала своего недовольства и раздражения. Ей вторили некоторые девочки, которых она либо уже успела подчинить своему влиянию, либо потому, что они сами внутренне претендовали на это положение. Маша говорила, что Ира не нравится ей и еще некоторым девочкам потому, что она дружит только с мальчиками, а из девочек с одной Раей из VII класса. На вопрос, почему Ира не гуляет с ними, Маша высказалась в такой обшей форме: Ире неинтересно то, что интересно им, а что Ире интересно, она не знает. Думаю, что это объяснение было в очень большой степени неполным. Правдой в нем было одно: Маша и другие девочки одно время увлекались скакалками, классами, игрой в ножички, а Ире это действительно было неинтересно.
Эти же девочки объяснили свой отказ взять Иру в баскетбольную команду тем> что она играет одна, затирает других. Девочкам не нравилось, что Ира слишком «воображает» и всюду старается быть впереди.
Полного единства в отношении класса к Ире не было. Некоторые девочки, с которыми она училась с I класса, по-прежнему продолжали относиться к ней хорошо. Несмотря на временные улучшения в отношениях с группами ребят и коллективом, общее отношение к Ирине, раз изменившись, потом оставалось по существу неизменным.
Данные письменных работ также свидетельствуют об изменении отношения ребят к Ире на протяжении V класса.
В IV классе Иру выбрали 13 человек (20 выборов), из которых 3 выбора были взаимными, В V классе (зимой) Иру выбрали только 5 человек (8 выборов), причем взаимным был выбор с двумя девочками — Оганян и Гвоздевой. По сравнению с IV классом Ира за полгода потеряла симпатии многих товарищей. Сама же Ира симпатизировала очень
210
многим. В IV классе она назвала 9 человек (причем и четырех мальчиков). В V классе Ира назвала 8 человек, из них новыми были вес, кроме Оганян,
Таким образом, на протяжении V класса взаимоотношения Иры с ребятами очень изменились, и при этом двусто-ронне: симпатии очень многих товарищей Ира потеряла, а приобрела меньше. У самой Иры где-то в середине V класса произошла как бы полная переориентация в товарищах: из восьми названных ею товарищей семь было новых.
Несмотря на сложившиеся отношения с девочками и мальчиками, Ира ко всем товарищам всегда относилась очень доброжелательно и хорошо. Она могла обидеться по какому-нибудь конкретному поводу, но зла не таила, не мстила, ее отношение не менялось. Она никогда не скрывала своего осуждения в оценке поведения отдельных ребят, но и первая вставала на защиту многих, восстанавливала справедливость. В таком споре могла идти одна против звена, совета отряда. Она умела увидеть хорошее в незаметных ребятах* Так, на последнем в году совете отряда она произнесла тираду о незаметных достоинствах Раи Ка-малдиновой.
Хорошее отношение Ирины к товарищам выражалось в том, что она им помогала в уроках, объясняла непонятное, всегда сочувствовала, наконец, давала списывать домашние задания.
Ира всегда очень переживала, когда дело касалось успеха класса, коллектива, группы ребят, которые его представляли. Она бурно переживала спортивные соревнования с V «Б», «болела» за успех хора девочек, классной самодеятельности*
Ребята чувствовали отношение Иры к коллективу и товарищам и, безусловно, ценили ее за это. В сочинениях о дружбе Иру назвали хорошим товарищем наибольшее количество ребят — пять человек. Признавали у нее это качество очень многие и по разному поводу говорили об этом. В коллективе Иру в общем любили и ценили.
В V классе очень отчетливо выявилось стремление Иры к первенству и желание общественного признания ее успехов. Участие Иры в общей и звеньевой работе находилось в большой зависимости от трех моментов:
1) от места, которое она занимала в общей работе или занятиях: командира> организатора или исполнителя;
2) от успеха в занятиях, которые планировались на этот день;
211
3) от ее отношений с товарищами в этот день или в предыдущие дни.
В течение зимы и всей весны Ира приходила после уроков в школу очень нерегулярно и в общем довольно редко* Она всегда бывала только на репетициях, соревнованиях, на некоторых мероприятиях. Обычные, будничные занятия ребят были ей неинтересны.
Как-то получилось так, что в течение года Ира почти не имела конкретных поручений. Поручение — рассказать о Смольном — ее не заинтересовало, она мало работала, и ее рассказ мог быть значительно лучше. Рассказы ребят на сборах звена Иру интересовали мало, особенно если то, о чем рассказывалось, было ей мало знакомо. Единственный раз она была очень активна — во время беседы о В.И.Ленине, когда ребята сами рассказывали о жизни и деятельности Ильича по картинкам двух мон-тажей, которые сделали I и II звено. Когда ее и Гришу Альтмана выбрали рассказчиками о Ленине у первоклассников, Ира согласилась с явным удовольствием. Ира была одной из немногих девочек, которые не увлекались выжиганием. Первый раз она пришла с большим желанием выжигать и бесцеремонно отобрала аппарат у Зарецкого. Однако качество ее работы было хуже* чем у других. Я ей посоветовала потренироваться, но она больше не приходила выжигать, «Это неинтересно*, — сказала она мне через несколько дней* Зато в другой раз она взяла чью-то работу ради того, чтобы ее сфотографировали за выжиганием, а потом и во время игры в пинг-понг, хотя до этого Ира ни разу не брала ракетку в руки. Она побежала прихорашиваться, а когда ее снимали, то принимала позы. Вообще фотографироваться Ира очень любила и с удовольствием позировала начинающим фотографам класса.
Почти на всех сборах звена Ира старалась подменить звеньевого — Петю Ерофеева. Это продолжалось в течение всего года и проявлялось по-разному; вдруг она оказывалась рядом с Петей за столом учителя или садилась на место звеньевого, а после его или моего замечания с неудовольствием возвращалась за парту. Во время обсуждения, кого брать в турпоход, Ира вела себя как председатель: что-то все время записывала, говорила; «здесь все ясно*, «перейдем к другому», «ребята, кто хочет говорить*, «не тяни, быстрей говори», и т.п. Вела себя так, будто звеньевого вообще не было,
Ира всегда упрямо отстаивала свое мнение. Однажды, когда группа ребят из звена писала заметку о Кремле, разгорелся
212
бурный спор между Ирой и Витей Шаровым. Ира хотела вычеркнуть предложенное Витей определение «изящные» украшения, а он не соглашался и даже поставил ультиматум: или оставляйте, или я совсем в этом не участвую. Мне удалось их утихомирить, но, когда заметка была готова и Витя ушел, Ира все же вычеркнула слово «изящные».
Ира была уверена, что может добиться подчинения себе некоторых ребят и повлиять на них. Женю Зарецкого из-за его недисциплинированности ребята решили не брать в турпоход. Потом решили дать ему шефа. Ира сразу сказала: «Дайте его мне*, на что Шаров с сочувствием Жене заметил: «Ох, как она его научит!,. Как научит!.. Держись, Женя!»,
Во всех спортивных играх, соревнованиях очень отчетливо проявилось стремление Иры к первенству, желание быть в центре внимания, ее аффективные реакции на успех и неуспех.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»
  • Бундур Олег. ДРУГ БЕЗ ДРУГА НЕ ПРОЖИТЬ
  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Олег Барабанов. Джон Ди: влияние на мировую политику
  • Олег Телемский. Параллельные прямые пересекаются
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Олег Баранов. Каббалистическая доктрина "Седьмого Храма" и передача мистической традиции знания в мировой истории
  • Максим Степанов, Олег Майоров. Приобретение уверенности и устранение страха конфликта. - Психотренинг
  • Олег Рябов. Нация и гендер в военной пропаганде: визуальные репрезентации
  • Крышталь Олег. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА
  • Шустов Д.И. Биографии и сценарии
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Пучков Андрей Викторович. Сказка «Большое путешествие»
  • Покровский Олег. Наставления.
  • Никифоров Евгений Владимирович. Братья Простудные - детская сказка
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Дидактические тесты — СТУПЕНЬКИ»
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Наследник»
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Притча «Гордый олень»
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Редактор. Детское сочинение - Мои летние каникулы
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Супружеские игры
  • Притча «Притча о притче»
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Три любящих брата»
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Терехина Светлана Александровна. Экологическая сказка о временах года
  • Притча «Естественный процесс развития»
  • Соколова Наталья Владимировна. Статьи для стенда о работе детского сада летний период
  • Ида Крэддок
  • Сенецкая Светлана Игоревна. Детские игры для знакомства и активации общения
  • Притча «Притча о подвиге клея»
  • Притча «Зеркало души»
  • Притча «Кривой молочный пудинг»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Цени, люби, живи...»
  • Притча «Зазнайка и Незнайка»
  • Притча «Замок из песка»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь