Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165049

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Краткий акмеологический словарь

Проведение результативных акмеологических исследований, понимание их научно-практической значимости, а также эффективная подготовка специалистов-акмеологов возможны лишь при однозначном и непротиворечивом понимании и толковании основных акмеологических понятий и категорий. Нами были представлены и обоснованы некоторые базисные акмеологические категории, раскрыто их научное содержание. В то же время в последующих главах книги упоминались и другие важные акмеологические категории, понятия и определения. Кроме того, в работах других авторов по акмеологии можно встретить обоснованные ими понятия и определения, справедливо претендующие на статус акмеологических категорий. Поэтому с целью их лучшего понимания и усвоения они были объединены в «Краткий акмеологический словарь». Первый вариант «Краткого акмеологического словаря» был представлен в книге «Введение в акмеологию» (издание второе, переработанное и дополненное, Калуга: КГПУ, 2001). Представленные в нем акмеологические понятия и категории являлись не только базисными, но и операциональными. В раскрытии их содержания было отражено нынешнее, характерное для данного этапа развития акмеологии понимание их сущностных характеристик, в то же время в них была представлена и авторская позиция.
С выходом в свет фундаментальных работ по акмеологии возникла необходимость уточнения содержания базовых акмеологических категорий, дополнения их новыми. В настоящем варианте «Краткого акмеологического словаря» представлен его дополненный и уточненный вариант.
При создании данного варианта «Краткого акмеологического словаря» были использованы акмеологические понятия и определения, представленные в трудах автора и работах известных акмеологов К. А. Абульхановой, Е. Н. Богданова, А. А. Бодалева, А. С. Гусевой, П. А. Корчемного, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В Г. Михайловского, А. С. Огнева, А. А. Реана, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, Е. А. Яблоковой и других авторов.
Акме — (от греч. acme — вершина, цветущая пора) — высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается, что АКМЕ приходится на период взрослости, или зрелости человека.
Акме коллективное — проявление высокого профессионализма в групповой деятельности, позитивно направленного ценностно-ориентационного единства, гуманистических отношений в группе и деятельности.
Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода; представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме.
Акмеолог — специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг научных и практических психологических и акмеологических профессиональных задач, преимущественно специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев и Н. А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологин позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям.
Акмеология прикладная — система прикладных направлений акмеологии на стыке с другими науками. Формирование прикладной акмеологии является проявлением естественной тенденции дифференциации науки, расширения ее исследовательского пространства. Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности, который связан с научной дисциплиной, и достигающая вершин профессионализма. Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности, развитию профессионализма личности и деятельности. Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику. В настоящее время интенсивно развиваются следующие направления прикладной акмеологии: педагогическая, военная, медицинская, управленческая.
Акметектоника (греч. akme — «вершина, расцвет, зрелость»; tektonike -«строительное искусство, мастерство») — акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа АКМЕ субъекта деятельности. Акметектоника — это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ АКМЕ. Образ АКМЕ — совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.
Активность — многозначный термин, используемый в разных науках: физиологии (электрофизиологическая активность мозга), социологии (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значениях.
В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В акмеологическом понимании активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствования. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.
Анализ акмеологический — метод научного исследования, состоящий в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании акмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а также то, что способствует и препятствует такому развитию. Кроме того, в процессе и результате акмеологического анализа необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма.
Воздействие акмеологическое — это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью — на благо развивающейся личности, так как немало видов психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. Акмеологическим является также воздействие, направленное на развитие общих и специфических акмеологических инвариантов профессионализма. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность.
Гетеростаз — исходное положение о том, что многие люди мотивированы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации.
Деятельность высокопродуктивная — характеризуется высокими показателями качества по основным параметрам, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности); преследует положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняет здоровье субъекта труда и развивает как профессионала и личность.
Диагностика акмеологическая — особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе. Это диагностика всего того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологическая диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь