|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58372
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке выступает фактором, определяющим адекватность самооценки гибкости.
Таблица 13 Адекватность самооценки гибкости и инертности в зависимости от образования (в %) (Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С, 1971) Категория людей Адекватная Завышенная Заниженная по уровню образования самооценка самооценка самооценка С незаконченным средним 68 15 17 образованием (22—30 лет) С законченным средним 70 15 15 образованием (22—30 лет) Особенности познавательных функций взрослых По результатам обследования 2300 взрослых людей в возрасте 18-40 лет, 18-46 лет, Е. И. Степанова делает следующие выводы, характеризующие особенности познавательных функций взрослых. Накопление информации в памяти и возрастание роли переработки ее с помощью операциональных приемов мышления происходит параллельно, но с некоторым опережением развития памяти. Такое опережение наблюдается по временным интервалам смены подъемов и спадов. Если в развитии памяти точки наивысшего подъема приходятся на 19 лет, 22 и 24 года, то в развитии мышления — на 20 лет, 23 года и 25 лет. Происходит накопление информации, необходимой для переработки ее в процессе мышления. [...] Возрастная периодизация психофизиологического и интеллектуального развития взрослых дает основание для утверждения: взрослый человек обучаем, однако степень восприимчивости к средствам педагогического воздействия в разные возрастные периоды неодинакова. Наиболее высокая восприимчивость наблюдается в ранней зрелости, к которой относится студенческий возраст. В первом и втором периодах средней 242 зрелости в силу устойчивости связей между психическими функциями и интегрированности интеллекта приходится прибегать к переучиванию. [...] Самый высокий уровень интеллекта, как правило, отличает тех взрослых, которые учатся, испытывают умственное напряжение. Они полнее раскрывают причинно-следственные связи на наглядном и словесном материале, их поиски путей решения задач отличаются большей гибкостью, тогда как для необучающихся характерна «прикованность» к привычным способам решения. У обучающихся по сравнению с необучающимися выше показатели развития запечатления, сохранения, воспроизведения, а также свойств внимания. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000. С. 232-234. 9.1.3. Освоение профессии и профессионализация Психическое развитие человека в процессе профессиональной деятельности подчиняется общим закономерностям психического развития, проявление которых обусловлено самой профессиональной деятельностью. С одной стороны, профессиональная деятельность стимулирует развитие знаний, умений, а в конечном итоге — психических свойств, определяющих способности к той или иной профессиональной деятельности. В этом случае развитие носит эволюционный характер, проявляется тенденция к самоактуализации, самовыражению, становлению профессиональной субъектности (индивидуальности). С другой стороны — профессиональная деятельность, как правило, представляет собой длительный процесс, который имеет свои этапы, требующие от человека актуализации тех или иных психических качеств. На каждом новом этапе профессионализации вызовы профессии предполагают определенную перестройку уже сложившихся структур психических 243 качеств или появление новообразований. Процесс развития в профессии, как и процесс психического развития в целом, сопровождается некоторыми критическими моментами при переходе от одного этапа профессионализации к другому. Э. Э. Сыманюк выделяет следующие кризисы профессионального развития (Сыманюк Э. Э., 2004, с. 35): • Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) — профессиональная адаптация, несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. • Кризис профессионального роста (23-25 лет) — неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности. • Кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) — стабилизация профессиональной ситуации, неудовлетворенность собой, своим профессиональным статусом. • Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года) — осознание застойности, остановки в развитии, неудовлетворенность возможностями самореализации, профессиональные деформации. • Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) — уход на пенсию, новая социальная роль, новый способ жизнедеятельности и т. п. В основе кризисов профессионального развития лежат противоречия между: • сложившимися представлениями о профессии и себе в ней и реальностью (профессиональные функции, рабочее место и т. п.); • требованиями профессии к знаниям, навыкам, способностям человека и наличием таковых; • полезными профессионально значимыми приобретениями и слишком высокой платой за них; • планами профессионального роста и профессиональной карьеры и возможностями человека; • между профессиональной пригодностью и профессиональными намерениями; 244 • собственной оценкой эффективности своей профессиональной деятельности и оценкой окружающих; • профессиональным опытом и требованиями рынка и др.; • уровнем притязаний в профессиональной деятельности и достижением ожидаемого уровня. «Уровень притязаний, — замечает Б. С. Братусь, — рождается из двух противоположных тенденций: с одной стороны, тенденции поддерживать свое "я", свою самооценку максимально высоко, с другой — тенденции умерить свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести урон самооценке» (1988, с. 197). Зарисовки из жизни Трудности вхождения в профессию (по материалам самоотчета магистранта Л. Г.) Речь идет о серьезных затруднениях, возникших у меня в ходе приобщения к профессиональной среде и профессиональной деятельности (автор закончил вуз). На практике это выразилось в полном отторжении и нежелании выполнять должностные обязанности. Это также выразилось в бурной имитации деятельности, направленной на широчайший круг объектов, скрывающей бездействие и профессиональную пассивность. Это нашло отражение в глубоком непринятии профессиональной среды и включенных в эту среду людей, что выразилось в крайне негативных высказываниях, а иногда и действиях по отношению к участникам профессиональной деятельности. Непринятие профессиональной деятельности связывается автором с несколькими причинами: • нехватка профессиональных знаний, умений, навыков, остро обнаружившая себя в момент начала профессиональной деятельности; 245 • личностная неготовность к выполнению работы практического характера; • рассогласованность между образами профессиональной деятельности, которые сложились в процессе обучения в вузе, и реальной действительностью; • расхождение между содержанием профессиональной деятельности и мотивами ее осуществления. Зарисовки из жизни Неудовлетворенность жизнью Женщина, сменив место жительства, не смогла адаптироваться к новым условиям, что повлияло как на ее профессиональное становление, так и на стиль жизни, взаимоотношения с детьми, в целом на развитие ее личности. Она самозабвенно назначала всех виноватыми за свою неудавшуюся жизнь. Виноват был Муром, в который она поехала по собственной воле, бросив уже написанную, но еще незащищенную диссертацию; виновата была я, — что заболела полиомиелитом, не дав ей устроиться на хорошую работу; виноват был отец, — что начал пить, хотя в ее обществе пьянство было самой безобидной формой психологической защиты; после смерти отца виновата была советская власть, — что платила маленькую пенсию на детей, намекая, что хорошо бы маме и самой зарабатывать и т. д. Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 16. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|