Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57036

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Результаты показали, что существуют достоверные различия на высоком уровне значимости при выборе испытуемыми того или иного стиля копинга, измеренного при помощи опросника КПСС (CISS) Эндлера и Паркера (адаптация Т. Л. Крюковой, 2001). Мы с уверенностью можем говорить о том, что в группе военнослужащих, не участвоваших в военных действиях, преобладает проблемно - ори -ентированный копинг (70% испытуемых). Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях, чаще, чем не участвовавшие, используют эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) и копинг, ориентированный на избегание (КОИ). Хотя в обеих груп -пах проблемно-ориентированный копинг (ПОК) преобладает, в контрольной группе его выраженность гораздо выше. Преобладающим копинг-поведением у военных с симптомами ПТСР является копинг, ориентированный на избегание (КОИ).
Особый интерес для нас представляет категория людей, обладающая синдромом ПТСР. Как выяснилось, эти люди склонны не решать жизненные проблемы и трудности (активное совладание), а избегать их, то есть имеют пассивный тип совладания. Другая же категория военнослужащих, которые благополучно адаптировались к мирной жизни (в том числе, — и это важно, — в семейной жизни), выбирают проблемно-ориентированный копинг. Причины разного выбора в экспериментальных подгруппах того или иного копинг-поведения мы попытались найти в личностных и социальных ресурсах испытуемых. Хорошо адаптирующиеся испытуемые в действительности обладают более сильным личностным потенциалом (набором субъектных качеств, позволяющих им определять, преобразовывать свою жизнь, например сила Я, самоэффективность, позитивное самоотношение). Говоря о социальных ресурсах, мы также убедились в том, что испытуемые,
200
которые выбирают копинг, ориентированный на избегание и выб -рос эмоций, испытывают гораздо больше трудностей в таких сферах жизнедеятельности, как здоровье и наличие социальной поддержки. Они значительно чаще не удовлетворены конфликтными взаимоотношениями в семье, переживают там дополнительный стресс. Уровень их субъективного благополучия в семейном контексте низок и значимо отличается от показателей группы военнослужащих, не участвоваших в боевых действиях.
В ходе исследования выяснилось, что лишь половина вернувших -ся с войны молодых людей по прошествии определенного времени обнаруживают достаточную степень социальной адаптированное-ти к мирной жизни. Это значит, что оставшиеся 50% испытывают те или иные социально - психологические трудности и нуждаются в специализированной психологической, социальной и медицинской помощи. Безусловно, им требуется и помощь семейного консультанта.
ОДИНОЧЕСТВО В СЕМЬЕ
«Один я тут брожу... без конца все дни
и все недели напролет, пока сам не превращусь
в сугроб, о котором никто даже
знать не знает», — думал Муми-тролль.
Тема одиночества в семье имеет две стороны рассмотрения: оди -ночество может быть здоровым или патологическим в зависимости от того, как оно воспринимается всеми членами семьи.
Удачный брак подразумевает наличие нежестких, свободно и гибко перестраивающихся отношений супругов, построенных на доверии друг к другу. Такой брак вмещает в себя разные формы человеческого существования, в том числе и одиночество. Оно, как правило, возникает по желанию супругов и воспринимается ими как временный «отдых» друг от друга или уединение, необходимое для работы и творчества.
201
Действительно, каждый из супругов время от времени нуждается в восстановительном одиночестве (Н. В. Самоукина, 2003), чтобы «побыть одному», расслабиться, отдаться своим внутренним размышлениям, ассоциациям и ощущениям. Чтобы можно было ни с кем не разговаривать, никому не задавать вопросов и не отвечать, не думать о настроении другого человека, к которому нужно пристраиваться, не продумывать контексты сказанных слов, не волноваться, не напрягаться и не концентрировать свое внимание. Такой коммуникативный отдых возможен только в одиночестве.
Удовлетворение потребности в уединении протекает безболезненно для семьи, если супруги понимают необходимость этого и не считают стремление к одиночеству нарушением семейных норм и обязанностей.
Однако, если в семейных супружеских, а также в детско-родительских отношениях члены семьи испытывают сильное чувство не -удовлетворенности, недостаточность близкой привязанности, чувство опустошенности, то в этом случае мы говорим о патологическом одиночестве в семье.
Как и все сложные чувства, одиночество обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов. Главным образом, помимо проблем разлуки с семьей и травмирующей ситуации потери партнера, детерминантой одиночества является неудовлетворенность качеством отношений в семье. Решающее значение имеют проблемы общения, сопереживания, «чувство понимания». Исследователи описывают: «Атмосфера без смеха и веселья и угрюмая мрачность наполняют дом. Члены семьи не обсуждают друг с другом своих проблем и переживаний, общение сведено до минимума» (Н. Е. Покровский, 1989). Такая семья ассоциируется с «пустой раковиной брака».
Остроту этой проблемы подчеркивают данные зарубежных иссле -дователей одиночества. Обнаружено, что 27% абсолютно одиноких людей состояли в браке: их одиночество явилось результатом отдаления супруга (супруги), возникло из-за осознания пренебрежения очень «занятым» супругом (супругой), у которого (которой) привязанность к дому или боязнь что-либо упустить сильнее желания побыть с женой (мужем).
Одиночество в семье можно отнести к разряду ситуативного оди -ночества, которое является следствием крушения сложившейся
2O2
модели социальных (семейных) связей человека. Данный вид одиночества мало изучен.
Наибольшее развитие исследования феномена одиночества по -лучили в США. Одиночество определяют как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Переживание одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное переживание. Это субъективная реакция на действительный или воображаемый дефицит социальных отношений.
Рассмотрим некоторые теоретические объяснения природы оди -ночества, возникающего в семейных отношениях. Так, сторонники интеракционистского подхода к проблеме одиночества особо подчеркивают текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Они выделили такой тип, как эмо -ционалъное одиночество, которое представляется результатом отсутствия тесной эмоциональной (интимной) привязанности (любовной или супружеской). Исследователи фиксируют, что эмоционально одинокий человек испытывает нечто вроде беспокойства покинутого ребенка — тревогу, пустоту. Эта форма одиночества, испытываемая расставшимися, разведенными или вдовыми брачными партнерами, чьи тесные социальные контакты нарушены, свя -зи разорваны.
Представители психодинамического подхода усматривают корни одиночества в детстве, подчеркивая вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Редактор. Стихи детям - Не обижайте матерей
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотреблением психоактивными веществами для особенных подростков.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Федорова Виктория Андреевна. Конспект развлечения с мамами в подготовительной группе «ДЕНЬ МАТЕРИ»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь