Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60313

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ак насчет дальнобойного оружия?» — спросил Да- лай-Лама.
«Дальнобойное оружие намного опаснее — вы находитесь дальше», — ответил Пол.
«Это правда, чистая правда — намного опаснее», — согласился Далай-Лама. Собственно говоря, один из историков армии США пришел к выводу, что за всю историю оружия количество смертей было прямо пропорционально расстоянию, с которого можно было осуществлять убийство. Во времена кремневых ружей существовала поговорка «Не стреляй, пока не увидишь белки их глаз». Но многие солдаты не стреляли как раз потому, что видели белки глаз неприятеля и осознавали, что им предстояло сделать.
«Нам жилось бы гораздо лучше с мечами, чем с ружьями, — согласился Пол. — Так противники находились бы ближе друг к другу».
Продолжая презентацию, Пол сказал: «Те, кто занимается изучением насилия, различают несколько его видов. Инструментальное насилие служит средством достижения цели. Преступник требует, чтобы вы отдали ему кошелек, и угрожает вам насилием; если вы не отдадите кошелек, то он совершит по отношению к вам акт насилия».
Затем Пол показал газетную фотографию разъяренной женщины, отчаянно пытающейся дотянуться до мужчины. «Мужчина, на которого она пыталась напасть, убил ее дочь. Он только что был осужден. Приговор он выслушал совершенно спокойно, и это довело женщину до критической точки. До этого момента она никогда не пыталась совершить насилие по отношению к этому мужчине. Интересно, что муж пытается удержать ее за руку. Фотография убедительно доказывает, что даже после такого ужасного преступления не каждый человек готов использовать насилие. Даже несмотря на то, что мы по
нимаем причину ее поведения, нас успокаивает тот факт, что он ее не поддержал. Не каждого можно довести до насилия.
Я не психиатр, но в современной психиатрии существует диагноз „эмоциональное неустойчивое расстройство личности", который ставят людям, демонстрирующим хронические, импульсивные вспышки насилия, не соответствующие ситуации. Последние исследования показывают, что к этому ужасному состоянию ведут два пути. Первый — это травмы головы, которые приводят к поражению областей, отвечающих за контроль над эмоциями; второй — генетически обусловленное нарушение, так называемая гиперреактивность».
Свойственно ли сострадание человеческой природе?
«Прежде чем я закончу, хотелось бы вкратце охарактеризовать печаль и горе и сделать одно важное замечание, — сказал Пол, показывая слайд с изображением искаженного страданием лица женщины. Когда Далай- Лама увидел этот слайд, его собственное лицо на какое-то мгновение стало отражением ее мученического выражения.
Пол сравнил слайдовое изображение с газетной фотографией группы разгневанных мужчин на политической демонстрации. «Прежде всего хочу обратить ваше внимание, — сказал Пол, — на разницу вашей реакции при взгляде на эту женщину и на этих мужчин. Я не верю, что такое выражение гнева может тронуть нас так же сильно, как если бы мы сами присутствовали на месте событий. Но эта фотография незнакомой нам женщины доходит до сердца большинства людей: мы ощущаем ее страдания. Она страдает, а важной частью природы страдания является посылаемый нам импульс просьбы о помощи, и мы чувствуем эту просьбу».
«Вот поэтому я не перестаю утверждать, что сострадание изначально свойственно человеческой природе», — сказал Далай-Лама.
«Не стану спорить», — ответил Пол.
«Некоторые могут счесть это очень слабым аргументом», — сказал Далай-Лама с улыбкой.
«Нет, — возразил Пол. — Я убежден, что это очень важный момент. Это один из уроков, которые мы извлекаем из страдания, и он тесно связан с развитием сострадания. Состраданию гораздо легче появиться в ответ на страдание, чем в ответ на гнев».
«Интересно, — словно думая вслух, произнес Далай- Лама, — неужели действительно есть существенная разница между фотографическим изображением разгневанного человека, который не вызывает у зрителя никакого эмоционального отклика, и изображением горя, которое вызывает такой отклик?»
«Существенная? — отозвался Пол. — Я бы сказал — очень существенная. Сила страдания настолько велика, что оно может доходить до наших сердец даже с фотографии. Гнев заразителен: когда кто-то изливает его на нас, мы гневаемся в ответ; точно так же, когда кто-то смеется, мы смеемся вместе с ним. Страх менее заразителен. Он может передаваться, но далеко не так сильно, как гнев, веселье или страдание. На мой взгляд, это говорит о многом: это свидетельство способности страдания вызывать сострадание. Данный факт может иметь практическое значение при обучении состраданию. Я не готов распространяться на тему практического применения, а просто называю одну из возможностей.
В заключение хочу сказать, что после того как я потратил больше тридцати пяти лет на изучение эмоций, меня поражает, как мало мы все еще о них знаем. Мы все еще в самом начале пути. Наука начала уделять им серьезное внимание только в последние десять-пятна-
дцать лет. Позвольте закончить мою формальную презентацию цитатой из Чарльза Дарвина, наследником которого я себя в определенной степени ощущаю.
Это слова из заключительной части его книги „О выражении ощущений у человека и животных": „Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее".
Эта фраза поднимает вопрос о контроле над выражением эмоций. Если выражение делает эмоцию сильнее, а мы не хотим действовать под ее влиянием, то могу предложить прием, способный помочь в моменты, когда мы находимся во власти эмоции: не выражайте ее открыто.
А теперь я продолжу цитату из Дарвина: „С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию. Тот, кто дает волю несдержанным жестам, усиливает свой гнев. Тот, кто не контролирует признаки страха, испытает страх в еще большей степени, а тот, кто остается пассивным в момент переполнения горем, теряет возможность восстановить эластичность ума".
Я считаю, что Дарвин поднимает несколько вопросов, обсуждение которых, я надеюсь, мы еще продолжим. Я перечитывал книгу Дарвина много раз, но при каждом новом прочтении я замечаю то, чего не видел ранее. Что особенно поражает меня в этом пассаже, так это концепция эластичности ума.
Благодарю всех вас за возможность выступить перед вами».
После того как Пол закончил, его больше всего интересовало, было ли то, что он сказал, полезным для Далай-Ламы, которого Пол считал, в определенном смысле, совестью мира. Со своей стороны Далай-Лама особенно высоко оценил достоверные научные данные об универсальности эмоций, которые стали весомым аргументом в поддержку его собственной концепции общей гуманистической природы человечества. Далай-Лама отвесил Полу глубокий поклон в знак почтения, сложив ладони вместе.
Глава 7
Культивирование эмоционального равновесия
«Как вы определяете понятие психического здоровья?» Во время второй конференции Разума и Жизни в 1989 году Алан Уоллес задал этот вопрос доктору Льюису Джадду, тогдашнему директору Федерального психиатрического исследовательского центра при Национальном институте психического здоровья.
Алан был поражен, когда узнал, что у западной науки нет точного ответа. Изучением психического здоровья как такового психиатрия не занимается; исследователи фокусируют свое внимание на психических расстройствах, а психическое здоровье определяется в основном как отсутствие психических заболеваний. Предлагаемые психиатрией инструменты предназначены для борьбы с симптомами эмоциональных страданий, а не для того, чтобы способствовать эмоциональному процветанию. В свое время сам Фрейд объявил объектом психоанализа «нормальный невроз».
В отличие от западной науки, в буддизме есть множество четких критериев для определения ментального и социального благополучия, а также набор практик для
их достижения. Когда речь идет не просто о понимании ментальных загрязнений и о том, как с ними бороться, но также и о том, как достигать исключительных состояний ментального здоровья, буддизм располагает огромным количеством знаний, которые он может предложить Западу. В этом нам предстояло убедиться на послеобеденной сессии.
Когда мы собрали



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь