|
Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 25048
Автор: Аверьянов Л.Я.
Название: Социология. Искусство задавать вопросы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Поэтому после контактных вопросов во вступительной части анкеты следует дать несколько несложных и личностно нейтральных вопросов, близких к основной теме исследования. Так, если в инструкции социолог заявил, что будет изучать проблемы семьи и брака, то первые страницы ан-кеты должны быть посвящены этой теме. Если исследование направлено на изучение проблем повышения удовлетворенности трудом, совершенствова-ния условий и организации труда, то этих тем должны касаться и первые после контактных вопросы анкеты. Позже, в основной части анкеты, после объяснительных и вводных фраз можно формулировать вопросы по другим темам, может быть, визуально и не связанных с основной темой. Как прави-ло, указанной части вступления отводится не более двух-трех вопросов.
Вступительная часть анкеты содержит еще один важный элемент. Помня о том, что анкета может показаться респонденту хаотичным набором вопросов, надо предупредить его возможную негативную реакцию. Поэтому при переходе к основной части анкеты следует включить такую вступительную фразу, которая объясняла бы респонденту структуру всей анкеты. Например: "Мы закончили вступительную часть анкеты. Сейчас переходим к основным вопросам по теме исследования, которая была указана в инструкции. Но поскольку мы рассматриваем многие аспекты, не удивляйтесь, если часть наших вопросов будет касаться различных проблем. Это предусмотрено программой исследования". После такой вводной фразы в основную часть анкеты структура и остальные вопросы, каких бы аспектов они ни касались, будут легко вос-приниматься респондентом, во всяком случае им будет понятно, что тот или иной вопрос имеем смысл для исследователя. Продолжая разговор. Основная часть анкеты несет главную нагрузку исследования и формируется в зависимости от принципов избранного под-хода к ее построению Можно указать три принципа построения основной части анкеты и расположения вопросов. 1. Логическая последовательность вопросов, когда логика располо-жения вопросов в анкете строго соответствует логике схемы ее анализа. Это делается тогда, когда содержание вопросов и их анализ требуют строгой по-следовательности расположения. Например, нельзя задавать вопрос о при-чине увольнения опрашиваемых, предварительно не выяснив, собирается ли он увольняться. При таком подходе все вопросы или их основная часть выстраиваются по полю анкеты в логическую цепочку смысловой зависимости. Так, при изучении аудитории радиослушателей, выяснении популярности определенных радиопередач или новых радиостанций сначала следует узнать, слушает ли вообще респондент радио, затем уточнить, какие радиопрограммы он предпочитает и только после этого - каким радиопередачам он уделяет наибольшее внимание, какие из них ему нравятся больше других. Чтобы избежать возможного воздействий предыдущих вопросов на последующие, о чем мы уже говорили, взаимовлияющие вопросы раздвига-ются серией буферных или других вспомогательных вопросов, но при этом необходимо всегда придерживаться логической последовательности распо-ложения основных вопросов. 2. Моноцентричность. Другой принцип построения основной части анкеты - это соблюдение моноцентричности, когда в анкете формируется один центральный вопрос или центральный тематический раздел, содер-жащий несколько вопросов, а все остальные вопросы выступают как вспо-могательные (в широком смысле) и работающие строго на центральный во-прос. Моноцентрическая структура анкеты используется, как правило, в том случае, когда требуется углубленное, детальное изучение какого-либо одного фактора, явления, процесса. Так, в исследовании проблемы повыше-ния успеваемости студентов ВУЗа центральным был вопрос об их успевае-мости. Все остальные вопросы, касавшиеся удовлетворенности бытовыми условиями, организации учебного процесса, производственной практики, спорта и т.д., были по существу вспомогательными. Анализ ответов респондентов позволил выяснить, как изменяется успеваемость студентов в зависимости от различных факторов (системы факторов). При этом может быть использована различная система анализа как простая (двойные связи), так и более сложная. В конечном итоге это позволяет предложить ряд мероприятий для практического управления про-цессом. В частности, в одном исследовании, посвященном проблеме повы-шения успеваемости студентов, основными факторами, оказывающими влияние на успеваемость студентов, явились умение студентов учиться, си-стематичность обучения и определенная социально-профессиональная направленность студентов, в частности, ориентированность только на полу-чение специальности и т.д. Моноцентрическая структура основной части анкеты имеет особен-ности расположения вопросов. Так, центральный вопрос, как правило, рас-полагается в середине анкеты, когда респондент вошел и в курс дела, и в ритм работы, но еще не устал. Остальные вопросы концентрируются вокруг центрального, в зависимости от их содержания и смысловых взаимосвязей или специфики их восприятия опрашиваемыми. 3. Полицентричность. Третий принцип построения основной части анкеты - это полицентричность, когда формируется не один, а несколько центральных вопросов или блоков вопросов. Так, в описательном исследо-вании, например, при определении уровня политической активности населения малого города в программе исследования выделялись несколько жизненно важных определяющих факторов: участие в демонстрациях и митингах, участие в выборах, чтение политических статей и просмотр соответствующих телепередач, участие в деятельности какой-либо партии или общественного движения и пр. Каждый из этих факторов в методике выражается одним или рядом вопросов, представляющих собой особый тематический раздел в анкете, но имеющий содержательное значение только в совокупности с другими вопросами. При анализе социологического материала каждый из этих блоков во-просов или отдельных вопросов в зависимости от принципа построения те-матических разделов становится поочередно центральным вопросом, когда все остальные вопросы или блоки вопросов работают только на этот вопрос. Так, в системе двойных связей может быть построен логический квадрат с последовательной зависимостью каждого вопроса от любого другого. Соответствующим образом меняется и схема расположения вопросов по центральному полю анкеты, когда все центральные вопросы расположе-ны в середине анкеты. Именно при полицентрическом построении основной части анкета чаще всего и воспринимается как хаотичная, где отсутствуют логические связи вопросов между собой. В этом случае и строится искусственная си-стема логической связи, когда вопросы приобретают визуальную логиче-скую связь, о чем уже говорилось. Характер расположения вопросов в ос-новной части анкеты зависит также от фактора психологического восприя-тия ее респондентами. Подготовительный этап не исчерпывает проблемы восприятия ре-спондентом анкеты. Нельзя считать, что после удачного вступления все остальные вопросы покажутся ему легкими и доступными. Проблема психологического восприятия остается актуальной на всем протяжении работы над анкетой. Одним из удачных приемов в этом плане является выделение в анкете тематических разделов, или, как часто говорят, блоков вопросов, каждый из которых имеет название и даже нумерацию. Разделение анкеты на блоки может быть естественным и искусствен-ным. В первом случае тематическое деление строго соответствует логиче-ской схеме анкеты, заложенной в программе исследования, т.к. когда в од-ном месте анкеты собраны все вопросы, которые соответствуют тому или иному программному положению, как, например, при полицентрической структуре. Но это не всегда возможно, поскольку в одном тематическом блоке логической схемы анкеты могут содержаться различные по содержанию во-просы. Скажем, согласно программе исследования под дисциплиной может пониматься как трудовая, так и исполнительская дисциплина, тогда как в логической схеме, а следователь, и в схеме анализа анкеты, они находятся в одном разделе, под общим понятием "дисциплина". Это вполне допустимо, поскольку полностью соответствует логике рассуждения исследователя. В тематическом разделе анкеты их ставить вместе нельзя, потому что в во-просной форме они оказываются логически не связанными. Действительно, если исследователь поставит рядом, в одном блоке такие вопросы, как "Опаздываете ли Вы на работу?" и "Всегда ли Вы выполняете распоряжения своего непосредственного руководителя?", то для респондента они будут выглядеть содержательно не соответствующими. Создается впечатление, что сначала мы спрашиваем об одном и тут же без всякого перехода совсем о другом. Это всегда нервирует опрашиваемых. Чтобы избежать такой непоследовательности, по мере возможности в анкете создаются искусственные блоки, где все вопросы собраны по едино-му логическому признаку, во всяком случае так это выглядит визуально. Так, изучая удовлетворенность браком, можно соединить в одном блоке вопросы, касающиеся и удовлетворенности работой, и удовлетворенности жильем, и удовлетворенности социально-бытовым обслуживанием и т.д., хотя в соответствии с программой исследования они могут быть не связанными между собой. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|