Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26262

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Необходимо отметить, что с позиции Э.Берна детерминация жизненного пути личности не редуцируется только к жизненному сценарию, но помимо него включает внешние силы и обстоятельства, именуемые судьбой, и свободные устремления человека, могущие сорвать реализацию жизненного сценария. «Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо и отстаивать и бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе» [37, с. 175]. С точки зрения Э.Берна, сценарий многократно обкатывается, репетируется и прогоняется, что делает его узнаваемым и рефлексируемым для человека и для терапевта. Человека как свободного субъекта жизни с этой точки зрения отличает способность осознания, критики и редактуры жизненного сценария. Сознательное планирование жизненного пути при этом преобладает над детскими решениями и подсознатель-
230
ными программами, которые некритически пересаживаются в жизнь. Не случайно одной из главных целей терапевтического метода Э.Берна является стимуляция рефлексии, при помощи которой происходит осознание и отреагирование детских иррациональных установок на способ жизни [37]. Таким образом, в контексте транзактного психоанализа ключом к независимому способу жизни является осознанность жизненных целей и способов поведения, подспудно навязываемых субъекту жизненным сценарием.
В отечественной психологии концепция личности как субъекта жизни получила развитие в работах, посвященных онтологии человеческой жизни [88; 89; 192], в философско-психологической концепции субъекта общественной жизнедеятельности [4; 5; 8], в рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества и жизне-творчества [62; 203; 211]. Некоторые психологические особенности личности как субъекта жизни акцентировались также при разработке концепции психологического времени личности [8; 112], экзистенциальной концепции понимания [97], а также динамического подхода к психологическому анализу личности [21-23].
Общая установка онтологического анализа личности как субъекта жизни - «определение параметров человеческого бытия, по которым определяется уровень человеческой жизни» [192, с. 365]. С точки зрения психологической онтологии С.Л.Рубинштейна, отличительная особенность человека как субъекта жизни - «детерминированность через сознание, иными словами, преломление мира и собственного действия через сознание, - вот основное для понимания проблемы свободы человека и детерминации бытия» [192, с. 358]. Несмотря на то, что в авторской концепции субъекта жизни главный акцент сделан на рефлексию, С.Л.Рубинштейн убедительно показывает, что даже осознанная активность человека в мире нуждается в системе надситуативных ценностно-смысловых опор и является не просто осознанной, но и осмысленной [192, с. 370]. Осмысленность человеческого бытия, по убеждению С.Л.Рубинштейна, содействует способности человека транцендировать за границы наличной жизненной ситуации и превозмогать ее сиюминутные объективные требования. Примечательно то, что С.Л.Рубинштейн связывает осмысленность человеческого бытия с его устремленностью в будущее: «человек есть существо, имеющее «проект». «Проект» он потому, что в нем существование предшествует сущности, в нем нет готовой сущности, он сам ее делает; отсюда его сущность - свобода. Здесь только повернутость к будущему, посредством которого
231
человек якобы отрывается от прошлого и его детерминации» [ 192, с. 361]. И далее: «Возможность человека определять свое будущее есть возможность определения каждого из прошедших этапов своей жизни, поскольку и он был в свое время будущим» [192, с. 362]. В концепции С.Л.Рубинштейна просматривается не только онтологическая характеристика смысла жизни, но также и этические притязания к его содержанию. Созвучие содержания смысла жизни общественным идеалам и ценностям - главнейший критерий истинности смысла жизни и предусловие формирования личности как субъекта жизни. Напротив, отвращение человека от служения всеобщему благу, порабощение человека потребностями, гедонизм, погоня за удовольствиями - симптом опустошенности жизни и извращенности ее смысла [192, с. 369]. В конечном итоге преодоление человеком «притяжения» ситуации и всевозможных детерминаций возможно благодаря тому, что в каждой ситуации для человека как субъекта жизни «просвечивает» ценностно-смысловой «проект» будущего - смысл жизни.
К концепции субъекта жизни, созданной С.Л.Рубинштейном, присоединяются психологи, исследующие общий онтологический статус человеческой субъективности (субъектности). Так, В.И.Слободчиков утверждает, что рефлексия является специфическим механизмом дистанцирования человека от своей непосредственной жизнедеятельности. Она позволяет сделать «разрыв» в детерминации и взять на себя контроль над течением жизни [197; 198]. На этот же счет В.П.Зинченко лаконично замечает: «Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием» [94, с. 35].
Вслед за С.Л.Рубинштейном субъектный подход к личности пропагандирует К.А.Абульханова-Славская, которой принадлежит одна из наиболее влиятельных в современной российской психологии развернутых теорий личности как субъекта жизни [4-8]. К.А.Абульханова-Славская подходит к исследованию личности как субъекта жизнедеятельности, вовлеченного в диалектический процесс общественного воспроизводства, поэтому ее теория претендует скорее на статус философской, нежели конкретно-психологической концепции. Несмотря на высокий категориальный уровень теории, из ее положений с достаточной очевидностью выводятся некоторые психологические характеристики личности как субъекта жизни.
Одной из первых в ряду таких характеристик стоит способность личности к овладению системой жизненных отношений.
232
Освоение и присвоение личностью жизненных отношений определяет субъективирование жизни и личностное саморазвитие. Применяя марксистский принцип воспроизводства, К.А.Абуль-ханова-Славская рассматривает развитие субъекта жизни как личностное становление в единстве с динамикой развития жизненных отношений. «Развитие отношений - это не движение во времени жизни, вдоль жизни, а подъем вверх, к новому качеству ее осуществления, что приводит к глубине личности и к глубине жизни» [7, с. 35]. Уровень развития личности как субъекта жизни проявляется в способности определять и удерживать жизненную траекторию, самоопределяться в жизненных отношениях. На высших уровнях своего развития личность вносит определенность не только в отношения к отдельным событиям жизни, но самоопределяется по отношению к жизни в целом. Следует отметить, что с точки зрения автора жизненные отношения -это бытийные отношения личности к биографическим фактам и жизненному пути в целом, носящие ценностно-смысловой характер и опосредованные диалектикой индивидуальной жизнедеятельности. Жизненные отношения, таким образом, характеризуют онтологическую сторону организации человеческой жизни. В онтическом (психологическом) плане жизненные отношения презентированы как личностные отношения, упорядоченные в жизненную диспозицию. Соотношение жизненных и личностных отношений, жизненной позиции и диспозиции личности проливает свет на диалектику объективных условий и субъекта жизни (объективного и субъективного) [5]. Индивидуальная мера субъектности жизни тем выше, чем активнее личность в овладении и практической реализации жизненных отношений.
По мнению автора, овладение системой жизненных отношений является условием формирования особой личностной логики воспроизводства жизненного пути [5, с. 108-109]. Эта логика называется «субъективной» или «логикой субъекта» и раскрывается на основе тех связей, которыми личность «завязывает» в единый узел разомкнутые события жизненного пути. При этом К.А.Абульханова-Славская подчеркивает, что наводимые личностью связи сосуществуют с объективными причинно-следственными межсобытийными связями, дополняют и могут даже отводить или отклонять каузальные закономерности жизни. «Эти связи замыкает только субъект. Именно его участием события замыкаются во времени, пространстве, причинных связях» [5, с. 119]. Соединяя события по «субъективной логике», личность строит
233
линию жизни, отражающую индивидуальный смысл бытия. Те жизненные обстоятельства, которые не вписываются в смысловую логику, личность купирует - обходит, перенаправляет или активно изменяет, а те обстоятельства, которые благоприятствуют реализации субъективной логики, личность организует и связывает воедино. Таким образом, личность как субъекта жизни отличает особая «субъективная логика», на основании которой замыкаются смысловые связи между разрозненными событиями, прочерчивается индивидуальная жизненная линия.
Кроме того, «важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей...» [7, с. 36]. Здесь «знание» является синонимом осознанности терминальных и инструментальных оснований жизнедеятельности. В структуре жизненной диспозиции особо подчеркивается уровень осознанности и качество способа интерпретации личностью смысла жизни. На основании индивидуальных различий в уровне осознанности жизненных отношений К.А.Абульханова-Славская проводит раздел двух типов личностного отношения к жизни. Первый тип -нерефлексивное, некритическое отношение, которое подталкивает личность к автоматическому и реактивному воспроизводству жизни, и второй тип - сознательное отношение, которое содействует прерыванию стихийной детерминации жизненного пути личности, терминирует «слепое» существование [5, с. 114].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь