|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379524
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 6.10
Планирование своей жизни помогает человеку подготовиться к старости и облегчает адаптацию. Для каждого из перечисленных аспектов жизни предложите запланировать одно мероприятие, которое помогло бы человеку адаптироваться к старости. а. Здоровье ____________________________________ б. Финансы ____________________________________ в. Интересы_____________________________________ г. Отношение к жизни ______________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. СМЕРТЬ И ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ Замечали ли вы, что люди стараются избегать употребления слова «смерть»? Друзья и родственники умершей женщины скорее скажут «она нас покинула» или «ее больше нет с нами», чем «она умерла». Даже привыкшие к смерти врачи и медицинские сестры обычно используют формулировку «больной скончался». Возможно, вы когда-нибудь задумывались и над тем, почему страховка, выплачиваемая в случае смерти, называется «страхованием жизни». Многим старым людям приходится пережить смерть своего супруга, друзей, братьев и сестер, а иногда —даже собственных детей. Очень часто старикам бывает необходимо как-то выразить свое горе, но окружающие игнорируют эту их потребность. До недавних пор тема смерти была запретной, и ее старались всячески избегать. Даже если человек был болен неизлечимой смертельной болезнью, его родственники и друзья убеждали его, что он будет жить. Вайсман (Weisman, 1972) назвал это «заговором молчания». Умирающий человек не мог рассчитывать на честный ответ, спрашивая о своих перспективах на будущее. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) многое сделала для того, чтобы смерть перестала быть запретной темой. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов. • Отрицание. Узнав о том, что его болезнь смертельна, больной уверяет себя, что это ошибка. Он уверен, что диагноз поставлен неправильно или врачи что-то перепутали. • Гнев. Потом больной задает вопрос: «Почему именно я?» и начинает роптать на Бога, судьбу или кого-нибудь еще, кого считает виноватым. Очень часто больные обвиняют в своей болезни врачей. • Депрессия. Больной теряет интерес к жизни, его охватывает отчаяние и чувство полной безнадежности. • Торг. Больные обещают все, что угодно, в обмен на продление своей жизни. Некоторые из них обещают своим врачам бросить курить, пить или не есть сахара, если те помогут им сохранить жизнь. Другие обещают Богу начать праведную жизнь. • Приятие. На последнем этапе у больных наступает внутреннее опустошение. Хотя они не становятся веселыми, у них в душах воцаряется мир, и в конце концов они смиряются с неизбежностью смерти. Кастенбаум и Коста (Kastenbaum and Kosta, 1977) подвергли критике предложенную Кюблер-Росс классификацию этапов процесса умирания. Они утверждали, что не все умирающие проходят через каждый из этих этапов. Кроме того, не всегда сохраняется очередность этапов. Они также выражали озабоченность тем, что друзья и родственники будут относиться к умирающим без должного понимания и сострадания, если им станет известно о существовании таких этапов. Они будут считать, что какое-либо переживание умирающего — «это просто очередной этап». Повысившийся в последнее время интерес к смерти и возросшая забота об умирающих послужили толчком для возникновения в США движения по открытию хосписов. Хоспис — это место, где неизлечимый больной может спокойно и достойно умереть. Услуги хосписа могут быть предоставлены умирающему больному на дому или в специальном учреждении. Главное внимание в хосписах уделяется тому, чтобы к больным относились с пониманием и уважением. Пациенты и члены их семей делятся друг с другом своими чувствами, разговаривают о смерти и даже планируют похороны. У умирающего вырабатывается более спокойное отношение к смерти, в результате чего разрешаются многие эмоциональные, моральные и практические проблемы, связанные со смертью. Контрольные вопросы В столбце слева перечислены термины, упоминавшиеся выше. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву. 22. _____ Юность а. Группа друзей, «тусовка» 23. _____ Вторичные половые признаки б. Бунт против родителей и поиск собственного «Я» 24. _____ Основные половые функции в. Период перехода от детства к взрослой жизни 25. _____ Компания г. Друзья примерно одного возраста 26. _____ Сверстники д. Расширение бедер, развитие молочных желез, изменение голоса 27. _____ Пускание корней е. Начало менструаций 28. _____ Декада попыток ж. Чувство удовлетворенности жизнью, появляющееся примерно к сорока годам 29. _____ Кризис самоутверждения з. Место, где можно достойно умереть 30. _____ Переход середины жизни и. Период честолюбивых замыслов и устремлений 31. _____ Геронтология к. Наука, изучающая процесс старения человека 32. _____ Хоспис л. Изменения, происходящие с человеком в возрасте от 40 до 50 лет Хоспис: больница для неизлечимых больных, где наряду с лечением на первый план выступает внимательное отношение к пациентам, понимание их переживании и уважение к их чувству собственного достоинства. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Очертите круг вопросов, изучаемых возрастной психологией. 2. Объясните, почему решение завести ребенка играет такую важную роль в жизни человека. 3. Опишите, как появление детей влияет на жизнь семьи. 4. Перечислите факторы, которые следует учитывать родителям при планировании количества детей в семье, распределении обязанностей и выборе стиля воспитания детей. 5. Расскажите, о чем надо позаботиться будущим родителям еще до рождения ребенка. 6. Опишите три подхода к родовспоможению. 7. Перечислите основные возрастные этапы развития человека. 8. Опишите образ жизни новорожденного ребенка. 9. Назовите три основные потребности ребенка в неонатальный период. 10. Расскажите об основных проблемах раннего детства и школьного возраста. 11. Перечислите возрастные этапы развития взрослого человека (по Левинсону) и опишите их особенности. 12. Расскажите о физиологических, социальных и интеллектуальных изменениях, происходящих с человеком в юности. 13. Перечислите основные проблемы, возникающие в молодости. 14. Дайте определение зрелости и перечислите пять атрибутов зрелой личности. 15. Расскажите о характерных особенностях зрелого возраста. 16. Расскажите об изменении отношения к проблемам старения, которое произошло за последнее время. 17. Перечислите пять этапов процесса умирания (по классификации Кюблер-Росс) и назовите три недостатка предложенного ею подхода. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел данной главы, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|